М.Делягин: В тарифах естественных монополий нет места инвестсоставляющей
При этом его гость, директор Института проблем глобализации доктор экономических наук Михаил Делягин поддержал эту точку зрения.
"Насколько я понимаю, в законе о естественных монополиях совершенно четко прописано, что тарифы естественных монополий - это плата за услугу. Какая может быть инвестиционная составляющая в тарифе? Это не услуга. Инвестиционная составляющая должна быть где-то в другом месте", - сказал М.Хазин.
"Если судить с точки зрения здравого смысла и с точки зрения российского законодательства, то конечно", - ответил М.Делягин. "Но если судить по принципу "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", а именно это является сутью позиции монополий и государства, которое их обслуживает, то, что называется, если вам что-то не нравится, идите в суд и погибайте там", - добавил эксперт.
По мнению М.Делягина, потребители не должны платить инвестсоставляющую. В связи с этим он напомнил, что в структуру инвестсоставляющей тарифа РАО ЕЭС в начале 2000-х гг. входили такие пункты, как налог на содержание милиции, "которого просто не существовало в природе. В некоторых, что называется, особо одаренных регионах такой налог вводился на короткое время, потом его вычистили как безумие". Но, по его словам, этот налог включали в инвестиционную составляющую тарифа.
"Далее - налог на развитие автоматической системы управления. Все может быть, но цифра абсолютно круглая, не менялась из года в год несколько лет. Непонятно, эту систему все-таки сделали или нет? Кроме того, если цифра не меняется из года в год, то как быть с инфляцией?" - сказал он.
М.Делягин также напомнил, что "как только Анатолий Чубайс возглавил РАО "ЕЭС России", то первое, что случилось, - сгорел архив. "Архив сгорел, начинаем с чистого листа. Так вот, еще в 2002г. продолжалось списывание денег на устранение последствий этой аварии, с которой прошло больше четырех лет, по-моему", - добавил эксперт. "Таков был уровень проработки. Когда потом с них стали спрашивать, что за безумие, в РАО ЕЭС стали делать уже формально лучше выглядящий документ, но все равно формально", - сказал он.
М.Делягин отметил, что "самой честной из естественных монополий было МПС (Министерство путей сообщения)".
"Ну, просто у них выше корпоративная культура, и они по-честному писали дотации на содержание ресторана на железнодорожной станции такого-то города. Они писали это по-честному. Естественно, их вынудили это убрать, но когда это закладывается в инвестиционный тариф - это безобразие и это, строго говоря, просто неприлично", - сказал эксперт.
М.Хазин в ходе передачи спросил: закладываются ли сегодня в инвестиционную составляющую тарифа, "например, авиаперелеты чиновников первым и бизнес-классом, лимузины для руководителей"? По словам М.Делягина, "это записывается в расходы компании, которые должны покрываться из тарифа".
"Думаю, наглости загонять это в инвестиционную составляющую все-таки уже нет. Теоретически, если он летит на строительство, то можно, но это бухгалтерски сложно. Я думаю, что это просто отдельная статья, "прочие расходы", командировочные и так далее. Мы за это платим", - заключил эксперт.
Программа "Диалог с…" выходит в эфир РБК-ТВ по будням в 20:35, повтор - на следующий день в 13:35 и в выходные. В роли ведущих выступают профессиональные финансисты, знаковые фигуры российской экономики Михаил Хазин (понедельник), Виктор Геращенко (вторник) и Сергей Алексашенко (четверг). "Диалог с…" - это разговор о самых острых и злободневных вопросах российской финансовой жизни. Именно здесь можно узнать из первых уст, какова действительная расстановка сил в российской экономике, каковы перспективы развития и кризисные явления в мире.