Политика одного Китая: "маленький император" принес много проблем
Политика "одна семья – один ребенок" была введена в качестве единственного способа регулирования чересчур разросшегося населения Китая, там ее называют системой принудительного планирования семьи. Согласно результатам переписи 1982г., население Поднебесной составляло чуть более 1 млрд человек, к 2000г. количество китайцев превысило 1,26 млрд человек. Данные последней переписи говорят о том, что в настоящее время в КНР проживают около 1,33 млрд человек. По мнению официальных властей, вышеуказанная политика помогла предотвратить рождение 400 млн детей.
Современные реалии
Сегодня "политика одного ребенка" затрагивает не так уж много людей, как принято думать в отдаленных от Китая государствах, – приблизительно 30-40% населения. В последние годы власти Поднебесной предоставляют своим гражданам некоторые послабления: во-первых, представителям национальных меньшинств – они могут иметь более одного ребенка, во-вторых, жителям сельской местности (их в Китае около 50%) – им разрешено попытать счастье второй раз, если первый ребенок – девочка, в-третьих, семьям, в которых оба родителя – единственные дети. И, наконец, последний законный способ родить второго ребенка заключается в выплате штрафа, который высчитывается в размере нескольких годовых доходов жителей конкретной провинции, где проживает семья "нарушителей". Разница существенна: если в небольших городах штраф в среднем составляет 6-7 тыс. долл., то в крупных городах можно заплатить кругленькую сумму, исчисляющуюся десятками и даже сотнями тысяч долларов.
Пойти против воли официальных властей чревато целым рядом неприятностей: во-первых, увольнением с госслужбы, во-вторых, тем, что ребенок не получит необходимых документов, даже самого простого удостоверения личности - а значит, никакого образования и медицинского обслуживания, - и будет преследоваться властями. Существуют у компартии и более жесткие меры регулирования демографии. Так, женщинам, уже родившим одного ребенка, настойчиво предлагается пройти процедуру стерилизации, кроме того, широко распространена практика принудительного абортирования. При этом официально аборты на поздних сроках беременности были запрещены только в 2001г., хотя в последнее время всплывают все новые и новые прецеденты, доказывающие, что драконовские меры в некоторых провинциях применяются и по сей день. Разумеется, официальные власти их всячески отрицают.
Тем не менее существуют и другие способы обойти ненавистную политику тотального контроля властей. Так, в последнее время в Китае появилось понятие "родильный туризм", когда беременные китаянки уезжают рожать, к примеру, в Гонконг. К слову, у местных жителей такой наплыв рожениц с материка вызывает серьезное раздражение. Внешняя и внутренняя миграция не дает объективно подсчитать количество новорожденных китайцев, а также выяснить, где они родились и фактически проживают. Регистрация по месту жительства не обязывает физически находиться в конкретной провинции, а значит, имея официальную прописку в сельской местности, многодетная семья может проживать и в городе. Отсюда, кстати, и возникают существенные неточности в соотношении сельского и городского населения.