Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Восемь типичных ошибок грузоперевозчиков РБК и Cordiant Professional, 11:26
В Казани стартовал KazanSummit 2022 Партнерский материал, 11:24
Почему российские компании пошли по опасному пути импортозамещения в ИТ Pro, 11:10
Шлепанцы, бургер, тушь: что мешает людям водить машину Партнерский проект, 11:03
Минобороны России сообщило о 771 сдавшемся в плен бойце «Азова» Политика, 11:02
Алена Савченко назвала свои задачи во главе сборной Нидерландов Спорт, 11:02
На 80% смог снизить стоимость протезов молодой ученый из США Экономика инноваций, 11:00
Перспективный радиус: какой будет новая ветка метро в Бирюлево Город, 11:00
«Шишкин Лес» расширяет зону доставки в преддверии летнего сезона Пресс-релиз, 10:58
Пушилин заявил о выходе более половины украинских военных с «Азовстали» Политика, 10:54
26 мая в Сочи начнет работу «Всероссийский Зерновой Форум 2022» Партнерский материал, 10:51
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении Pro, 10:51
Россия проработает возобновление авиасообщения с Грузией Политика, 10:47
Москва начала сбор заявок от компаний на господдержку на рынке труда Город, 10:42
Война санкций ,  
0 

Молочники попросят правительство объяснить претензии Минсельхоза к Danone

Выступление министра сельского хозяйства Николая Федорова обернулось скандалом. Приветствуя запуск нового молокозавода в Омске, министр противопоставил его иностранным компаниям, которые делают суррогаты на основе растительных жиров. Французская Danone назвала слова министра клеветой и потребовала опровержения
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что сказал министр
Свою оценку деятельности иностранных компаний министр Федоров дал в пятницу, открывая в Омске молочный завод «МилкОм». Он, в частности, заявил: «В этих [зарубежных] продуктах максимум 20% настоящего молока, остальное – преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки» (все цитаты по ТАСС). Федоров попросил губернаторов обратить внимание «на деятельность таких крупных производителей, как «Вимм Билль Данн» (PepsiCo), «Юнимилк» (Danone), на рынке молока, и не позволять им выкачивать средства из регионов, снимать «сливки» с дешевого сырья, которое производят наши небогатые крестьяне». По словам министра, «получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они его по дешевке скупают и фактически перекачивают себе огромные деньги».

В субботу французская Danone, уже 20 лет работающая на российском рынке, ответила Федорову. «Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире», – говорится в заявлении Danone, размещенном на сайте российского представительства компании. В заявлении подчеркивается, что качество продукции компании никогда не вызывало претензий со стороны Роспотребнадзора, что компания платит в бюджет России миллиарды рублей в год, а совокупные инвестиции Danone и принадлежащего ему «Юнимилка» составляют около $2 млрд. «Мы требуем публичного опровержения ложной порочащей нас информации», – заключает Danone.

Позицию Danone поддержали в крупной лоббистской организации – ассоциации Союзмолоко. «Мы будем обращаться в правительство с просьбой разъяснить основания для такого заявления, чтобы понять, это позиция государства или мнение одного или нескольких людей», – заявил РБК глава Союзмолока Андрей Даниленко. У него нет данных о том, чтобы у каких‑либо контролирующих органов, включая Роспотребнадзор, были претензии к продукции Danone или PepsiCo (владеет производителем молочной продукции «Вимм-Билль-Данн»). «Претензии чаще всего бывают как раз к небольшим производителям, а транснациональные компании заботятся о своем имидже и не будут использовать ни пальмовое масло, ни растительные жиры, чтобы нарушать законодательство России», – сказал РБК Даниленко.

Опровержения не планируется

В воскресенье директор департамента животноводства Минсельхоза РФ Владимир Лабинов заверил «Коммерсантъ FM» в том, что министр не называл конкретных компаний: «Министр, насколько я свидетель этого процесса, не называл компанию. PepsiCo и Danone – эти названия звучали из моих уст».
«Поводом для заявления министра сельского хозяйства стало мое выступление на совещании в Минсельхозе по поводу деятельности компаний Danone и PepsiCo на российском рынке», – рассказал Лабинов РБК. По его словам, эти компании несколько лет подряд сокращают закупки сырого молока у производителей. Несмотря на запросы Минсельхоза, они ни разу не предоставили информацию о сделках в полном объеме.

«Пришлось запросить статистику у субъектов и регионов, на основе которой и были сделаны выводы: динамика сокращения очевидна по всем субъектам, – рассказал Лабинов. – Вторая проблема в том, что Danone на протяжении последних лет последовательно закрывает молочные заводы, которые они купили у «Юнимилка», – в Тверской, Костромской и Новосибирской областях. И мы не располагаем информацией о том, что Danone и PepsiCo настроены на то, чтобы развивать молочное производство и строить заводы как бизнес».

Даниленко считает, что Минсельхоз выбрал неудачное время для сведения старых счетов. «Проблемы в отрасли есть, но они не в иностранных корпорациях, а в подходе Минсельхоза и в том, что российским переработчикам молока субсидии на производство сырого молока задерживаются, – говорит глава Союзмолока. – А они, в отличие от глобальных компаний, не в состоянии жить без этих денег».
Информацию Минсельхоза о том, что крупные компании сократили закупки молока, в Союзмолоко не оспаривают: в России производство молока сокращается, и вслед за этим падают объемы закупок. А после того как закрылся импорт, все больше сырья нужно и производителям сухого молока, и сыроделам, а его больше не стало, поясняет Даниленко.

Pro
Что ждать инвесторам от IPO создателя телешоу «Маска» и «Форт Боярд»
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Четыре примера реверсивной логистики и какие преимущества можно упустить
Pro
Фото: Oli Scarff / Getty Images «Внутренние предприниматели»: как раскрыть в себе потенциал инноватора
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать
Pro
Фото: Kevin Frayer / Getty Images Как работает система принятия решений на основе эмоций участников рынка
Pro
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Ничего особенного: как новые технологии «украли» харизму Starbucks
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Новое регулирование
Лабинов говорит, что вслед за словесной дуэлью последует ужесточение регулирования рынка для производителей молочных продуктов. Минсельхоз хочет ввести новые техрегламенты на молоко и молочные продукты, запретив использование прилагательных типа «сметанный» и «творожный» продукт, оставив только собственно «белые» молочные продукты и «составные (до 50% ингредиентов, вроде творога с вареньем и орехами), а остальные запретить называть родственными прилагательными. Также есть планы по стандартизации содержания белка в молоке – сейчас в России выпускается продукция с содержанием 2,8%, однако в Европе – 3,2–3,4%, и такое низкое содержание белка позволяет производителям из того же количества сырья делать больше продукции.

В этом начинании Минсельхоз встречает критику крупных компаний через ассоциацию Союзмолоко, которая апеллирует в том числе к тому, что тогда молочная продукция вырастет в цене и станет недоступной для бедных слоев населения, говорит Лабинов. 

Бизнес французов в России
Французский производитель молочных продуктов Danone стал одной из первых западных компаний, пришедших на российский рынок. В 1992 году компания открыла фирменный магазин Danone на Тверской, представив в нем продукцию, производившуюся во Франции. Спустя два года компания открыла в России свой первый собственный завод в Тольятти.

Сильным ходом французов стало сделанное в 1998 году заявление о том, что компания не планирует пересматривать свои планы на российском рынке вследствие финансового кризиса, но напротив – инвестирует средства в открытие своего крупнейшего в России предприятия – завода в подмосковном Чехове (открылся в 2000 году).

В 2010 году Danone купил российскую компанию «Юнимилк», став крупнейшим производителем молочной продукции в России.

Материалы к статье
Авторы