Рынок США: спасение пришло от General Motors
Во вторник, 1 июля, фондовый рынок США открылся со значительным понижением, подавленный безудержным ростом цен на нефть. Августовские фьючерсы на нефть Light Sweet, которые накануне закрылись на значении 140 долл. за баррель, во вторник утром торговались на уровнях выше 142 долл. В ответ на новый скачок цен на нефть главные фондовые индексы США обреченно упали. Индекс "голубых фишек" Dow Jones Industrial Average опустился при открытии на 100 пунктов. Ситуацию смягчили экономические данные, вышедшие вскоре после начала торгов. Индекс производственной активности в США за июнь и данные о строительных расходах за май оказались лучше ожиданий. Однако "передышка", которая последовала за выходом этих новостей, была недолгой. Под давлением цен на нефть, поднявшихся к уровню 143 долл., фондовые индексы резко упали. Потери индекса Dow достигли 166 пунктов.
"Спасение" пришло неожиданно. За два часа до конца торгов рынок резко развернулся вверх, последовав за акциями General Motors. Корпорация General Motors, как и другие автомобильные компании, представила во вторник данные о своих продажах в США за июнь. Аналитики и инвесторы ожидали услышать о глубоком падении продаж автомашин на американском рынке, и их мрачные ожидания в целом оправдались. Однако у General Motors продажи упали в менее значительной степени, чем предполагалось. В результате акции компании двинулись вверх, что послужило катализатором для общего разворота. По всей видимости, готовность, с которой фондовый рынок отреагировал на данные GM о продажах, была обусловлена его перепроданностью. В июне фондовые индексы США понесли очень большие потери.
По итогам торгов 1 июля индекс Dow повысился на 32,25 пункта до 11382,26, или на 0,28%. Индекс широкого рынка Standard & Poor"s 500 повысился на 4,91 пункта до 1284,91, или на 0,38%. Индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, поднялся на 11,99 пункта до 2304,97, или на 0,52%.
Между тем цены на нефть к концу биржевой сессии отступили от дневных максимумов. По итогам торгов 1 июля августовские фьючерсы на нефть Light Sweet на бирже NYMEX поднялись на 97 центов до 140,97 долл. Несмотря на понижение от дневного пика, цены на Light Sweet установили новый рекорд при закрытии.
Экономические данные, опубликованные вскоре после открытия бирж, оказались лучше прогнозов. Как сообщил Институт менеджмента по снабжению (Institute for Supply Management, ISM), рассчитываемый им индекс производственной активности в США составил в июне 50,2, повысившись по сравнению с 49,6 в мае. Экономисты в среднем прогнозировали, что в июне индекс понизится до 48,6. Индекс ISM рассчитывается на основе опроса менеджеров по снабжению американских производственных компаний. Любое значение индекса выше 50 указывает на рост производственной активности, а любое значение ниже 50 – на ее понижение. В июне индекс ISM превысил порог 50 в первый раз после января. В феврале – мае индекс находился на значениях ниже 50.
Составляющая индекса ISM, отражающая объем новых заказов, понизилась с 49,7 в мае до 49,6 в июне. Составляющая, отражающая объем производства, повысилась с 51,2 до 51,5. Составляющая, отражающая ситуацию с занятостью в производственном секторе США, понизилась с 45,5 до 43,7, указав, что сокращение числа занятых продолжилось более быстрыми темпами. Составляющая, отражающая объем накопившихся заказов, повысилась с 46,0 до 47,5. Составляющая, отражающая экспортные заказы, понизилась с 59,5 до 58,5. Составляющая, отражающая складские запасы производственных компаний, повысилась с 47,0 до 51,2. Составляющая, отражающая складские запасы у заказчиков, выросла с 47,0 до 55,0. Составляющая, отражающая уровень цен, уплаченных производственными компаниями за сырье и компоненты, выросла с 87,0 до 91,5, что стало самым высоким значением после июля 1979 г., т.е. за последние 29 лет.
Министерство торговли США сообщило во вторник, что расходы на строительство в стране понизились в мае на 0,4% по сравнению с апрелем, до 1,085 трлн долл. в годовом исчислении. В апреле, согласно пересмотренным данным, строительные расходы понизились на 0,1%, а не на 0,4%, как было доложено ранее. Экономисты в среднем ожидали, что в мае показатель уменьшится на 0,6%.
Расходы в частном секторе жилищного строительства упали в мае на 1,6%. Показатель понизился в 25-й раз за последние 25 месяцев. Расходы на частное коммерческое и промышленное строительство повысились в мае на 0,2%, до рекордных 405,3 млрд долл. в годовом исчислении. При этом выросли расходы на строительство промышленных предприятий, гостиниц и офисов; расходы на строительство торговых площадей понизились. Правительственные расходы на строительство, включая расходы федерального правительства и расходы администраций штатов и округов, повысились в мае на 0,4%, до рекордных 301,1 млрд долл. Строительные расходы федерального правительства упали на 1,7%, а строительные расходы администраций штатов и округов увеличились на 0,6%.
Ввиду лучших, чем ожидалось, данных о строительных расходах за май и положительного пересмотра показателя за апрель, экономисты Morgan Stanley повысили прогноз по росту ВВП США за II квартал с 1,6% до 1,8% в годовом исчислении. Таким образом, экономисты Morgan Stanley повысили свой прогноз по ВВП второй раз за последние несколько дней. В пятницу 27 июня они улучшили свой прогноз по росту ВВП за II квартал с 0,8% до 1,6% в годовом исчислении в связи с выходом лучших, чем ожидалось, данных о потребительских расходах за май и пересмотром в сторону повышения потребительских расходов за апрель.
Данные крупнейших автопроизводителей мира об их продажах в США за июнь подтвердили тяжелую ситуацию на американском автомобильном рынке. По подсчетам Reuters, основанным на данных автомобильных компаний, в июне продажи автомашин в Америке составили 1194959 единиц. Это было на 18,7% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Однако в июне-2008 было на три рабочих дня меньше, чем в июне 2007 г. С учетом разницы в количестве рабочих дней, падение продаж составило 8,5%. Спад на автомобильном рынке США обусловило глубокое падение продаж легких грузовиков, т.е. внедорожников и пикапов. Высокие цены на бензин заставили американцев отказаться от своего пристрастия к легким грузовикам и отдать предпочтение легковым автомобилям, более экономичным по расходу топлива. С учетом разницы в числе рабочих дней, продажи внедорожников и пикапов упали в июне на 19,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В мае этот показатель упал на 26,7%. Продажи легковых автомобилей повысились в июне на 2,2%. В годовом исчислении продажи автомашин в США составили в июне 13,69 млн единиц, против 15,82 млн в том же месяце 2007 г.
Продажи General Motors упали в июне на 18%, но с поправкой на число рабочих дней падение составило 8%. В мае продажи GM обвалились по сравнению с тем же месяцем 2007 г. на 30,2%. Ожидалось, что и в июне падение продаж GM будет двузначным в процентном выражении, и что компания уступит свое первое место на американском рынке японской корпорации Toyota. Однако у Toyota продажи в США в июне упали на 11,5%, с поправкой на число рабочих дней. Тот факт, что падение продаж GM, с поправкой на число рабочих дней, оказалось однозначным и американскому гиганту удалось удержать первое место на отечественном рынке, вызвал приступ энтузиазма у инвесторов. После выхода данных GM об июньских продажах акции компании подскочили на 15%. Правда, к закрытию торгов прирост акций GM существенно сократился. По итогам дня акции General Motors, компонента индекса Dow, поднялись на 25 центов до 11,25 долл., или на 2,17%. За май – июнь акции GM потеряли половину стоимости. В конце апреля они стоили 23 долл. Достижению лучших, чем ожидалось, результатов продаж GM в США в июне способствовало то обстоятельство, что в последнюю рабочую неделю месяца компания предложила потребителям беспроцентные кредиты на покупку автомашин.
По мнению главного аналитика отдела продаж General Motors Майка ДиДжованни (Mike DiGiovanni), общеотраслевые продажи автомашин в США в июне были бы выше полученного результата, если бы не дефицит небольших экономичных автомашин, на которые резко повысился спрос.
Эффект, произведенный General Motors, благотворно повлиял на банковско-финансовый сектор. Акции банковско-финансовой отрасли на утренних торгах находились в плюсе, но затем упали вместе с широким рынком, "задавленным" ценами на нефть. Когда инвесторы откликнулись на данные GM, то в наибольшем выигрыше, помимо акций самой автомобильной корпорации, оказались банковско-финансовые акции. Как и акции GM, акции банковско-финансовых компаний понесли огромные потери в последние недели и, по всей видимости, были "готовы" к отскоку. На перепроданность банковско-финансовых акций указали и некоторые аналитики. В частности, аналитики Пэтрик Пиншмидт (Patrick Pinschmidt) и Эйви Гош (Avi Ghosh) из Morgan Stanley выпустили благожелательную аналитическую записку об инвестиционном банке Lehman Brothers, для которого минувший месяц был чрезвычайно тяжелым. Не далее чем в понедельник на рынке ходили слухи, что Lehman Brothers, понесший крупные убытки во II финансовом квартале, будет куплен с большим дисконтом. По итогам биржевых торгов в понедельник акции Lehman Brothers упали на 2,44 долл. до 19,81 долл., или на 10,97%. В тот же день, но после закрытия биржевой сессии, появилась аналитическая записка Morgan Stanley. Аналитики Пиншмидт и Гош установили для акций Lehman Brothers ценовой ориентир 31 долл. и присвоили им положительный рейтинг "overweight". "Мы полагаем, что краткосрочный риск дополнительных списаний активов у Lehman уравновешивается прочной ликвидностью и капитальной опорой компании", - написали аналитики. "Мы считаем, что вероятность продажи компании по бросовой цене, с большим дисконтом к балансовой стоимости, чрезвычайно низка", - отметили Пиншмидт и Гош. Акции Lehman Brothers поднялись во вторник на 1,15 долл. до 20,96 долл., или на 5,81%.
Индекс банковского сектора BKX вырос по итогам торгов на 1,93%, а индекс сектора брокеров/дилеров XBD, представляющий инвестиционные банки и брокерские компании, повысился на 0,71%.
Елена Зотова
Quote.rbc.ru