АСВ отозвало иск к «ВИМ-Авиа» из-за «социальной напряженности»
Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» отозвала свой иск о банкротстве «ВИМ-Авиа». Причиной такого решения стала возросшая «социальная напряженность», говорится в сообщении агентства.
АСВ — конкурсный управляющий М Банка (Мосстройэкономбанк), который был одним из кредиторов авиакомпании, а сейчас проходит процедуру банкротства.
Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с «ВИМ-Авиа» 980 млн руб. в пользу М Банка в январе 2017 года, писали «Ведомости», однако в апреле сумма иска была снижена до 88,3 млн руб. Поэтому 26 сентября АСВ подало иск о признании банкротом уже самой «ВИМ-Авиа».
«Вступившее в силу решение суда также не было исполнено авиакомпанией. Действуя в интересах кредиторов банка, конкурсный управляющий ЗАО «М Банк» был вынужден применить крайнюю меру воздействия на должника — инициировать процедуру его банкротства», — объясняют ситуацию в АСВ.
Однако, «учитывая возникшую социальную напряженность», АСВ решило обратиться в суд с ходатайством о возвращении заявления о банкротстве авиакомпании «до определения позиции правительства», говорится в сообщении.
Это позволит «соблюсти законные интересы граждан и принять наиболее эффективные решения для всех участников ликвидационного процесса», считают в АСВ.
Ситуация с отзывом АСВ иска о банкротстве «ВИМ-Авиа» уникальная, считает партнер юридической фирмы «Стрим» Фарид Бабаев. «Обычно заявление о признании банкротом отзывают после того, когда компания-должник погасила долги, однако вряд ли это произошло в данном случае», — указывает он. По его словам, такое решение могло быть принято в результате совещаний в Минтрансе.
Опубликованный пресс-релиз АСВ вызывает недоумение в связи с тем, что агентство действует не независимо от правительства, а с оглядкой на его позицию, отметил партнер FMG Group Михаил Фаткин в беседе с РБК. «Несвоевременные действия АСВ по банкротству «ВИМ-Авиа» могут привести к потере оставшихся активов компании», — считает юрист. Сам отзыв заявления о признании компании банкротом не является редким случаем — это право кредитора, которое он может реализовать по своему усмотрению, дополняет Фаткин. «Он это может сделать в силу возникновения соглашений с текущими владельцами или потенциальными покупателями», — заключает он.
Отозванное АСВ заявление о банкротстве дает сигнал крупным кредиторам «ВИМ-Авиа» не торопиться банкротить компанию, считает начальник отдела валидации «Эксперт РА» Станислав Волков. Однако, по его словам, если компания не улучшит ситуацию и будет и дальше генерировать убытки, то кредиторы столкнутся с тем, что банкротство компании все равно произойдет, только уровень возмещения по долгу «ВИМ-Авиа» окажется еще меньше, чем сейчас.
Ранее газета «Ведомости» сообщала, что «ВИМ-Авиа» обратилась за государственной поддержкой к правительству и в «ближайшем будущем» ожидает «серьезных поступлений» из федерального бюджета. По данным газеты, 27 сентября авиакомпания получила 55 млн руб. субсидий от Росавиации за перевозку пассажиров на Дальний Восток и в этот же день 60 млн руб. были направлены на погашение долгов по зарплатам.
Кроме того, по словам близкого к руководству авиакомпании источника «Ведомостей», еще 500 млн руб. «ВИМ-Авиа» получит в виде возврата НДС за третий квартал.
Примерно столько «ВИМ-Авиа», по данным газеты, задолжала аэропорту Домодедово. С июня руководство «ВИМ-Авиа» вело переговоры о займе 300 млн руб. с банком «Зенит» и займе 200 млн руб. с Абсолют Банком. Предполагалось, что этой суммы должно хватит на покрытие кассового разрыва авиакомпании, однако в августе банки в выдаче займов отказали.
С 25 сентября «ВИМ-Авиа» объявила о прекращении чартерных рейсов, так как из-за долгов авиакомпании самолеты не могли заправиться и вылететь из Домодедово. Прекращению полетов предшествовала массовая задержка рейсов авиакомпании.
В отношении топ-менеджеров компании СК возбудил уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере», свою проверку организовал и Ространснадзор.
27 сентября Минтранс договорился с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа». Тогда же стало известно, что владельцы авиаперевозчика, Рашид и Светлана Мурсекаевы, покинули Россию.
Ситуацию с авиакомпанией подверг критике президент Владимир Путин, который заявил о неполном служебном соответствии главе Минтранса Максиму Соколову, а также раскритиковал работу вице-премьера Аркадия Дворковича. Дворкович, по мнению президента, недостаточно внимания уделяет транспортной отрасли, которую курирует.
Глава Росавиации Александр Нерадько ранее говорил, что перевозчик задолжал 7 млрд руб. Крупнейшим кредитором «ВИМ-Авиа» он назвал банк «Зенит».