Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Шохин нашел источник финансирования инвестпрограммы РЖД

Глава РСПП Александр Шохин предложил вместо продления тарифной надбавки РЖД для экспортеров привлечь их к финансированию инвестпрограммы монополии. Угольщики на это согласны, говорят источники РБК
Александр Шохин
Александр Шохин (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Скинутся на инвестпрограмму

На совещании под председательством премьера Дмитрия Медведева, посвященном долгосрочной инвестпрограмме РЖД, которое состоялось 29 октября на станции Бекасово-Сортировочное, глава РСПП Александр Шохин предложил вместо продления экспортной надбавки к тарифам РЖД (8%) до 2024 года привлечь экспортеров к финансированию этой инвестпрограммы. Об этом Шохин рассказал РБК.

«На совещании не все предложения участников совпадали. Но мы сошлись на том, что долгосрочные тарифы — это достижение последних лет и нельзя допустить, чтобы транспортная составляющая в цене товара возросла. Мы договорились в течение месяца прийти к решению», — сказал Шохин. Консенсус должен быть достигнут до утверждения проекта долгосрочной программы развития РЖД (ее объем составит около 10 трлн руб. на ближайшие семь лет). Будут рассмотрены предложения РЖД по надбавкам и альтернатива им, пояснил глава РСПП. В качестве альтернативы он назвал участие экспортеров в инвестпрограмме РЖД.

Пока не обсуждались конкретные проекты, к финансированию которых могут привлечь экспортеров, но в целом с идеей Шохина согласны основные грузоотправители, сообщил РБК источник, близкий к крупной угольной компании. На уголь приходится более трети грузооборота РЖД, и угольщики отчаянно сопротивлялись предложению монополии продлить экспортную надбавку до 2024 года (сейчас она действует до конца 2018 года). Иначе компаниям придется резко сократить инвестиции, рассказал собеседник РБК.

В конце августа на президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу обсуждалось, что угольщики и РЖД должны инвестировать в добычу и инфраструктуру 1,5–2 трлн руб. в течение шести лет для увеличения экспорта. А вице-премьер Дмитрий Козак предложил привлечь президента ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь», совладельца НЛМК Владимира Лисина к подготовке предложений «по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования <...> в целях синхронизации инвестиционной программы РЖД с инвестиционными программами металлургических компаний». Но Лисин тогда сказал, что РЖД должны сами оплатить расширение инфраструктуры, необходимое металлургам.

Глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает идею привлечь экспортеров к финансированию инвестпроектов РЖД, которые обеспечивают повышение качества их транспортного обслуживания, здравой, однако он сомневается в ее скором воплощении в жизнь из-за отсутствия нормативной базы. К тому же она подходит не для всех крупных грузоотправителей, оговаривается эксперт. «Это, по сути, логичное продолжение плана помощника президента Андрея Белоусова: для многих грузоотправителей расширение железнодорожной инфраструктуры для увеличения отгрузки — насущный вопрос. Но на сегодняшний день нет четких механизмов возврата вложенных средств через тариф, возможностей предоставить приоритетный доступ к инфраструктуре и контроля за расходами», — отмечает Бурмистров.

«Пока угольщики технически справятся с надбавками, потому что цены на уголь высокие. Но это не навсегда, отрасль цикличная. А повышать сейчас тарифы, ориентируясь на хорошую конъюнктуру, — это опасная тенденция, учитывая хотя бы, что тарифы портов не дешевеют и привязаны к доллару», — предупреждает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом, напоминает он, угольщики — это 30% грузовой базы РЖД, и в случае кризиса на рынке угля удар придется и по РЖД, взвинтившим тарифы».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая устанавливает тарифы, в том числе для РЖД, не получала предложения РСПП, но прорабатываются механизмы финансирования инвестпроектов, не покрываемых среднесетевым тарифом — договорной инвестиционный тариф на определенный строящийся или реконструируемый участок железнодорожной инфраструктуры, передал РБК через пресс-службу замруководителя службы Александр Редько. Кроме того, прорабатывается вариант поэтапной отмены скидок, которые предоставлялись в годы незагруженной инфраструктуры, на дальние расстояния — по мере осуществления инвестиций в расширение инфраструктуры под растущие объемы экспортных перевозок, добавил он.

Представитель РЖД отказался от комментариев.

Чем грозит надбавка

Министр энергетики Александр Новак на прошлой неделе написал письмо вице-премьеру Максиму Акимову, в котором раскритиковал инициативу РЖД продлить действие экспортной надбавки (у РБК есть копия письма). Он предупредил о рисках для выполнения уже запущенных или запланированных инвестпроектов экспортеров. Сохранение такой надбавки снизит возможности компаний по привлечению средств на финансовом рынке, которые и так уже ограничены из-за западных санкций.

Приказ ФАС от 13 июля 2018 года отменил экспортную надбавку РЖД с 2019 года и установил надбавки на капитальный ремонт (2% до 2025 года) и на компенсацию расходов РЖД, связанных с корректировкой налогового законодательства (1,5% до 2021 года). Но в начале октября гендиректор РЖД Олег Белозеров заявил, что монополия предлагает продлить надбавку в 8% на экспортные перевозки. Как сообщала газета «Коммерсантъ», РЖД обнаружили в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., и около 300 млрд руб. дефицита монополия решила покрыть за счет грузовых тарифов.

В новом проекте тарифного приказа надбавку планируется сохранить, обнулив ее лишь для алюминия и нефтепродуктов (сейчас от нее освобождены только производители энергетического угля). Крупнейшему клиенту РЖД — угольной компании СУЭК Андрея Мельниченко (в 2017 году объем перевозок составил 84 млн т) — экспортная надбавка в 8% грозит дополнительными затратами в 27 млрд руб. в 2019–2024 годах, писал «Коммерсантъ». Представитель СУЭК отказался от комментариев.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 15:03
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 15:03
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Песков назвал заход «специалистов НАТО» на Украину триггером спецоперации Политика, 15:49
Российским бобслеистам запретили общаться со СМИ на турнирах IBSF Спорт, 15:44
Джон Сина закончил карьеру в рестлинге поражением Спорт, 15:43
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
Около Афипского НПЗ в Краснодарском крае из-за обломков БПЛА возник пожар Политика, 15:39
ТАСС сообщил о контактах России и Израиля об Александровском подворье Политика, 15:32
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Стрельба на пляже в Сиднее во время празднования Хануки. Главное Общество, 14:55
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Очевидцы рассказали о стрельбе на пляже в Сиднее Общество, 14:54
Зеленский выразил готовность отказаться от НАТО в обмен на гарантии Политика, 14:46