Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Покупка активов Росавиа может снизить рентабельность "Аэрофлота"

Кризис не прошел без последствий для российского авиасектора.
Покупка активов Росавиа может снизить рентабельность "Аэрофлота"

Кризис не прошел без последствий для российского авиасектора. Это выразилось прежде всего в снижении объемов авиаперевозок, увеличении долговой нагрузки и, как следствие, банкротстве ряда перевозчиков. Однако компании прилагают усилия для сохранения и укрепления своих позиций на рынке, и, по мнению экспертов, в 2010г. можно будет наблюдать его восстановление, пусть и небыстрое. Среди наиболее привлекательных активов в российском секторе авиатранспорта аналитики выделяют "Аэрофлот" и "Трансаэро", указывая на хорошие перспективы компаний, а также наблюдающуюся в отрасли консолидацию.

В настоящее время обсуждается возможность передачи ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" авиатранспортных активов госкорпорации "Ростехнологии", составляющих основу формируемого холдинга Росавиа. Соответствующее предложение сделал в конце 2009г. министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Как отмечают аналитики ФК "Уралсиб", если предложение будет одобрено, государство может приобрести 28% акций "Аэрофлота" у Национальной резервной корпорации (контролируется Александром Лебедевым), а затем передаст их Ростехнологиям в обмен на контроль над принадлежащими госкорпорации авиаперевозчиками. Государство также рассматривает другой вариант - создание Ростехнологиями и "Аэрофлотом" совместной управляющей компании для этих активов.

Эксперты "Уралсиба" напоминают также, что в настоящий момент Ростехнологиям принадлежит Росавиа, которая, в свою очередь, контролирует ГТК "Россия" (100%), "Владивосток авиа" (100%), "Сахалинские авиатрассы" (100%), "Кавминводыавиа" (100%), "Оренавиа" (100%), "КрасЭйр" (51%), "Домодедовские авиалинии" (50,04%), "Саратовские авиалинии" (50,9%), "Самара" (46,5%) и "Дальавиа" (100%).

Окончательное решение по вопросу передачи активов или созданию управляющей компании должно быть принято на заседании правительства 30 января.

Имеющейся информации пока недостаточно, чтобы дать оценку возможной сделке, считают эксперты. С одной стороны, приобретение активов Росавиа значительно усилит позиции "Аэрофлота" на рынке авиаперевозок. С другой - активы Росавиа слишком неоднородны с точки зрения рентабельности. Кроме того, компания имеет значительную долговую нагрузку, и ее приобретение в нынешнем состоянии вряд ли будет отвечать интересам акционеров "Аэрофлота".

"Ввиду отсутствия информации об активах Росавиа на текущий момент потенциальный эффект консолидации трудно оценить", - подчеркивают эксперты "Уралсиба". Однако если таковая состоится, это может снизить рентабельность "Аэрофлота", так как большая часть активов Росавиа не является прибыльными. Пока аналитики оценивают данную новость - в случае варианта с консолидацией - как негативный фактор для динамики акций компании.

В то же время, как полагает главный аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли, передача "Аэрофлоту" авиаактивов Росавиа означала бы существенное увеличение пассажиропотока компании и значительный отрыв от ближайших конкурентов. "Аэрофлот" смог бы укрепить свои лидерские позиции на рынке. Например, перевозки пассажиров ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро" - за 11 месяцев 2009г. составили 4,65 млн человек. С учетом данных Росавиа за аналогичный период "Аэрофлот" перевез бы более 16 млн человек", - указывает эксперт.

С другой стороны, отмечает М.Иркли, авиапарк "Аэрофлота" является одним из самых новых, что означает большую топливную эффективность по сравнению с конкурентами. Росавиа этим похвастаться не может. В целом же эксперт считает, что данная новость носит скорее положительный характер для котировок акций "Аэрофлота".

Свободными денежными ресурсами "Аэрофлот" в настоящее время не располагает, поэтому ему придется привлекать финансирование на стороне, комментируют ситуацию аналитики "ВТБ Капитал". Долговая нагрузка "Аэрофлота" и без того весьма значительна (чистый долг на конец III квартала 2009г. составлял 1,3 млрд долл.), однако львиная ее доля представлена обязательствами по финансовому лизингу и долгосрочными заимствованиями, связанными со строительством только что открытого нового терминала в Шереметьево. В связи с этим аналитики считают возможным как долговой, так и акционерный вариант финансирования.

"Хотя "Аэрофлот" всегда тяготел к тому, чтобы стать центром консолидации отрасли, получение контроля над Росавиа с ее высокой долговой нагрузкой и мелкими региональными перевозчиками, балансирующими на грани банкротства, вряд ли наилучшим образом отвечает интересам акционеров "Аэрофлота", - подчеркивают аналитики "ВТБ Капитал". По их мнению, у Росавиа - лишь два качественных актива: ГТК "Россия" и "Владивосток авиа".

"В случае обмена трети акций "Аэрофлота" на контрольный пакет Росавиа (чтобы не усложнять, можно ограничиться контрольными пакетами этих двух "дочек") сделка представляется недешевой", - подчеркивают эксперты. С точки зрения коэффициента EV/пассажирооборот на 2009г. активы Росавиа будут оценены на уровне 0,1 (то есть на уровне самого "Аэрофлота").

Учитывая более низкую эффективность Росавиа, неоднородность ее активов (пестрый с точки зрения моделей авиапарк, дублирование некоторых рейсов, а также высокую долговую нагрузку), "Аэрофлоту", пожалуй, лучше дождаться банкротства Росавиа, чтобы затем взять на себя ее рейсы, полагают аналитики. Однако они не исключают и того, что обсуждаемая сделка Ростехнологий и "Аэрофлота" все же может способствовать созданию стоимости для акционеров последнего - все будет зависеть от условий. Благодаря сделке "Аэрофлот" мог бы значительно упрочить свое лидерство, прежде всего на целевом рынке внутрироссийских перевозок (в 2009г. входящие в Росавиа компании суммарно перевезли около 17 млн пассажиров, что составляет приблизительно 40% от общего пассажиропотока на внутренних рейсах), усилить свое присутствие на Дальнем Востоке РФ и создать хороший задел для дальнейшего развития бизнеса, считают в "ВТБ Капитал".

Другой крупный участник авиарынка - компания "Трансаэро" намерена провести в январе IPO. В конце декабря 2009г. компании удалось рефинансировать часть долга за счет госгарантий на 2,25 млрд руб.

"Трансаэро" является вторым перевозчиком в России после "Аэрофлота", что само по себе привлекает инвесторов, отмечает аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. В настоящее время конъюнктура нефтяных цен продолжает давить на издержки авиакомпаний. Общий рост цен на авиакеросин в условиях, когда авиаперевозки растут медленнее, не улучшают перспективы покупки авиакомпаний, подчеркивает он. Однако вытеснение конкурентов с рынка создает определенные плюсы для оставшихся. Поскольку компания "Трансаэро" переживает кризисный год с прибылью, ее, уже после IPO, можно рассматривать как "защитную", полагает О.Душин.

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" осуществляет собственные рейсы в 95 пунктов 48 стран, контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок, доля на внутренних воздушных линиях составляет 12,5%, с учетом дочерних авиакомпаний - 17%. "Аэрофлот" планирует по итогам 2010г. получить чистую прибыль по РСБУ в размере 3,2 млрд руб., или 2,7% от выручки.

ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" основано в 1990г. Маршрутная сеть компании охватывает около 80 направлений по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки.

Quote.rbc.ru

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Артур Саркисян и РБК представили совместный «Гид по российским винам»10:35
Военная операция на Украине. ГлавноеПолитика, 10:35
Почему состоятельные россияне стали чаще интересоваться недвижимостьюОтрасли, 10:30
Бумаги «квазииностранцев» подешевели на фоне запрета их для «неквалов»Инвестиции, 10:28
«Петрович» — о кадровом дефиците и подходах в работе с персоналомРБК+, 10:26
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышаетPro, 10:23
Актриса Раиса Максимова выходила на сцену за три недели до смертиОбщество, 10:21
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Свои люди: как подготовить специалистов компании к руководящим должностямТренды, 10:19
Фицо заявил, что Запад может разделить Украину, как ЧехословакиюПолитика, 10:15
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 10:15
Названы четыре локации Новой Москвы, где в ноябре подешевело жильеНедвижимость, 10:15
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 10:11
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директораPro, 10:05
Более десяти человек попали под обвинение по делу военкома ТригилеваОбщество, 10:01