Минфин признал издержки перевода экспортеров на расчеты в рублях
"Механизм мы готовим, прорабатываем", - сообщил он. Перейти на расчеты в национальной валюте "мы готовы хоть завтра", заявил министр, однако признал, что сегодня возможности оплаты в рублях, даже предусмотренные контрактами, не используются.
"Здесь есть определенные издержки для экспортеров и для покупателей нашей экспортной продукции, потому что им нужно будет покупать рубли", - пояснил Силуанов. При обмене валюты, продолжил он, придется платить комиссию, да и рубль сейчас "немножко волатильный".
Ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев заявлял, что перевод экспортных контрактов на рублевые расчеты содержит элементы валютного контроля, но не совсем входит в противоречие с тезисом об его отмене. Отвечая на вопрос о том, рассматривают ли власти возможность введения каких-либо ограничений по валютным операциям, Антон Силуанов сказал нет.
Как пояснял Моисеев, дальнейшие операции по переводу выручки в рубли никто запрещать не планирует. А покупатель будет платить в той валюте, которая ему удобна, после чего банк будет конвертировать эту валюту в рубли и переводить их поставщику. Издержки на банковские транзакции, считает он, будут минимальными. Все это, по словам замминистра, можно считать неудобствами, на которые надо пойти ради безопасности.
Российские власти заговорили о переходе на расчеты с контрагентами в национальных валютах после объявления санкций со стороны США и ЕС. Президент Владимир Путин 5 мая подписал поправки в законодательство о валютном регулировании, позволяющие правительству обязать резидентов частично перейти на расчеты в рублях.
Согласно новым поправкам, правительство может определить долю средств, которые должны быть получены по внешнеторговым контрактам именно в рублях. Кабинет министров сможет также установить для таких расчетов списки товаров и даже стран, с которыми потребуется расплачиваться в рублях.
Елена Малышева