Китайский дракон насытился инвестициями
Создание рабочих мест, налоги – вот главные аргументы зарубежных инвесторов и национального руководства. Эту же риторику поддерживает правительство России. Хотя в последнее время эксперты говорят о начале "обратного процесса" в Китае, об экспансии китайских инвестиций в другие страны.
Очевидно, основная прибыль иностранных предприятий в КНР оседает все же за рубежами Поднебесной, независимо от того, где они реализуют свою продукцию: в самом Китае или в других странах. Более того, как говорят скептики, власти Китая, боясь перегрева национальной экономики, как раз стараются различными способами "охладить пыл" иностранных инвесторов.
"Китайские власти поощряют экспорт капитала, – заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" председатель правления Российско-китайского центра Сергей Санакоев. – Пошел обратный процесс: накопленные инвестиции дали свой результат, подняли экономику и сейчас начинается экспансия китайского капитала".
С этим соглашается коммерческий директор компании Savage Юрий Петров: "К сожалению, в последнее время китайцы никак не стимулируют приток инвестиций и стараются сделать все, чтобы инвестиции ушли обратно". В доказательство эксперты приводят следующие аргументы: с 18 до 9% уменьшился возврат НДС для производителей, растет зарплата рабочих, вводятся новые социальные страховки – в результате стоимость производства продукции с начала 2008г. выросла на 15%.
Впрочем, не все эксперты боятся перегреть китайскую экономику. "Ее запас прочности таков, что налоги надо повысить еще в 3-4 раза, – возражает партнер компании GSL Law & Consalting Олег Попутаровский. – Себестоимость фонда заработной платы в Европе составляет 30-40% по разным отраслям. Мы видим, что и сегодня европейские бренды все равно переносят заводы в Китай".
То есть дешевая рабсила, плюс огромный рынок сбыта в самой КНР по-прежнему остаются решающим фактором привлечения инвестиций. "Профсоюзы, страховка, пенсионное, социальное обеспечение и т.д. – то, что в первую очередь страшит, – продолжает О.Попутаровский. – Но повышение ставки налога на прибыль на 7-8 базисных пунктов – это не смертельно".
"Несмотря на то, что с 1 января 2008г. налоговые льготы для иностранцев действуют только в исключительных случаях, в отсталых регионах страны такие льготы сохраняются и по сей день, – поправляет старший вице-президент банка ВТБ Николай Кузнецов. – Правда, количество таких регионов сокращается".
Остается добавить, что абсолютное большинство российских товаропроизводителей, инвестирующих в КНР, ориентируются на рынок РФ. "Крайне тяжело и затруднительно бороться за китайский рынок, там сотни и тысячи производителей по каждой товарной номенклатуре, – объясняет О.Попутаровский. – Если мы что-то и делаем там, на местном рынке, это услуги вокруг товаропотоков в Россию или российских граждан, которые приезжают туда: транспортные компании, логистические, туристические и т.п.".
В секторе услуг для российских граждан в Китае можно стартовать, по словам эксперта, даже с начальным капиталом в 10-30 тысяч долларов. Перспективы выхода на внутренний рынок Китая имеют крупные компании, добавляет под конец программы "Капитал" на РБК-ТВ Н.Кузнецов. "Если у наших крупных производителей существуют конкурентные преимущества, а такие компании есть в области энергетического машиностроения, например (турбины, генераторы, которые пользуются спросом во всем мире), то у них есть перспективы". По оценкам РАО "ЕЭС", энергомашиностроение в РФ сегодня способно покрыть потребности российской электроэнергетики только на 50%, но это не исключает того, что наши заводы могут поставлять эту продукцию и в Китай.
Как бы то ни было, Китай остается мировой фабрикой. Для сравнения: иностранные инвестиции в Китай в 2007г. составили около 75 млрд долларов – это в 2 раза больше, чем удалось привлечь России (с учетом того, что инвестиции в нашу страну идут в основном на разведку недр, ритейл, производство пива и т.п., когда Китай отдает приоритет новым технологиям).