Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Титов предложил разрешить рестораторам продавать алкоголь навынос

Поможет ли это заработать общепиту
Омбудсмен Титов предложил разрешить рестораторам торговать спиртным навынос
Ресторанам предложили разрешить продавать алкоголь навынос, как в рознице. Спиртное в общепите дороже, чем в магазинах, — рестораторы не рассчитывают на массовые продажи, но надеются, что это поможет продвинуть отечественное вино
Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / Global Look Press

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов, а также Федерация рестораторов и отельеров предложили разрешить предприятиям общественного питания продавать алкоголь навынос по аналогии с магазинами. Соответствующие обращения Титов и президент федерации Игорь Бухаров направили премьер-министру Михаилу Мишустину. Копии писем есть у РБК, представитель Титова и Бухаров подтвердили инициативу.

В пресс-службе правительства РБК сообщили, что соответствующая инициатива поступила в кабмин, и уточнили, что направили предложение в Минфин для подготовки ответа. РБК направил запрос в Минфин.

Зачем это нужно общепиту

Согласно действующему законодательству, предприятия общественного питания и розничные магазины должны получать разные лицензии для торговли алкоголем. «Это ограничение было создано много лет назад, когда еще не была введена в эксплуатацию и развита Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая отслеживает каждую продажу и закупку алкогольной продукции», — отмечается в обоих обращениях.

При этом рестораторы не могут продавать спиртное без вскрытия потребительской тары, а торговля навынос вообще запрещена, «что идет в противовес общемировой практике, когда ресторан может продать гостю бутылку вина, если оно понравилось ему в ходе употребления в этом ресторане», говорится в письмах.

В Москве вырос спрос на празднование Нового года в ресторанах
Бизнес
Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС

В документах также отмечается, что алкогольная лицензия для заведений общественного питания более строгая и имеет больше специфических требований к помещению, чем у магазинов. «Чтобы получить ресторанную лицензию, надо потратить гораздо больше усилий и больше соответствовать требованиям закона», — сетуют Титов с Бухаровым.

Авторы обращений настаивают, что предприятиям общественного питания необходимо разрешить продавать спиртное навынос, предусмотрев те же ограничения, которые действуют в магазинах, — реализация алкоголя только совершеннолетним и в разрешенные для этого часы. В Москве, например, розничная торговля спиртным разрешена с 8:00 до 23:00. Авторы обращения уверены, что предлагаемая мера позволит ресторанной индустрии увеличить доходность, а российским виноделам — найти своих покупателей.

Председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров России (ФриО) и основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов считает «совершенно логичным» разрешить ресторанам продавать алкоголь. По его словам, это возможность ресторанам заработать дополнительные деньги, к тому же гости смогут купить понравившийся продукт. «Алкогольные лицензии достаточно жесткие. Контроль за ресторанами гораздо выше, чем к магазинам, которые продают вино», — отмечает Миронов. По его словам, магазины активно торгуют едой навынос и открывают внутри кафе, отнимая у ресторанов часть гостей. Но рестораны не превратятся в магазины, потому что у них другая стоимость аренды, из-за чего цена на алкоголь выше, чем в магазине.

«Почему из ресторана нельзя вынести алкоголь? Законодатели объясняли это тем, что у магазинов есть ограничения на время реализации алкоголя, а ресторан может торговать круглосуточно. Но в заведении также можно внести запрет на продажу алкоголя после определенного часа», — обращает внимание Миронов.

Поможет ли это увеличить доходы ресторанов и баров

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается в том, что инициатива принесет существенную выгоду рестораторам, которые, как правило, продают спиртное со значительно более высокой наценкой, чем розница. При этом форматы заведений, сочетающие в себе и общественное питание, и розничную торговлю алкоголем, есть и сейчас — в основном это те самые «наливайки», с которыми активно борется государство, отмечает эксперт.

Минфин предложил законодательно отделить «наливайки» от ресторанов
Общество
Фото:Павел Косолапов / Shutterstock

Директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» Вадим Дробиз тоже сомневается в успехе инициативы. Далеко не каждый россиянин в принципе может позволить себе сходить в ресторан, не говоря уже о том, чтобы купить там бутылку вина, которая стоит в два-три раза дороже, чем в магазине, отмечает он.

Как много общепит зарабатывает на алкоголе

По данным «INFOLine-Аналитики», оборот общественного питания в России по итогам 2023 года составит около 4,1–4,2 трлн руб. — на 15% больше, чем годом ранее. Сколько из этого показателя приходится на алкоголь, Бурмистров затруднился оценить, отметив, что в некоторых форматах, например барах, доля спиртного в выручке превалирует, а в фастфуде — минимальна.

В России на долю предприятий общественного питания, по оценке Дробиза, приходится лишь 4% от всего объема продаж спиртного в стране. Для сравнения: в Европе из-за более низких наценок этот показатель составляет 30–35%.

То, что инициатива вряд ли приведет к значительному росту доходов, признают и сами рестораторы. Наценка на вино в ресторанах составляет как минимум 100%, поэтому они не станут конкурентами винным магазинам, считает основатель сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко. К тому же заведения не импортируют вина напрямую, поэтому у них нет уникального ассортимента.

Но Лисиченко поддерживает любое предложение, которое «потенциально может помочь заработать копейку». «Если дадут такую возможность, попробуем, конечно, но мы не будем рекламировать себя как «приходи к нам купи вино», а «приходи к нам пить вино и есть нашу еду» — это совершенно другой маркетинговый посыл и организация бизнеса», — констатирует ресторатор.

«Не могу сказать касаемо наших баров, что это сильно отразится на выручке, но иметь такой инструмент дополнительных продаж хорошо. Обычно наши гости нечасто просят с собой. Сложностей с нашей стороны я не вижу», — отметил сооснователь баров Stereo People Group (Stereopeople, «ТехникаБезОпасности», Dogs In Fog) Андрей Третьяков.

Продажа алкоголя в ресторанах навынос ненамного увеличит выручку в ресторанах, согласен и владелец ресторана Twins Garden Алексей Репик. «Я не думаю, что это экономически значимая история, но полезная с целью укрепления отношения наших граждан к собственной винной продукции», — рассуждает Репик. По его словам, вряд ли кто-то будет покупать вино в ресторанах в большом количестве, для этого есть магазины. «Ресторан создает гастрономически интересный дегустационный опыт. Это не только про еду, но и про сервис, атмосферу, настроение. Если человек хочет попробовать продукцию виноделов, то целесообразно это делать в качестве аккомпанемента к блюду, а бутылочку можно взять домой как напоминание о хорошем вечере. Но эта история не о продаже алкоголя в больших объемах, а про попытку продлить ощущение праздника», — добавил бизнесмен.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Алкоголь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 13:41
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 13:41
Белорусский биатлонист выиграл масс-старт на этапе Кубка Содружества Спорт, 13:58
Вы имеете дело с инфантильным сотрудником: какие 4 фразы на это указывают Образование, 13:54
Опубликовано совместное заявление Путина и Моди из 70 пунктов Политика, 13:49
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Snapchat заблокировали в России. Что это за мессенджер и почему закрыли Life, 13:44
Венгер назвал главного фаворита ЧМ-2026 Спорт, 13:43
Минцифры снова расширило «белый список» сайтов Технологии и медиа, 13:42
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37
Курс доллара на рынке Форекс впервые за 2,5 года упал ниже ₽75 Инвестиции, 13:35
Тимур Иванов объяснил происхождение своих особняков и дома Мастера Политика, 13:35
Закон гостеприимства: как готовят кадры для туротрасли Национальные проекты, 13:33
Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании Стиль, 13:28
«Холодная Луна»: как выглядело уникальное суперлуние Общество, 13:27 
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 13:21