В Кремле признали неудачной попытку реформы надзорных органов
Слишком тяжелый вес
«Первый подход к снаряду у нас успехом не увенчался. Надеемся, что второй подход к снаряду приведет к тому, что этот вес будет взят» — так помощник президента Андрей Белоусов 15 декабря прокомментировал реформу контрольно-надзорной деятельности, которая могла быть запущена в этом году, но теперь отложена в долгий ящик.
В течение года периодически всплывали самые разные идеи административной реформы — вплоть до объединения Минфина и Минэкономразвития и ликвидации целого ряда самостоятельных регуляторов. Предприниматели надеялись в первую очередь на сокращение избыточных проверок, но ожидания бизнеса не сбылись — на недавнем совещании в правительстве было решено отказаться от радикального пересмотра контрольно-надзорной системы.
«Тотальный контроль»
В декабре 2014 года президент Владимир Путин призывал «максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля». «Надо наконец отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля», — сказал тогда Путин. А в июле этого года он поручил премьеру Дмитрию Медведеву до 1 декабря предоставить предложения по оптимизации контрольно-надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций. При этом в поручении, которое Кремль предпочел не публиковать, было четко указано на возможность «сокращения численности контрольных и надзорных органов», что вызвало беспокойство в коридорах Белого дома.
Медведев, в свою очередь, поручил собрать ему предложения по этому вопросу до 15 октября. Обобщить идеи должен был министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Единичные утечки вынесли на всеобщее обозрение самый радикальный вариант, который разрабатывался в Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и затрагивал непосредственно правительство. Он предусматривал сокращение состава министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание девяти крупных федеральных надзоров.
Еще один вариант — гораздо менее острый — исходил от Минэкономразвития и предполагал создание «объединенных инспекций» на региональном или муниципальном уровне и внедрение проверок по принципу «одного окна».
Однако 3 декабря 2015 года из нового Послания Путина Федеральному собранию стало понятно, что реформа контрольно-надзорных органов откладывается. Новый срок — 1 июля 2016 года: к этому времени правительственная комиссия по административной реформе, возглавляемая вице-премьером Сергеем Приходько, совместно с деловыми объединениями должна представить «конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров сообщил РБК, что организация разработает и направит свои предложения в начале 2016 года. В свою очередь, у РСПП есть предложения по оптимизации контрольно-надзорных функций госорганов, которые ранее представители крупного бизнеса уже направили Михаилу Абызову и в Минэкономразвития, сказал вице-президент РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. «Готовы еще раз выйти с этим предложениями», — говорит он. «Сейчас первоочередной задачей является формирование «дорожной карты» по оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Основной акцент в ней предлагается делать на сокращение контроля и надзора в конкретных сферах деятельности», — добавляет Варварин.
Представитель «открытого правительства» сказал РБК, что поручения премьер-министра с указанием ответственных исполнителей пока нет. Владимир Путин в своем поручении по итогам послания конкретизировал только двух исполнителей — Дмитрия Медведева и комиссию по административной реформе. «Открытое правительство» в отличие от июльского поручения на этот раз не фигурирует.
Что отверг Кремль
Итоговую версию доклада Белый дом и Кремль засекретили. Но два источника, знакомые с ходом подготовки доклада, — один из правительства, другой из экспертного сообщества — рассказали РБК, что в Кремль поступил вариант, в рамках которого предлагалось создание шести федеральных надзоров вместо существующих 40 с лишним. При этом, как утверждает источник в правительстве, «предложений по сокращению министерств не было».
«Шла речь об экономическом надзоре, что предполагает [слияние] ФАС и ФСТ, экологическом — [объединение] Росгидромета и Росприроднадзора, финансовом — Росфиннадзор, Росалкогольрегулирование и Счетная палата», — говорит источник в Экспертном совете при правительстве. Технический надзор предлагалось создать на базе Ростехнадзора, Росаккредитации, Роскомнадзора, Ространснадзора и Росстандарта. Наконец, речь шла о создании аналога американского Food and Drug Administration — мегарегулятора по контролю над безопасностью пищевых продуктов и лекарств на базе Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора (РБК сообщал об этом осенью), а также социального — на базе Рособрнадзора и Роструда.
Создание этих укрупненных надзоров предполагало сокращение 30% численности существующих контрольно-надзорных органов, но не предполагало автоматической экономии бюджетных средств на ту же величину, говорят два источника в правительстве. «Сэкономленные средства предлагалось пустить на увеличение зарплат оставшимся сотрудникам надзоров», — поясняет один из источников. «Такой подход шел вразрез с политикой по сокращению расходов на госслужащих», — говорит источник в экспертном сообществе.
Однако эти идеи отклонил в Кремле помощник президента Андрей Белоусов, утверждает источник в правительстве. «В целом реформа идет туго, очень много заинтересованных лиц», — говорит один из собеседников РБК. В частности, против объединения Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора выступал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, говорит один из источников в правительстве. Получить комментарий Данкверта не удалось, а пресс-служба Россельхознадзора во вторник вечером не ответила на запрос.
Кардинальной реформы не будет
«Реформа будет идти этапами. Сейчас все готово к присоединению Ространснадзора к Ростехнадзору. Также решен вопрос об объединении ФНС и ФТС», — говорит источник РБК в правительстве. В пресс-службе Ростехнадзора не подтвердили возможное объединение с Ространснадзором, в Ространснадзоре отказались от комментариев.
Но радикальных мер по изменению структуры контрольно-надзорных органов решено не предпринимать, заявил 15 декабря Андрей Белоусов на конференции «Регуляторная политика в России: эффективность бизнеса как отражение качества работы власти». Он указал, что такое решение было принято на совещании у Дмитрия Медведева. «Совещание было. Решения по радикальной реформе контроля и надзора не принималось. Но совершенствование [функций] будет происходить в соответствии с посланием президента», — сказала РБК пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова.
«Мы должны <...> запустить комиссию по административной реформе, которая за полгода должна провести инвентаризацию избыточных регулирующих функций контрольно-надзорных органов, чтобы за следующие полгода это все отменить. Эта задача, которая, видимо, сейчас свалится на Минэкономразвития», — говорит Белоусов, добавляя, что в части законодательства нужно «решить вопрос о внедрении риск-ориентированного подхода».
Минэкономразвития необходимо обеспечить подготовку предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов до 10 июня 2016 года, к этой работе будут привлечены представители деловых организаций, сообщил РБК представитель ведомства.
Внедрение такого подхода предполагает законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», который разрабатывает Минэкономразвития. Он означает отказ от системы плановых проверок, которые проводятся раз в три года. Контрольные органы «должны будут тщательно анализировать поступающую в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию на предмет срабатывания профилей риска и выходить на проверку только в случае обнаружения соответствующих отклонений от нормальных значений показателей», — говорил ранее заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев. В октябре на парламентских слушаниях он ссылался на мировой опыт использования такого подхода и говорил, что его применение позволяет сократить общее количество проверок на величину от 30% до десятков раз, а отдельные категории бизнеса освободить от необходимости прохождения плановых проверок.
Судьбу закона, работа над которым приостановлена, в Минэкономразвития комментировать отказались.
При участии Анны Дерябиной