Лента новостей
Путин заявил о необходимости сдерживания роста цен на авиакеросин Политика, 15:48 В Ормузском проливе исчез нефтетанкер Riah Общество, 15:44 ВТБ утвердил программу структурных бондов до 1 трлн руб. Финансы, 15:35 Росгвардия заявила об отсутствии необходимости для бойцов представляться Общество, 15:31 Госдума одобрила штрафы за фальшивый техосмотр Общество, 15:27 Как назывался любимый автомобиль цесаревича Алексея РБК и Peugeot, 15:25 #гардероб: из чего состоит стиль Зои Кравиц Стиль, 15:22 В Казахстане ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС покончил с собой Общество, 15:21 Госдума запретила передавать коллекторам взыскание долгов по ЖКХ Общество, 15:17 СКР начал доследственную проверку полицейских по делу Голунова Политика, 15:13 CNN сообщил о влиянии Ассанжа на выборы США из эквадорского посольства Политика, 15:05 Bitcoin подорожал на 1507% за последние три года Крипто, 15:05 В Москве 28 человек отравились едой из автоматов в офисах Общество, 14:59 Будапешт в формате «сторис»: жизнь, красота, герои и вещи РБК и ОТП Банк, 14:56
Падение экономики ,  
0 
Реальный рост цен оказался вдвое меньше официального
Официальные сводки роста цен не отражают меняющихся потребительских предпочтений россиян. За счет экономии на более качественных товарах они смогли почти вдвое снизить личную инфляцию в этом году, подсчитал «Ромир»
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Переход на экономию

По расчетам исследовательского холдинга «Ромир» и специалистов РАНХиГС, в первом полугодии цены на потребительские товары, услуги ЖКХ и бензин выросли на 4,4%. Это почти вдвое меньше, чем рост цен по данным Росстата (8,6%). Дело в том, что эксперты используют отличную от официальной методологию.

«Ромир» проводит панельное исследование: наблюдает потребительское поведение одних и тех же домохозяйств с определенными интервалами. Под домохозяйством понимается группа людей, которая делит одну жилую площадь и имеет совместную систему потребления — как правило, семья. Всего в исследовании принимают участие более 10 тыс. потребителей в 52 городах России, население которых превышает 10 тыс. человек.

Участники сканируют штрих-коды товаров, которые приносят домой. В неделю в рамках мониторинга совершается около 80 тыс. покупок в розничных торговых точках: гипермаркетах, супермаркетах, универсамах, магазинах и других. За месяц — 200 тыс.

Основываясь на полученных данных, аналитики «Ромира» и РАНХиГС отслеживают цены не товарных групп, а отдельных товаров, и выделяют во всех наиболее распространенных группах (продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак)  — позиции, которые попадают в корзину максимальной доли домохозяйств — всего 156 штук.

За счет этого оценка «Ромира» отражает цену, которую реально платит потребитель, а не средний уровень стоимости товаров на прилавках. Таким образом, более скромный по сравнению с данными Росстата рост цен в первом полугодии 2015 года эксперты объясняют тем, что россияне переходят в режим экономии и используют стратегию поиска лучшей цены.

Аналогичный вывод в начале июля сделали аналитики Sberbank CIB в регулярном отчете «Потребительский индекс Ивановых». По их оценкам, среднее количество розничных сетей, в которых люди совершают покупки, растет: с 2,3 в четвертом квартале 2014 года до 2,9 в первом квартале 2015 года. «Это говорит о том, что потребители продолжают искать более низкие цены, и данную тенденцию подтверждают показатели нескольких розничных сетей, отмечающих прирост числа покупателей, приобретающих только товары со скидкой», — говорилось в отчете Sberbank CIB.

Зато накопленная за несколько лет потребительская инфляция, по оценкам «Ромира», оказалась выше официальной. По данным Росстата, с января 2008 года по первое полугодие 2015 года она составила 95%, по оценкам «Ромира» — 102%. Более того, индекс роста цен «Ромира» в течение всего периода наблюдений стабильно превышал официальный.

Цены на бензин, по оценкам Росстата, с января 2008 выросли к концу первого квартала 2015-го на 56%, на услуги ЖКХ — на 111%. Стоимость продовольственных товаров увеличилась на 108%, однако колебалась сильнее двух других категорий.

Розница снижает прогнозы

Россияне перешли на режим экономии уже в конце 2014 года на фоне ослабления рубля и продолжают на всем экономить до сих пор. Опрос ВЦИОМ по потребительским настроениям за первое полугодие 2015 года показал, что с начала года на 10%, до 32%, выросла доля тех, кто уже более шести месяцев старается приобретать более дешевые продукты и товары. В отчете Sberbank CIB говорится, что около 63% российских потребителей продолжают экономить на товарах первой необходимости.

На фоне изменений в потребительском поведении начали замедляться продажи крупнейших торговых компаний, и ретейлеры пересматривают прогнозы динамики выручки. Крупнейший российский ретейлер «Магнит» по итогам первого полугодия снизил прогноз роста выручки в 2015 году с 28–32% до 26–28%. Генеральный директор и основной владелец сети Сергей Галицкий объяснял, что основными причинами снижения темпов прироста стало замедление инфляции и экономия потребителей: компания наблюдает сокращение среднего чека из-за перехода покупателей на более дешевую продукцию.

В конце июля о возможном пересмотре прогноза роста на 2015 год сообщила еще одна из крупнейших розничных сетей — «Лента», объяснив это «довольно волатильным поведением покупателей в текущих рыночных условиях». Ранее компания ожидала, что завершит год с ростом выручки в диапазоне 34–38%, в конце июля гендиректор компании Ян Дюннинг уже говорил, что если прогноз и будет выполнен, то «скорее ближе к нижней границе». Представляя полугодовые результаты сети во время телефонной конференции, Дюннинг говорил, что люди покупают меньше, «выбирают более дешевые аналоги брендированной продукции, интересуются скидками».

«Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренды, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных», — говорила ранее директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Чаще стали выбирать такие товары и в «Дикси», говорили ее представители.

Правда, судя по данным «Ромира», это происходит не первый год: в 2013 году при официальном уровне инфляции 6,5% показатель роста цен, оцененный исследовательским холдингом, составил 3,4%. Эксперты компании связывают этот результат с потребительским поведением — брендозамещением и поиском покупателями выгодных ценовых предложений.

Сети сдерживаются

Рост средних чеков в крупнейших российских сетях за первое полугодие 2015 года к январю—июню 2014-го оказался меньше официальной инфляции, следует из отчетности компаний. У лидера отрасли — «Магнита» — средний чек увеличился на 11,5%, у X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»)  — на 11,3%, у группы «Дикси» (сети «Дикси» и «Виктория»)  — на 9,5%, у «Ленты» — на 6,5%. По данным Росстата, инфляция в первой половине 2015-го составила 15,3% в годовом исчислении.

Продукты у ретейлеров действительно дорожали медленнее, если сопоставлять увеличение ценников в сетевых магазинах с индексом потребительских цен, которые отслеживает Росстат, отмечали и аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Ивановых». По их мнению, в первом полугодии 2015-го по сравнению с тем же периодом прошлого года рост цен на полках крупных сетей не превышал 14%.
В феврале этого года ретейлеры, стремясь привлечь потребителей и реагируя на проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Генпрокуратуры (в январе проверила торговые сети и аптеки и нашла много случаев необоснованного завышения цен на продукты — на 300, 400%, заявлял генпрокурор Юрий Чайка), начали заявлять о заморозке цен на некоторые продукты. Например, Metro Cash & Carry объявила, что не будет поднимать цену на молоко, хлеб, крупы, макароны. «Дикси» сообщала о заморозке стоимости социального набора товаров: в него вошли, в частности, гречка, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, мука, пельмени, замороженная рыба. К тренду присоединились «Лента» и X5. Правда, в большинстве случаев речь шла о спецпредложении на менее чем 1% ассортимента торговых сетей.

К началу весны инициативу решили централизовать: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) заявила, что входящие в нее крупнейшие торговые сети заморозят цену на 20 социально значимых товаров на два месяца. В программе, которую одобрила ФАС, участвовали «Магнит», X5, Metro Cash & Carry, «Лента», «Ашан», «Дикси», «O’Кей», «Глобус», «Билла», Selgros, «Вестер» и «Утконос». В начале мая «Ашан», «О’Кей» и Selgros заявили, что продлят заморозку до конца июня.

«Крупнейшим сетям удается держать уровень стоимости продуктов за счет большой закупочной силы, а значит, лучших условий у поставщиков, которые под давлением также инвестируют в цены, чего не могут позволить себе в таком объеме небольшие розничные игроки. А в традиционной рознице, например на рынках, цену устанавливает только поставщик», — поясняет гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Розничный рынок в России в 2014 году, по данным «INFOLine-Аналитики», составил около $320 млрд, при этом на сетевые магазины приходилось примерно 60%, в том числе топ-7 — «Магнит», X5, «Дикси», «О’Кей», «Лента», «Ашан», Metro C&C — занимали 21%.

Население стало оптимистичнее

По результатам опроса, который проводит «инФОМ» для ЦБ, пик негативных оценок для показателей, отражающих восприятие инфляции населением, пришелся на январь—март. Сейчас население также оценивает текущую ситуацию негативно, но в отношении будущего у опрошенных прибавилось оптимизма. Оценка наблюдаемой годовой инфляции в июне составила 26,8%, ожидаемой — 15%. «Три месяца назад значения этих показателей были примерно такими же (27,1 и 15,7%)», — говорится в отчете, опубликованном на сайте ЦБ. Тем не менее, отмечают экономисты Sberbank CIB, доля тех, кто ожидает ускорения инфляции, сократилась с 67% в первом квартале 2015 года до 60% во втором.

Аналитики «инФОМ» и Сбербанка отмечают, что люди стали менее пессимистичны в своих оценках текущей экономической ситуации и с точки зрения совершения крупных покупок. В отчете для ЦБ эксперты зафиксировали сокращение доли опрошенных, которые считают, что момент для этого неподходящий. Индекс Сбербанка, оценивающий условия для крупных приобретений, в первом квартале упал до отметки минус 39%, а во втором подрос до минус 29%.

Тем не менее, говорится в обзоре ЦБ, положительно оценивают текущую экономическую ситуацию лишь 16% опрошенных — в два раза меньше, чем в июне прошлого года, а самым популярным мотивом для создания сбережений является страховой, то есть «на черный день».