Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Турция призвала Финляндию и Швецию дать гарантии перед вступлением в НАТО Политика, 14:17
Станет ли Индия новым локомотивом мировой экономики — The Economist Pro, 14:14
Песков заявил о встревоженности ситуацией с Додоном Политика, 14:11
Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:10
В партии социалистов Молдавии опровергли задержание Додона Политика, 14:10
«Будильник» для водителя: решение проблемы усталости за рулем Партнерский проект, 14:09
Четыре книги, которые помогут поддержать себя и команду Экономика образования, 14:00
Даниил Медведев выиграл первый матч на «Ролан Гаррос» Спорт, 13:53
Как компании подключить свой сайт к Госуслугам и зачем это нужно Pro, 13:49
Альфа-пак: пять видеоигр, в которые играют современные дети Совместный проект, 13:46
Фон дер Ляйен обвинила Россию в использовании продовольствия как оружия Политика, 13:42
Продюсер «Мстителей» запустил документальный сериал про динозавров Стиль, 13:41
Кремль заявил, что не участвует в организации референдума в Южной Осетии Политика, 13:37
Песчаная буря накрыла Ирак и Кувейт. Фоторепортаж Общество, 13:31 
Путину предложат сократить почти два десятка министерств и ведомств ,  
0 

Минэкономразвития предложило альтернативу сокращениям в правительстве

Сокращать надо не число министерств, а число контролеров и проверок, предлагает Минэкономразвития. Некрупный бизнес может получить одно окно для всех проверок, остальным предложен принцип «один риск — один контролер»
Фото: Lori
Фото: Lori

Одно окно для небольшого бизнеса

Создание «объединенных» инспекций на региональном или муниципальном уровне, которые проверяли бы только определенный круг небольших предприятий (например, общепит) по типовому набору требований в режиме одного окна, — таково одно из предложений по оптимизации контрольно-надзорной деятельности, которые Минэкономразвития на прошлой неделе направило в Белый дом министру Михаилу Абызову. О предложениях РБК рассказали два источника в экономическом блоке правительства.

Министр по вопросам открытого правительства Абызов по поручению президента готовит предложения по оптимизации структуры и сокращению численности контрольно-надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций. Формальный старт подготовке реформы Владимир Путин дал 13 июля. Итоговый документ со всеми предложениями по реформе контрольно-надзорных функций должен быть представлен президенту 1 декабря, после того как будет рассмотрен и одобрен руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько.

Проверки по принципу одного окна могут стать «компромиссом между серьезным перераспределением полномочий и оптимизацией структуры контрольно-надзорных органов», говорит федеральный чиновник, пересказывая текст письма, направленного в правительство. «Объединенные» инспекции предлагается создавать на региональном или муниципальном уровне. Их собираются ориентировать на надзор за соблюдением обязательных требований, связанных с «ограниченными» рисками, возникающими в деятельности определенного круга предприятий. Для этого предлагается выделить перечень таких рисков и предприятий. Например, предприятия общественного питания с определенной мощностью, розничные магазины малого формата, производственные мастерские, небольшие производства. В отношении этих предприятий следовало бы составить типовой набор наиболее важных требований из различных сфер. Речь идет о пожарных, санитарных, ветеринарных, трудовых и природоохранных требованиях, которые и должен будет проконтролировать один инспектор.

При этом Минэкономразвития указывает, что трудности могут возникнуть в налаживании эффективного взаимодействия «объединенных» инспекций с федеральными ведомствами. Нет ясности и с источниками финансирования таких инспекций. Пока Минэкономразвития предлагает опробовать несколько пилотных проектов, делегировав полномочия регионам.

Идея с унифицированными проверками по принципу одного окна для малого бизнеса — один из вариантов, который может снизить нагрузку на бизнес, считает cопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Но на практике такую идею сложно будет реализовать, сказал РБК вице-президент «Опоры России» Александр Жарков. «Как найти инспектора с таким уровнем квалификации, знанием нормативной базы всех перечисленных видов контроля? Это утопия», — говорит Жарков.

Один риск — один контролер для всех

В целом Минэкономразвития предлагает опираться на принцип «один риск — один контролер», то есть устранить ситуацию, при которой одно ведомство может заниматься несколькими типами рисков и в то же время один тип рисков может быть размазан между несколькими ведомствами. Это значит, что контрольно-надзорные органы, чьи функции и профильные риски пересекаются, могут быть объединены. Например, полномочия Росалкогольрегулирования (предельная численность — 1,4 тыс. человек) сводятся к обеспечению качества этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, рассказывает собеседник РБК. Другая функция этой службы — учет объема и производства этой продукции. Первая задача может решаться в рамках функций Роспотребнадзора (штатная численность — 18,1 тыс. человек). Вторая функция — в рамках полномочий ФНС по обеспечению собираемости налогов.

Для реализации принципа «один риск — один контролер» Минэкономразвития предлагает оптимизировать схему размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих контроль и надзор. Предлагается снижение количества соответствующих подразделений в Центральной части России за счет создания межведомственных подразделений. То есть в рассмотренном выше примере речь может идти о том, что Росалкогольрегулирование как орган федеральной власти сохраняется, но его функции на местах исполнят Роспотребнадзор и ФНС.

Pro
Фото: Shutterstock Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Фото: David Ramos / Getty Images Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда
Pro
Фото: Unsplash Кто и как сегодня заключает контракты с блогерами
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Фото:  Shutterstock Почему инвесторы бегут из крипты: две причины и одна теория заговора
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Когда же использование принципа «один риск — один контролер» и объединение контрольно-надзорных органов по тем или иным причинам невозможно, предлагается вариант более четкого разграничения полномочий между проверяющими органами по проверяемым объектам. Таким способом можно было бы решить конкуренцию Роспотребнадзора и Россельхознадзора по надзору за оборотом пищевой продукции, говорят чиновники. Можно было бы установить запрет на проведение надзорных мероприятий Россельхознадзором в отношении оборота продукции, в том числе имеющей ветеринарные риски, в розничной сети. Такое же разграничение можно было бы применить и к санитарно-эпидемиологическим проверкам условий труда, которые сейчас проводит Роспотребнадзор, и проверкам охраны труда, выполняемым Рострудом.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров считает, что «система проверок сейчас не главная головная боль, но ее оптимизация в любом случае позволит улучшить ситуацию, поскольку проверки — это всегда и финансовые, и временные затраты». По его словам, сокращение численности органов госконтроля не решит проблемы, важно работать над сокращением числа проверок.

Абызов сказал РБК, что считает «преждевременным комментировать подготовленные предложения до их детального обсуждения с руководством правительства». Однако, по его словам, «исходя из опыта работы с контрольно-надзорным органами за последние годы, все преобразования в этой сфере необходимо проводить поступательно и очень выверено, индивидуально рассматривая каждый случай, с четким пониманием рисков, потому что контроль и надзор напрямую связан с обеспечением безопасности в обществе».

Карта вместо закона

Еще одним элементом реформы контрольно-надзорных органов мог бы стать соответствующий закон — с начала 2015 года Минэкономразвития подготовило уже несколько его версий. На прошлой неделе глава аппарата правительства Приходько провел совещание по контрольно-надзорной деятельности, на котором законопроект Минэкономразвития «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» был отправлен на доработку. Об этом РБК рассказали два участника совещания. Факт совещания подтв​ердили и в Минэкономразвития. Было решено законопроект дополнительно проработать, сказали РБК в министерстве.

«В последней версии документа предполагалось систематизировать виды проверок и перечислить все возможные мероприятия по контролю и надзору. В итоге нагрузка на бизнес только увеличилась бы. Кроме того, законопроект сейчас не учитывает необходимость выполнить поручения премьера по оптимизации самой системы контроля и надзора», — говорит РБК участник совещания.

«Опасения участников рынка, что в результате могут серьезным образом измениться сложившиеся подходы к контролю и тем самым ухудшится положение бизнеса, связаны не с законопроектом, а с избытком обязательных требований, их дублированием и пересечением, которые в настоящее время есть в законодательстве», — говорит представитель Минэкономразвития. Он также сообщил, что в настоящее время ведется работа над рядом поручений президента, связанных с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности: «В связи с этим на совещании было решено подготовить развернутую «дорожную карту» на два ближайших года по реформированию в целом контрольно-надзорной деятельности. Подготовка данной карты была поручена Минэкономразвития. Но официальные поручения по итогам совещания в настоящий момент в ведомство не поступили, поэтому о конкретных сроках реализации данных решений пока сказать не можем».

Правительство не сокращать

Одновременно Минэкономразвития передало в Белый дом свое отрицательное мнение по поводу радикальных идей по сокращению числа министерств и ведомств. Позиция, что «механическое сокращение численности органов госконтроля и надзора нецелесообразно», направлена Абызову в рамках ответа на президентское поручение, говорит источник РБК. На прошлой неделе источники РБК в правительстве рассказали, что в экспертный совет при правительстве поступили предложения по реформе контрольно-надзорных функций, из которых следует, что эта реформа может обернуться оптимизацией всей структуры правительства. Сообщалось, что в результате реформы из 21 действующего министерства может сохраниться только 15.

«Реализация этого подхода сопряжена с риском серьезного снижения контроля в органах, обладающих низкой общей численностью. В них практически отсутствует возможность маневра во внутреннем перераспределении полномочий», — объяснил позицию ведомства другой чиновник. По его словам, есть риск и в существенном падении денежного содержания инспекторского состава, который в настоящее время финансируется в том числе за счет разницы между предельной установленной и фактической численностью. Кроме того, в 2014–2015 годах уже принимались решения об оптимизации, в том числе снижении предельной численности отдельных федеральных органов госконтроля и надзора. «В любом случае сокращения без существенной ревизии и сокращения выполняемых функций снизят качество контроля и повысят коррупционную составляющую из-за рисков существенного снижения официального денежного содержания инспекторов», — говорит собеседник РБК.

Материалы к статье
Авторы