Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»

Власти и авиакомпании обсуждают цифровизацию процесса проверок
Ространснадзор с авиакомпаниями прорабатывает формат доступа к базам данных перевозчиков для усовершенствования контроля и надзора. Предполагается перейти к проактивному мониторингу состояния парка самолетов и экипажей
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) совместно с российскими авиакомпаниями создала рабочую группу по вопросам совершенствования надзорной деятельности в сфере авиации. Ведомство предлагает улучшить подходы к проверкам, в частности обсуждается предоставление инспекторам доступа к базам данных перевозчиков по состоянию парка воздушных судов и подготовленности экипажей, рассказал источник РБК, знакомый с обсуждениями.

Члены группы уже провели как минимум одну встречу в начале марта, рассказал источник РБК и подтвердили в ведомстве. В частности, инспекторы хотят иметь доступ к данным о выполнении техобслуживания воздушных судов в установленные сроки, соблюдении наработки ресурсов техники и компонентов, прохождении экипажами различных необходимых подготовок и внедрении директив летной годности.

Также на встрече обсуждался вопрос перехода от проверок, которые сейчас проводятся уже по фактам авиаинцидентов и авиасобытий, к проверкам, основанным, например, на сведениях от сторонних организаций (а не только подконтрольных лиц ведомства), рассказал источник.

«Да, действительно такие инициативы обсуждаются. Создана рабочая группа по разработке предложений по усовершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области гражданской авиации», — сообщили РБК в пресс-службе Ространснадзора.

Сегодня основанием для проведения проверок служащими Ространснадзора являются причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью либо наличие непосредственной угрозы их причинения, а также отклонение объекта контроля от параметров, установленных индикаторами риска, пояснили РБК в ведомстве.

РБК обратился за комментарием в пресс-службу Минтранса.

Безопасность полетов

При общем снижении количества проверок Госавианадзора в 2023 году выросла доля выявленных нарушений на одно контрольное мероприятие, говорится в материалах, представленных на заседании коллегии ведомства 22 марта.

Так, в среднем в прошлом году на одну проверку пришлось 8,3 нарушения, в 2022 году — 6,8, в 2021-м — 7,5. Основные типы нарушений — выполнение полетов на неисправных воздушных судах в отсутствие необходимого ТО, допуск к работе авиаспециалистов, не прошедших подготовку, ненадлежащее содержание объектов инфраструктуры и их ненадлежащая укомплектованность, несоблюдение режимов ограничений, установленных на приаэродромных территориях, ненадлежащее орнитологическое обеспечение полетов, выполнение авиаработ без необходимых документов, неполучение от диспетчеров разрешений на использование воздушного пространства, отсутствие у авиакомпаний системы управления безопасностью полетов и сокрытие авиаинцидентов.

Институт авиации оценил срок появления истребителя шестого поколения
Политика
Многоцелевые истребители Су-57

В рамках профилактических работ Госавианадзор выявил 72 организации-разработчика и производителя авиатехники и компонентов и 76 организаций, обслуживающих авиатехнику, которые работали без сертификатов. Из них более 66 организаций после проведенных проверок или уже получили документы, или планируют это сделать, более 60 — «приняли меры по недопущению нарушений» или прекратили деятельность, говорится в материалах. Названия организаций в службе не раскрыли.

Вместе с этим Госавианадзор по итогам 2023 года зафиксировал снижение показателей аварийности на воздушном транспорте. «За последние семь лет не меняется пропорция инцидентов, произошедших по причинам технических неисправностей. Ее доля составляет 55–60%. Таким образом, увеличение количества неисправностей из-за введенных санкций не подтверждается», — говорится в отчете. Аварийность на воздушном транспорте снизилась в 2023 году как по абсолютным показателям, так и по относительным (0,17 погибших на 1 млн перевезенных пассажиров против 0,25 в 2022 году и 0,64 в 2021-м).

В чем сложности с проверками

При этом предусмотренные на текущий момент инструменты проверок не позволяют анализировать факторы риска своевременно (сейчас анализ проводится раз в месяц), отмечается в материалах Ространснадзора. Поэтому ведомство и предложило внедрять цифровые методы, что позволило бы «реагировать не только на факты свершившихся авиасобытий, но и на их предвестники».

Для «подключения» к базам авиапредприятий предлагается создать отдельную цифровую платформу, в которую бы в автоматическом режиме поступали сообщения от перевозчиков, пилотов, операторов аэродромов и др. «Предполагаем, что данная программа также должна учитывать динамику техники пилотирования воздушного судна (даже в случае ухудшений, не приводящих к авиационному событию) с вариативностью действий по исправлению ситуации, а также контроль внедрения рекомендаций комиссий по расследованию авиаинцидентов», говорится в материалах ведомства.

Российские авиакомпании лишились почти всех контрактов с ООН
Бизнес
Фото:Photoagency Interpress / Global Look Press

Реакция авиакомпаний

Пока многие авиакомпании видят ряд сложностей, связанных с подготовкой и обучением инспекторского состава Ространснадзора к использованию систем и баз данных для мониторинга, отметил источник РБК в одном из перевозчиков.

В «Уральских авиалиниях» рассказали, что речь идет именно о совершенствовании системы мониторинга и контроля за деятельностью авиакомпаний, а не об усилении проверок. «Ведомство хочет упорядочить сбор и анализ информации с возможностью исправления возможных негативных воздействующих факторов до наступления критической ситуации — инцидента или катастрофы», пояснили в компании. «Уральские авиалинии» принимают участие в данной рабочей группе.

«Ространснадзор не просит дать доступ к базам данных авиаперевозчиков, так как массив данных огромен. Речь идет о мониторинге состояния парка воздушных судов и подготовленности экипажей через некий формат информационного ресурса авиаперевозчика. Этот формат сейчас обсуждается», — пояснили в «Уральских авиалиниях».

В S7 Airlines лишь подтвердили, что компания приняла участие в рабочей встрече, организованной Ространснадзором, и готова рассматривать предложенную инициативу.

В других крупных перевозчиках не ответили на запрос РБК на момент публикации материала.

Старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напоминает, что российский авиарынок, равно как и мировой, за последние 10–15 лет «проделал огромную работу в части цифровизации»: «Это касалось как каналов взаимодействия с пассажирами, так и внутренних процессов авиакомпаний. Более оперативный доступ за счет цифровизации к тем данным, которые авиакомпании и так представляли регулятору, способен упростить работу всем. Опять же цифровые каналы взаимодействия государства и бизнеса успешно существуют и в других направлениях».

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Казахстан передал России сбежавшего два дня назад «вора в законе» Фурмана Общество, 03:01
В Старом Осколе сбили беспилотник Политика, 02:48
В России выявили новый вариант коронавируса FLiRT Общество, 02:22
Reuters узнал о планах ЕС оценить, по кому ударит запрет на СПГ из России Экономика, 02:05
ПВО сбили украинский беспилотник в Брянской области Политика, 01:42
В Иране раскрыли новые детали крушения вертолета Раиси Политика, 01:33
В двух регионах России объявили опасность атаки дронов Политика, 01:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Захарова назвала приступом безумия обвинения России в покушении на Фицо Политика, 00:57
Блинкен ответил на вопрос, стал ли мир лучше со смертью Раиси Политика, 00:54
«РИА Новости» назвало срок, грозящий убившим семь человек военным Политика, 00:21
В России разработали федеральное приложение для фиксации нарушений ПДД Авто, 00:05
Прервет ли клуб Миранчука рекордную серию «Байера». Главное о финале ЛЕ Спорт, 00:00
Зеленский обвинил Запад в нежелании закрыть двери в отношениях с Россией Политика, 21 мая, 23:51
Путин пообещал рост числа участников кадровой программы для военных Политика, 21 мая, 23:47