У Центробанка появился новый "черный список"
Отметим, что заявление, сделанное Андреем Козловым весной этого года, послужило катализатором панических настроений в банковской системе. Тогда он сказал, что в России идет модернизация банковского сектора, основной задачей которой является освобождение от слабых банков.
Таким образом, первый зампред ЦБ еще раз "обрадовал" банки.
Одна из типичных схем мошеннической операции, осуществляемая рядом банков, это снятие наличной иностранной валюты подставными лицами - нерезидентами. По данным А.Козлова, банков, использующих такую операцию, немного. А в результате проводимой регулятором работы, объем таких операций за последние полгода сократился вдвое - с 1 млрд долларов ежемесячно в марте-апреле. Дело в том, что весной 85% использованных упомянутых схем приходилось на 4 кредитные организации, две из них - "почившие в бозе" Содбизнесбанк и "Кредиттраст". Но, как рассказал Козлов, остаются еще два банка, проводящих такие операции, и они уже имеют соответствующие предписания от надзорного органа. Назвать их, ка уже было сказано, первый зампред ЦБ отказался.
Вторая мошенническая схема, используемая банками, это обналичивание. В качестве примера Козлов привел банк "Родник", у которого на этой неделе была отозвана лицензия. Первый зампред ЦБ проинформировал, что с марта по октябрь текущего года банк при капитале 20 млн рублей обналичил 75 млрд рублей и в сентябре даже обогнал по этому показателю Сбербанк. "Есть еще такие банки, но их немного, не вся банковская система этим заражена", - сказал Козлов и отметил, что, когда ЦБ закрывает одни кредитные организации, этот бизнес переходит в другие банки.
Тем не менее, как выяснилось, государство не заинтересовано в уничтожении малых банков. Хотя ранее предполагалось, что к 1 января 2007 года все российские банки должны иметь капитал не менее 5 млн евро. Но теперь, по утверждению Козлова, "в согласованном на днях законопроекте" содержится положение, согласно которому кредитные организации, капитализация которых не достигнет к 2007 году указанного уровня, смогут работать и дальше при условии, что размер капитала не снижается.
Косвенный ответ на вопрос, почему решения ЦБ и правительства так быстро меняются, вчера дал глава международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) Джон Гиблин. Он считает, что Банк России может воздержаться от закрытия неплатежеспособных банков, опасаясь спровоцировать резкое снижение объема вкладов. "Возможность убрать слабые банки, а также те, которые "прикреплены" к промышленным группам, может быть упущена", - посетовал глава S&P. Представители агентства признали, что банковская система России - одна из самых рисковых в мире.
Вероятно, простота, с которой ЦБ изменил свое отношение к малым банкам, объясняется еще одной причиной. Слабые банки, по общему мнению экспертов, отсеются в ходе формирования системы страхования вкладов. И выбор у них будет небольшой: или оказаться поглощенными более крупными коллегами, или ликвидироваться. Поэтому лишний административный ресурс в борьбе за увеличение капитализации банков просто не понадобится, заключает газета.