На Македонию будут падать натовские бомбы?
В заявлении содержится призыв к внесению изменений в конституцию. В частности, имеется в виду официально признать Македонию страной с двумя коренными национальностями - македонской и албанской. Наконец, в заявлении содержится призыв к освобождению всех политических заключенных. Национальная армия освобождения обратилась с призывом к другим государствам занять нейтральную позицию в начинающемся кризисе в республике.
Это первое официальное заявление албанцев. Ранее ни мотивы их действий, ни цели не были понятны даже руководству Македонии. Так, по словам премьер-министра Македонии Любчо Георгиевский, «Неясно, кто стоит за террористами из числа этнических албанцев, нападавшими на македонские войска в районе границы с Косово Это очень сложный и серьезный вопрос. Мы предполагаем, что это могут быть группы преступников и контрабандистов». Георгиевский также обратил тогда внимание на то, что экстремисты не выдвигали политических требований.
Теперь, однако, очевидно, что именно политические требования стоят за последними столкновениями на границе Косово и Македонии. Президент Югославии Воислав Коштуница уже обрушился с резкой критикой на миротворческий контингент НАТО в Косово, обвинив его в неспособности поддерживать безопасность в регионе. Югославский лидер заявил, что войска СРЮ войдут в буферную зону между Сербией и Косово для того, чтобы "исправить ошибки альянса".
По словам Коштуницы, разрешение, полученное Югославией от НАТО на ввод войск в буферную зону, означает, что силы КФОР слагают с себя ответственность за охрану границы с Македонией и таким образом, югославские войска оказываются меж двух огней. Коштуница заявил, что сложившаяся ситуация стала "результатом нескольких лет ошибок, которые совершал миротворческий контингент НАТО". "Проще говоря, - подчеркнул Коштуница, - политика НАТО стала катастрофой для Косово". "Войска НАТО вместо того, чтобы действовать как воинский контингент, больше похожи на "гуманитарную организацию", а вместо защиты населения региона НАТО бережет собственную шкуру", - заключил президент Югославии.
Но какими бы громкими заявлениями не бросался президент Коштуница, возникает вполне закономерный вопрос: если до начала компании НАТО сербы не смогли убедить мир в том, что албанцев никто не притесняет, сможет ли это сделать сейчас руководство Македонии совместно с Югославией? Или ей уготована та же судьба и вскоре и на нее начнут падать бомбы натовских «освободителей»?