Покупка активов Росавиа может снизить рентабельность "Аэрофлота"
Кризис не прошел без последствий для российского авиасектора. Это выразилось прежде всего в снижении объемов авиаперевозок, увеличении долговой нагрузки и, как следствие, банкротстве ряда перевозчиков. Однако компании прилагают усилия для сохранения и укрепления своих позиций на рынке, и, по мнению экспертов, в 2010г. можно будет наблюдать его восстановление, пусть и небыстрое. Среди наиболее привлекательных активов в российском секторе авиатранспорта аналитики выделяют "Аэрофлот" и "Трансаэро", указывая на хорошие перспективы компаний, а также наблюдающуюся в отрасли консолидацию.
В настоящее время обсуждается возможность передачи ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" авиатранспортных активов госкорпорации "Ростехнологии", составляющих основу формируемого холдинга Росавиа. Соответствующее предложение сделал в конце 2009г. министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Как отмечают аналитики ФК "Уралсиб", если предложение будет одобрено, государство может приобрести 28% акций "Аэрофлота" у Национальной резервной корпорации (контролируется Александром Лебедевым), а затем передаст их Ростехнологиям в обмен на контроль над принадлежащими госкорпорации авиаперевозчиками. Государство также рассматривает другой вариант - создание Ростехнологиями и "Аэрофлотом" совместной управляющей компании для этих активов.
Эксперты "Уралсиба" напоминают также, что в настоящий момент Ростехнологиям принадлежит Росавиа, которая, в свою очередь, контролирует ГТК "Россия" (100%), "Владивосток авиа" (100%), "Сахалинские авиатрассы" (100%), "Кавминводыавиа" (100%), "Оренавиа" (100%), "КрасЭйр" (51%), "Домодедовские авиалинии" (50,04%), "Саратовские авиалинии" (50,9%), "Самара" (46,5%) и "Дальавиа" (100%).
Окончательное решение по вопросу передачи активов или созданию управляющей компании должно быть принято на заседании правительства 30 января.
Имеющейся информации пока недостаточно, чтобы дать оценку возможной сделке, считают эксперты. С одной стороны, приобретение активов Росавиа значительно усилит позиции "Аэрофлота" на рынке авиаперевозок. С другой - активы Росавиа слишком неоднородны с точки зрения рентабельности. Кроме того, компания имеет значительную долговую нагрузку, и ее приобретение в нынешнем состоянии вряд ли будет отвечать интересам акционеров "Аэрофлота".
"Ввиду отсутствия информации об активах Росавиа на текущий момент потенциальный эффект консолидации трудно оценить", - подчеркивают эксперты "Уралсиба". Однако если таковая состоится, это может снизить рентабельность "Аэрофлота", так как большая часть активов Росавиа не является прибыльными. Пока аналитики оценивают данную новость - в случае варианта с консолидацией - как негативный фактор для динамики акций компании.
В то же время, как полагает главный аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли, передача "Аэрофлоту" авиаактивов Росавиа означала бы существенное увеличение пассажиропотока компании и значительный отрыв от ближайших конкурентов. "Аэрофлот" смог бы укрепить свои лидерские позиции на рынке. Например, перевозки пассажиров ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро" - за 11 месяцев 2009г. составили 4,65 млн человек. С учетом данных Росавиа за аналогичный период "Аэрофлот" перевез бы более 16 млн человек", - указывает эксперт.
С другой стороны, отмечает М.Иркли, авиапарк "Аэрофлота" является одним из самых новых, что означает большую топливную эффективность по сравнению с конкурентами. Росавиа этим похвастаться не может. В целом же эксперт считает, что данная новость носит скорее положительный характер для котировок акций "Аэрофлота".
Свободными денежными ресурсами "Аэрофлот" в настоящее время не располагает, поэтому ему придется привлекать финансирование на стороне, комментируют ситуацию аналитики "ВТБ Капитал". Долговая нагрузка "Аэрофлота" и без того весьма значительна (чистый долг на конец III квартала 2009г. составлял 1,3 млрд долл.), однако львиная ее доля представлена обязательствами по финансовому лизингу и долгосрочными заимствованиями, связанными со строительством только что открытого нового терминала в Шереметьево. В связи с этим аналитики считают возможным как долговой, так и акционерный вариант финансирования.
"Хотя "Аэрофлот" всегда тяготел к тому, чтобы стать центром консолидации отрасли, получение контроля над Росавиа с ее высокой долговой нагрузкой и мелкими региональными перевозчиками, балансирующими на грани банкротства, вряд ли наилучшим образом отвечает интересам акционеров "Аэрофлота", - подчеркивают аналитики "ВТБ Капитал". По их мнению, у Росавиа - лишь два качественных актива: ГТК "Россия" и "Владивосток авиа".
"В случае обмена трети акций "Аэрофлота" на контрольный пакет Росавиа (чтобы не усложнять, можно ограничиться контрольными пакетами этих двух "дочек") сделка представляется недешевой", - подчеркивают эксперты. С точки зрения коэффициента EV/пассажирооборот на 2009г. активы Росавиа будут оценены на уровне 0,1 (то есть на уровне самого "Аэрофлота").
Учитывая более низкую эффективность Росавиа, неоднородность ее активов (пестрый с точки зрения моделей авиапарк, дублирование некоторых рейсов, а также высокую долговую нагрузку), "Аэрофлоту", пожалуй, лучше дождаться банкротства Росавиа, чтобы затем взять на себя ее рейсы, полагают аналитики. Однако они не исключают и того, что обсуждаемая сделка Ростехнологий и "Аэрофлота" все же может способствовать созданию стоимости для акционеров последнего - все будет зависеть от условий. Благодаря сделке "Аэрофлот" мог бы значительно упрочить свое лидерство, прежде всего на целевом рынке внутрироссийских перевозок (в 2009г. входящие в Росавиа компании суммарно перевезли около 17 млн пассажиров, что составляет приблизительно 40% от общего пассажиропотока на внутренних рейсах), усилить свое присутствие на Дальнем Востоке РФ и создать хороший задел для дальнейшего развития бизнеса, считают в "ВТБ Капитал".
Другой крупный участник авиарынка - компания "Трансаэро" намерена провести в январе IPO. В конце декабря 2009г. компании удалось рефинансировать часть долга за счет госгарантий на 2,25 млрд руб.
"Трансаэро" является вторым перевозчиком в России после "Аэрофлота", что само по себе привлекает инвесторов, отмечает аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. В настоящее время конъюнктура нефтяных цен продолжает давить на издержки авиакомпаний. Общий рост цен на авиакеросин в условиях, когда авиаперевозки растут медленнее, не улучшают перспективы покупки авиакомпаний, подчеркивает он. Однако вытеснение конкурентов с рынка создает определенные плюсы для оставшихся. Поскольку компания "Трансаэро" переживает кризисный год с прибылью, ее, уже после IPO, можно рассматривать как "защитную", полагает О.Душин.
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" осуществляет собственные рейсы в 95 пунктов 48 стран, контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок, доля на внутренних воздушных линиях составляет 12,5%, с учетом дочерних авиакомпаний - 17%. "Аэрофлот" планирует по итогам 2010г. получить чистую прибыль по РСБУ в размере 3,2 млрд руб., или 2,7% от выручки.
ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" основано в 1990г. Маршрутная сеть компании охватывает около 80 направлений по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки.
Quote.rbc.ru