Минфин предложил план антикризисной корректировки бюджета
Госкорпорациям велено отдать
И Минфин, и Счетная палата регулярно указывали на проблему нерационального использования бюджетных средств госкомпаниями и госкорпорациями, когда деньги просто лежат на депозитах. Но власти только теперь перешли от слов к делу. Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают изъятие в казну процентов, получаемых госкорпорациями от размещения бюджетных средств на банковских депозитах, следует из документа, размещенного в среду на regulation.gov.ru. Как удалось выяснить РБК, это только один из пунктов в плане «тактических мер» по сокращению дефицита федерального бюджета — этот план одобрен первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
«Законопроектом предлагается к источникам неналоговых доходов федерального бюджета отнести доходы государственных корпораций от размещения на депозитах в кредитных организациях средств, полученных из федерального бюджета», — отмечается в пояснительной записке к проекту поправок. У госкорпораций хотят изымать 50% доходов от размещения таких средств, уточняется в плане «тактических мер», который имеется у РБК. Эта мера затронет только шесть действующих сейчас госкорпораций — Внешэкономбанк, «Росатом», «Ростех», АСВ, Фонд содействия реформированию ЖКХ и «Роскосмос». При этом о субсидируемых из бюджета госкомпаниях, таких как РЖД или «Особые экономические зоны», в документах Минфина и правительства речи пока не идет, хотя они тоже активно размещают свободные средства на депозитах.
Изъятие у госкорпораций 50% доходов по депозитам вряд ли позволит ощутимо пополнить бюджет (точных данных по таким доходам госкорпораций нет, но аналогичные доходы государственных ОАО Счетная палата оценивала в 7,4 млрд руб. за 2014 год), но скорее снизит мотивацию госкорпораций регулярно размещать свободные средства в депозитах. По данным Счетной палаты, остатки бюджетных средств на счетах госкомпаний и госкорпораций с 2014 по 2015 год составили более 600 млрд руб. «Честно говоря, не знал о том, что деньги, которые выделяются федеральным бюджетом на эти цели, вместо того чтобы вкладывать их в реальное производство, в организацию, в создание инфраструктуры, просто лежат на счетах и в банках крутятся для получения соответствующих прибылей, непонятно куда идущих», — признавался в ноябре президент Владимир Путин, когда ему рассказали о такой проблеме активисты ОНФ.
Временно свободные средства Фонда ЖКХ на конец 2015 года составляли 58,7 млрд руб., из которых 88% было размещено на депозитах в коммерческих банках, следует из отчетности фонда. В 2015 году доход от размещения этих средств составил почти 5 млрд руб. При этом фонд пользуется льготой по налогу на прибыль в отношении этих доходов (эта льгота недавно была продлена до 1 января 2018 года). «Росатом» и «Ростех» тоже имеют значительные остатки временно свободных средств, размещенных на счетах в кредитных организациях, отмечала Счетная палата в докладе об исполнении федерального бюджета за январь—ноябрь 2015 года.
«Росатом» не размещает средств федерального бюджета на депозитах, а сразу передает их в дочерние и зависимые общества для выполнения целевых мероприятий в рамках ФЦП, инвестпрограмм и т.д., возражает представитель «Росатома». Счетная палата в своем отчете, вероятно, имела в виду собственные средства госкорпорации, говорит он.
АСВ проводит «умеренно консервативную» политику по размещению свободных денежных средств и не размещает средства в банках, указано на сайте агентства. Оно инвестирует в депозиты Банка России, акции, облигации международных финансовых организаций, корпоративные облигации, облигации субъектов РФ, а также ОФЗ. У «Роскосмоса» нет депозитных счетов в банках, сообщил РБК представитель госкорпорации. Представитель «Ростеха» не стал комментировать наличие депозитов в банках, но сказал, что все оставшиеся средства «Ростех» должен перечислить в федеральную казну до 1 апреля. Наконец, у ВЭБа на 1 октября 2015 года не было доходов по депозитам в российских кредитных организациях, следует из его квартального отчета.
Бюджет наполняется планами
«Тактические меры» по сокращению бюджетного дефицита были предложены Минфином и одобрены 20 января на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, в котором участвовали глава ЦБ Эльвира Набиуллина, вице-премьеры Ольга Голодец и Аркадий Дворкович, помощник президента Андрей Белоусов, глава Минфина Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, руководитель Минпромторга Денис Мантуров и министр труда Максим Топилин. На прошлой неделе эти предложения обсуждались на нескольких бюджетных совещаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. Разобраться с неэффективным использованием бюджетных средств Путин потребовал в начале января во время обсуждения с правительством возможных параметров бюджетного секвестра.
Как следует из документов к совещанию у Шувалова, Минфин предложил 11 мер, ужесточающих бюджетную дисциплину. Помимо изъятия процентов по депозитам у госкорпораций предлагается ввести казначейское сопровождение всех госконтрактов, субсидий и бюджетных инвестиций. Для расходов по гособоронзаказу сделано исключение, хотя именно с этими расходами у правительства возникает больше всего проблем. Еще по итогам первого квартала 2015 года Антон Силуанов предупреждал, что значительные авансовые перечисления — порядка 1 трлн руб. за товары, работы и услуги — привели к росту остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений. «Основной прирост авансов обеспечен за счет авансирования Министерства обороны», — отмечал тогда министр финансов.
Другая значительная часть плана предусматривает различные правила изъятия денег у бюджетополучателей. В частности, предлагается ввести требование об уменьшении бюджетных инвестиций для тех получателей, кто не успеет до 31 марта 2016 года утвердить проектную документацию по объектам капитального строительства. Кроме того, правительство собирается ввести правило, по которому в октябре будет отзывать у ведомств бюджетные лимиты, если те не начали кассовое исполнение своих расходов. Чтобы не дать ведомствам возможности обойти это ограничение через авансирование работ и услуг, Минфин предлагает отказаться от авансирования при осуществлении государственных закупок готовой продукции массового потребления. Прежде всего эта мера коснется части госпрограмм и федеральных целевых программ. Механизм авансирования предлагается заменить казначейскими аккредитивами, Шувалов поручил Минфину провести такой эксперимент с некоторыми юридическими лицами.
Возврат бюджетных денег будет установлен не только для министерств и ведомств, но и для регионов — им запретят переносить на следующий год остатки межбюджетных трансфертов. Часть этих мероприятий Минфин уже подготовил в виде поправок (размещены на regulation.gov.ru) в постановление правительства «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
Сколько стоят меры
В правительстве и Минфине отказались назвать РБК стоимость «тактических мер». «Речь идет о поручении проработать меры, и пока преждевременно говорить о количественном показателе экономии», — сказал представитель секретариата Игоря Шувалова. По его словам, главный ожидаемый эффект от этих мер — сокращение неэффективных затрат федеральных органов власти и госкорпораций. «Очень важно закрепить такое поведение ведомств и госкорпораций по сокращению неэффективных расходов в рамках их деятельности как постоянную практику, — сказал он. — Кризис учит нас многому полезному на будущее».
Большинство перечисленных Минфином мер направлено скорее на качественное улучшение в управлении госфинансами, усиление административного контроля за ними — это может привести к некоторому росту доходов, но не к существенному, говорит РБК глава направления «Фискальная политика» экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. В частности, мера по возврату 50% дохода по депозитам государству призвана скорее «отпугнуть» госкорпорации от размещения свободных средств на депозитах, но большого притока дополнительных средств в бюджет в результате этой меры ожидать не стоит, говорит она.
О неэффективности использования бюджетных средств неоднократно говорила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «Очень большой объем ресурсов находится в так называемой дебиторской задолженности, — сказала она 14 января в эфире «РБК ТВ». — Это когда по контрактам выделены авансы, но работа своевременно не выполняется или не представляется соответствующая документация в оплату этих авансов, а выделяются новые деньги». По словам Голиковой, на 1 октября 2015 года объем нереализованных авансов только за счет денег федерального бюджета скопился в объеме 4,1 трлн руб.: «Зачем снова планировать расходы на эти цели, если эти средства не выбираются?»
Источники РБК в правительстве рассказали, что накануне совещания 20 января Игорь Шувалов консультировался с Татьяной Голиковой.
Все эти бюджетные меры, охарактеризованные Минфином как «тактические», в большей степени влияют на среднесрочное бюджетное планирование и не связаны с оперативным затыканием бюджетных дыр. К секвестру бюджета, который анонсировался в середине января, правительство по-прежнему переходить не спешит. Это 2 февраля фактически подтвердил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, сообщивший, что обновленный макроэкономический прогноз, на основании которого будут рассчитаны изменения в бюджет 2016 года, подготовят только в апреле.