Голодец призвала сделать ставку на потребление
Вице-премьер Ольга Голодец считает концепцию экономического развития, предложенную Столыпинским клубом, «более релевантной по отношению к сегодняшней ситуации», чем предложения Алексея Кудрина и его Центра стратегических разработок. «Она дает совершенно иной потенциал развитию экономики России. Концепция Столыпинского клуба ратует за увеличение доступности капитала, денег, за изменение инвестиционной политики, прежде всего за вложение в человеческий капитал как основу развития государства», — сказала Голодец РБК на Петербургском экономическом форуме.
Отличительной чертой программы Столыпинского клуба является идея наращивания денежного предложения по адресным каналам, таким как проектное финансирование ЦБ. Кудрин выступает против.
Голодец считает, что основное ограничение для перехода экономики в область роста — это «недоступность кредитных ресурсов и финансовых средств». «Сегодня та ставка, по которой предлагают кредитоваться наши банки нашей промышленности, это и есть серьезнейший путь к развитию инфляции. Если у вас 13–14% заложено в кредитной ставке, то о каком снижении инфляции можно говорить? Нам нужны деньги по нормальной, доступной цене, и они должны быть доступны по всей экономике России», — сказала Голодец в эфире телеканала РБК.
По ее мнению, в кризисных условиях нужно делать ставку на потребление как на главный драйвер роста. Это сработало в 2008–2009 годах, когда «были резко повышены социальные расходы, и это позволило перейти к экономическому росту». Поэтому вопросы индексации пенсий или зарплат бюджетников — это «вопросы поддержки экономики», сказала Голодец. Когда у населения нет денег, проблемы экономики только усугубляются, подчеркнула она.
В конце мая эксперты представили президенту Владимиру Путину несколько концепций на первом за два года заседании Экономического совета. В том числе предложения внес ЦСР под руководством Кудрина. В докладе экс-министра финансов говорилось, что проблема российской экономики заключается в замедлении так называемого структурного роста — долгосрочной компоненты роста, определяемой фундаментальными факторами (трудовые и капитальные ресурсы, технологический прогресс, качество институтов). На две другие компоненты, внешнеторговую и конъюнктурную (первая связана в основном с ценами на нефть, вторая — с деловыми циклами), надеяться больше нельзя: в 2015 году обе внесли отрицательный вклад в рост ВВП. ЦСР считает, что нужно добиваться ускорения структурного роста до 4% (с текущих 1,5%), но чтобы обеспечить это к 2019 году, понадобится привлечь в экономику дополнительно 4,5 млн человек и 40 трлн руб. инвестиций в основной капитал.