Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Провайдер предложил повысить сбор при покупке авиабилета в агентствах

Президент ААВТ предложил поменять сбор при покупке авиабилета в агентствах
Компания ТКП, оператор системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, решила изменить подход к оплате при оформлении билетов. Ассоциация агентств прогнозирует стагнацию отрасли и рост разницы с ценами авиакомпаний
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Оператор российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) компания АО «ТКП» предложила своим партнерам — агентствам по продаже авиабилетов — изменить схему расчетов за их оформление на бланках СВВТ. На таких бланках билеты оформляются, когда их приобретают не у авиаперевозчика, а у агентств-посредников. В некоторых случаях (например, при продаже билетов по субсидируемым тарифам) агенты могут оформить билет только на бланке СВВТ, пояснил РБК президент Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) Сергей Демиденко.

Сейчас при продаже такого билета ТКП взимает так называемую таксу ZZ в размере 185 руб. Эту сумму оплачивает пассажир дополнительно к стоимости самого перелета. ТКП предлагает с 1 ноября заменить таксу с пассажира на «сбор за услугу информационно-технологического обеспечения (ИТО)» с агентств, который также предполагает оплату НДС, следует из разосланного агентам дополнения к стандартному договору (РБК ознакомился с копией). Таким образом, стоимость каждого проданного сегмента перелета через ТКП вырастет со 185 до 222 руб.

Демиденко приводит расчет: если семья из четырех человек летит по маршруту Новосибирск — Москва — Сочи (восемь сегментов перелета), то на нее ляжет дополнительная сумма 1776 руб. вместо 1480 руб. (сверх стоимости билетов). Для самих агентств такое нововведение обернется ростом расходов на услуги ТКП в разы (сейчас агенты оплачивают ИТО в фиксированном размере — 1,8 тыс. руб. в месяц).

Глава Минтранса объяснил рост цен на авиабилеты на 20%
Бизнес

«Рассматриваемое изменение путем кратного увеличения расходов агентств делает их деятельность экономически невыгодной. Агентства в большинстве своем продают авиаперевозки корпоративным клиентам, имея с ними многолетние контракты, и не имеют возможности быстро поменять их. Вызывает настороженность и увеличивающаяся разница между стоимостью билетов у авиакомпаний и в агентской среде. Для многих семей такая разница станет заградительной для покупок в агентствах», — сообщается в обращении ААВТ президенту ТКП Кузьме Михайлову, направленном 18 сентября (копия есть у РБК).

В Союзе агентств делового туризма (САД) тоже отметили, что следят за ситуацией вокруг инициативы ТКП. «Считаем, что с точки зрения рынка бизнес-тревел это нововведение приведет к тому, что агентства будут вынуждены пересматривать долгосрочные договоры с клиентами в сторону повышения платы», — уточнил РБК председатель совета директоров «Аэроклуба» и член правления САД Денис Матюхин.

РБК обратился за комментарием в Минтранс. Представитель ТКП отказался от комментариев.

Что такое ТКП

ТКП (ранее называлась Транспортная клиринговая палата) создавалась в 1990-х годах авиакомпаниями для взаиморасчетов разных участников отрасли. Это был исполнительный орган Минтранса по расчетам, пояснили РБК участники агентского рынка. По данным СПАРК на 2018 год, мажоритарная доля ТКП принадлежала структурам, которые контролировали семья экс-гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова (скончался в 2015 году) и его партнер Сулейман Ибрагимов. В отчетности ТКП за 2023 год среди акционеров с долей более 20% указаны «Апстрим-инвест» (с 2004 года) и два неназванных физических лица, которые вступили в права в 2022 году.

По состоянию на 31 декабря 2023 года у ТКП были заключены договоры с 89 авиакомпаниями, 4 ж/д перевозчиками, 753 агентствами по продаже воздушных перевозок, 31 провайдером допуслуг, говорится в отчетности.

Споры вокруг таксы

Такса ZZ, взимаемая с пассажира, неоднократно вызывала споры в агентском сообществе и у транспортных прокуроров. В 2019 году ТКП пыталась легализовать этот сбор, но изменения в Федеральные авиационные правила (ФАП) приняты не были.

В 2021 году Пресненский районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, посчитав, что такса взимается законно. Прокурор же аргументировал, что такса является доходом ТКП, а не перевозчика. А по нормам федерального законодательства (ФАП № 82), расходы на оформление авиабилета относятся к расходам перевозчика и учитываются в установленном им тарифе или сборе.

Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25%
Общество
Фото:Алексей Смышляев / Global Look Press

Одним из аргументов суда тогда был тот факт, что такса применяется с 2001 года, а иск, оспаривающий ее законность, был подан только в 2021 году, — после истечения исковой давности. Дело дошло до кассационной инстанции, которая оставила решения первого суда и апелляции в силе. Судьи Верховного суда в 2023 году дважды отказывали в передаче кассационного представления для рассмотрения.

Однако Железнодорожный районный суд Новосибирска летом этого года принял решение по аналогичному спору не в пользу ТКП, обязав компанию, агента и авиакомпанию «Победа» вернуть гражданину 185 руб. и оплатить моральный вред, выяснил РБК. Иск инициировал новосибирский транспортный прокурор в защиту интересов пассажира Максимова Д.А., купившего билет на рейс лоукостера Новосибирск — Москва в апреле этого года за 8274 руб., из которых 185 руб. — такса. Прокурор вновь настаивал, что такса нарушает права пассажиров, а условие договора между авиакомпаниями и ТКП противоречат требованиям законодательства. «Основная цель таких сделок — возложить на пассажиров бремя расходов по обязательствам, исполнение которых возложено на перевозчика», — утверждается в позиции истца в судебном решении (копия есть у РБК).

Прокурор обосновал свое обращение в суд (несмотря на вынесенные предыдущие судебные решения по спорам вокруг таксы) тем, что на этот раз он представляет конкретного гражданина, который из-за своей инвалидности не может подать иск самостоятельно.

Представитель «Победы» в суде не признал требования пассажира, следует из судебных материалов. «Авиакомпания не устанавливает таксу, не определяет ее размер и не взимает в свою пользу. Но на данный момент система бронирования авиакомпании не предполагает возможности оформления бронирования через агентов без непосредственного участия АО «ТКП», — пояснял представитель лоукостера в суде. «Победа» перешла на российскую систему бронирования Leonardo в 2022 году.

Как считают в Ассоциации агентств воздушного транспорта, именно это новое решение суда побудило ТКП заменить таксу сбором.

По данным самого оператора СВВТ, которые изучил РБК, авиаперевозки в этой системе расчетов растут: в январе—июле этого года в ней оформлено 20,3 млн сегментов перелетов, что на 17% больше, чем за семь месяцев прошлого года. За весь 2022 год на бланках СВВТ было продано 22,7 млн сегментов, за весь 2023 год — 29,8 млн. Всего в январе—июле российские авиакомпании перевезли 62,9 млн человек, сообщал глава Минтранса Роман Старовойт.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 91,3 (+1,33)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 79,75 (-0,55)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
CNN сообщил о панике у иностранных студентов Гарварда из-за Трампа Политика, 07:05
В Соцфонде раскрыли число женщин и мужчин-пенсионеров Политика, 06:58
Трамп вновь заявил о наибольшем вкладе США в победу во Второй мировой Политика, 06:31
Bloomberg узнал, кто получил «таинственный подарок» Брина на $700 млн Бизнес, 06:08
Козьи тропы, любовь к вафлям: в чем самобытность европейской кухни РБК и Перекёсток, 06:03
В КНДР задержали трех человек после аварии при спуске эсминца на воду Политика, 06:00
Власти пообещали постепенную отмену обществознания в средней школе Общество, 05:40
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Дрон упал во дворе многоквартирного дома в Туле Политика, 05:29
Во Внуково второй раз за ночь ограничили полеты Политика, 05:15
The Sun узнал о «тайной миссии» тори по возврату Джонсона в политику Политика, 05:05
В Думе напомнили о звонках мошенников под видом сотрудников поликлиник Общество, 04:59
Пентхаусы и high-sky-студии: быть над городом и смотреть на него сверху РБК и Дом Chkalov, 04:55
Закон о реестре неплательщиков алиментов вступил в силу Политика, 04:31
Орбан заявил, что Венгрия не собирается финансировать армию Украины Политика, 04:15