Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Патрушев заявил, что переговоры между Киевом и Москвой сорвали США Политика, 12:07
Послы стран ЕС согласовали новые санкции против России Политика, 12:03
Роскомнадзор заблокировал сайт криптобиржи OKX Крипто, 11:56
Почему решение «Русала» о выплате дивидендов не вдохновило инвесторов Pro, 11:55
Сканер для ДТП: как сделать разбор аварий более точным и быстрым Партнерский проект, 11:48
ВСУ нанесли удар по гостинице в центре Херсона Политика, 11:45
В «Сто к одному» нашли нового ведущего после слов Гуревича об Украине Общество, 11:43
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Военная операция на Украине. Главное Политика, 11:36
Какие технологии необходимы отделу закупок в условиях турбулентности Pro, 11:34
В Запорожской области сообщили о напряженной обстановке на фронте Политика, 11:32
Правительство продлило упрощенный порядок вывода на рынок стройматериалов Недвижимость, 11:30
В ЛНР назвали тревожной, но контролируемой обстановку в городе Сватово Политика, 11:29
Названы 50 лучших баров мира. Победитель впервые не из США Life, 11:28
Силовики пришли с обысками к активистам и руководителям «Голоса» Политика, 11:25
Экономика ,  
0 

Moody's заявило о снижении финансовой автономии регионов

Федеральный центр закручивает гайки в финансовых отношениях с регионами. Ужесточение контроля за бюджетами регионов ограничит их финансовую автономию, но в то же время снизит риски бюджетных дисбалансов, следует из обзора Moody's
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Федеральное правительство вводит все новые и новые меры по недопущению наращивания бюджетных расходов в регионах, бюджетных дефицитов и заимствований. Это ограничивает финансовую автономию многих субъектов, но в то же время снижает риски, связанные с рефинансированием их долгов, и повышает предсказуемость их бюджетной политики, говорится в новом обзоре Moody's Investors Service о бюджетах российских регионов (есть у РБК).

Многие регионы уже формируют свои бюджеты консервативно — например, закладывают в первоначальные прогнозы меньшие доходы, чем получается на самом деле. Субъекты проявляют осторожность на фоне «геополитической неопределенности и подавленных экономических прогнозов», а также в ожидании роста расходов на национальные проекты президента Владимира Путина.

Новый цикл расходов

В рамках предыдущего президентского срока Путина регионам пришлось существенно увеличить расходы на исполнение майских указов 2012 года в части повышения зарплат бюджетников. На этот раз нацпроекты потребуют от регионов в общей сложности более 5 трлн руб. (40% годового объема их совокупных бюджетов), главным образом на модернизацию дорог и инфраструктуры до 2024 года. «Основываясь на предыдущем опыте, регионы теперь склонны планировать консервативно в преддверии этих потенциальных увеличений расходов, особенно на фоне стагнации или даже сокращения местных экономик», — говорится в обзоре.

В апреле Путин установил систему KPI для региональных властей для оценки достижения национальных целей. Они включают 15 показателей: уровень доверия власти, количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе, численность малых и средних предприятий, уровень реальной зарплаты в регионе, уровень бедности и т.д. С 2020 года прогресс регионов будет оцениваться по этим KPI. Но федеральное правительство также хочет лишить регионы стимула попытаться достичь этих KPI за счет увеличения бюджетных расходов и привлечения новых займов. С этой целью правительство внесло поправки в Бюджетный кодекс, которые ограничат уровни задолженности субъектов.

  • Регионы будут подразделяться на группы риска: с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости.
  • Субъекты с низким уровнем долговой устойчивости смогут занимать только на рефинансирование существующего долга — без увеличения долговой нагрузки.
  • Они должны будут координировать заимствования с Минфином, а также утверждать и реализовывать согласованный с Минфином план восстановления платежеспособности.
  • Субъекты с высоким уровнем долговой устойчивости смогут увеличивать долг, но так, чтобы расходы на обслуживание долга не превышали 20% суммы собственных доходов и дотаций из федерального бюджета.
  • Кроме того, уже существует неформальный лимит по дороговизне региональных заимствований — доходность ОФЗ плюс 100 базисных пунктов, отмечает Moody's.

«Минфину и федеральному центру удалось сдержать рост госдолга регионов — и это позитивный момент. Использование бюджетных кредитов вместо дорогих коммерческих, безусловно, правильно, и это привело к позитивным изменениям, — считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов, — количество регионов с критической ситуацией, где госдолг превышал объем доходов, снизилось».

Pro x The Economist
Фото: Alejandro Ernesto / DPA / Global Look Press В богатых странах грядет «демографическая зима». Что может это изменить
Pro
Что делать сотрудникам, если нарушены их права при частичной мобилизации
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images Экс-CEO Burberry: «Не имея контроля над всем, вы не контролируете ничего»
Pro
Как стать сеньором в своей компании: пять советов прокачать экспертность
Pro
Как вести деловую переписку: объясняют Ильяхов и Сарычева
Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Русский транзит: как не прогореть, торгуя параллельным импортом
Pro
Фото: Thomas Peter / Reuters В России появятся электрокары массовых китайских брендов. Будет ли спрос
Pro
Какие траты придется нести компаниям при подготовке к мобилизации

Однако, по его мнению, ситуация гораздо более серьезная: регионы достаточно сильно дифференцированы, большая часть доходов уходит в федеральный центр. Регионы имеют серьезные расходные обязательства, притом что реальных средств не всегда хватает, и наращивание госдолга — иногда единственный выход. «Поэтому точечными реформами изменить ситуацию нельзя, а к мощным экономическим и политическим реформам власть не готова», — заключает Климанов.

Отстающие регионы

По мнению Moody's, федеральный центр не просто следит за бюджетной политикой регионов, но и принимает на основе этого кадровые решения. В 55 из 85 российских регионов с конца 2016 года сменились руководители, и «это было направлено на то, чтобы уменьшить количество региональных администраций, которые не были эффективны в обеспечении экономического роста и улучшении качества жизни без систематического наращивания расходов».

Несколько российских регионов все же остаются в рисковой зоне с точки зрения региональных финансов, отмечает агентство. Это регионы с высокой долговой нагрузкой, слабым экономическим ростом и большой зависимостью от федеральных трансфертов.

Например, в Мордовии общий долг превышает 200% собственных доходов. «Это практически не позволяет региону понизить долг и снизить риски рефинансирования без финансовой помощи со стороны федерального центра», — пишет Moody's. Отношение долга к собственным доходам в других закредитованных регионах — в Костромской, Орловской, Псковской, Смоленской областях и Республике Хакасия — составляет 80–100%. Однако первый замминистра финансов Леонид Горнин говорил в интервью ТАСС в прошлом месяце, что «сейчас всего два субъекта РФ имеют долговую нагрузку больше 100% относительно собственных доходов». «Уверен, что к концу года останется только один субъект с таким уровнем долга», — сказал он.

Авторы
Теги