Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Иностранные автопроизводители заработали на российской утилизации

РБК выяснил, как были распределены средства по программе утилизации и trade-in среди автопроизводителей. В 2014 году лидером был АвтоВАЗ, а в 2015-м российские и иностранные автозаводы пока делят поддержку поровну
Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Скидка за старье

Данные о распределение бюджетных средств среди автопроизводителей в рамках программы обновления автопарка (утилизации и trade-in) содержатся в приказах Минпромторга (за декабрь 2014 года и март 2015 года), с которыми удалось ознакомиться РБК. Шесть из 16 участников программы подтвердили суммы в документах. Пресс-служба Минпромторга на запрос РБК не ответила.

Госпрограмма утилизации была запущена в сентябре 2014 года для поддержки продаж автомобилей на падающем рынке. По ней автопроизводители предоставляли покупателям скидки на покупку новой машины с использованием trade-in или при условии утилизации старой машины. Государство возмещало компаниям эти расходы в виде субсидий. Компенсировались скидки только на автомобили российский сборки. В прошлом году на программу двумя траншами было выделено 10 млрд руб. и 2,9 млрд руб., в этом — 10 млрд руб. и 5 млрд руб. Но как именно правительство разделило эти деньги между автопроизводителями, до сих пор известно не было.

Программа утилизации и trade-in предусматривает скидки от 40 тыс. до 350 тыс. руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от его типа. В 2014 году по программе было продано 188,2 тыс. машин, в январе—мае 2015 года — около 100 тыс. автомобилей (актуальных данных Минпромторг не дает).

Каждый пятый рубль — АвтоВАЗу

Согласно приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд руб., выделенных на программу обновления автопарка, 10 млрд руб. (77,5%) досталось российским производителям — АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу и КамАЗу. Больше всех — 2,8 млрд руб., или 21,7% от общего бюджета — получил АвтоВАЗ. На втором месте — УАЗ, который входит в группу Sollers Вадима Швецова. На долю ульяновского автозавода пришлось 19,1% объема субсидий — 2,5 млрд руб. Суммарная господдержка Sollers, куда, помимо УАЗа, также входят Mazda, Isuzu и 50% Ford Sollers, в прошлом году была сопоставима с АвтоВАЗом — чуть меньше 2,7 млрд руб. ГАЗу и КамАЗу досталось примерно по 18% бюджета программы — 2,4 млрд руб. и 2,3 млрд руб. соответственно.

Среди производителей иномарок крупнейшим получателем субсидий в прошлом году стали Hyundai (с учетом KIA) и Volkswagen — 661,7 млн и 641,8 млн руб. соответственно (примерно по 5%). Renault получила 551,6 млн руб. (4,3%). Ford досталось 329,4 млн руб., Nissan — 221,3 млн руб. По 100 млн руб. было выделено General Motors (GM), GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi). А меньше всех получила Toyota — 17 млн руб.

Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, в том числе от объема производства, продаж и локализации на российских заводах иностранных компаний.

Помогли иностранцам

В 2015 году при распределении первого транша в 10 млрд руб., господдержка была распределена между российскими и иностранными компаниями почти поровну. Изменилась и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям легковых автомобилей, остальные деньги пошли на поддержку продаж коммерческого транспорта.

В результате, АвтоВАЗ получил от государства 1,6 млрд руб. Тольяттинский автозавод остался лидером программы, но его доля в общем объеме субсидий снизилась с 21,7 до 15,8%. ГАЗу и КамАЗу государство компенсировало по 1,2 млрд руб. (доля каждого в общем объеме субсидий снизилась с 18 до 12%). Еще меньше досталось УАЗу — 1,1 млрд руб. (11% против прошлогодних 19,1%).

Размер субсидий для производителей иномарок, наоборот, резко вырос. Господдержка Hyundai увеличилась почти втрое, до 1,5 млрд руб., — около 15% в общем объеме господдержки. Это чуть меньше, чем у АвтоВАЗа, но больше субсидий для других российских автопроизводителей — ГАЗа, КамАЗа и УАЗа. Источники РБК в компаниях говорят, что Hyundai в 2015 году государство компенсировало затраты на скидки, которые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе. Именно дополнительные выплаты позволили корейской компании стать вторым по величине получателем субсидий.

Но лимиты других производителей иномарок в 2015 году тоже выросли. Renault получила от государства 877,5 млн руб. — вдвое больше, чем в прошлом году (рост доли в общем объеме поддержки с прошлогодних 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen увеличился на треть, до 827 млн руб. Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» также получили вдвое больше (592,8 млн, 240,4 млн руб. и 234,8 млн руб. соответственно). Но самый большой рывок произошел у Mazda и Toyota: объем господдержки японских автопроизводителей вырос более чем в три раза — до 167 млн руб. и 56,5 млн руб. соответственно. Частично рост квот у других производителей иномарок также произошел за счет компенсации скидок, сделанных сверх лимитов в прошлом году, поясняют два собеседника РБК.

Впрочем, не все производители иномарок смогли добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и trade-in в текущем году. Субсидии для Ford Sollers, наоборот, снизились (до 336,3 млн руб.). Меньше получил и второй американский автопроизводитель — GM (48,6 млн руб. против 100 млн руб. в прошлом году). GM в этом году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн объявил, что скоро прекратит продажи в России Opel и массовых моделей Chevrolet (обе марки входят в GM). Почему снизился размер субсидий для Ford, представитель бренда не комментирует.

Последний транш

Равномерное распределение субсидий по программе утилизации и trade-in между российскими и иностранными автопроизводителями — это попытка сбалансировать поддержку предприятий, работающих на территории страны, полагает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Впрочем, российские автопроизводители еще могут взять реванш в текущем году. 13 июля правительство одобрило выделение следующих 5 млрд руб. на продление действующей программы утилизации и trade-in. По данным сразу нескольких источников РБК среди автопроизводителей, почти вся сумма достанется АвтоВАЗу, ГАЗу и УАЗу, а также двум производителям иномарок — Hyundai и альянсу Renault-Nissan. Многие из оставшихся компаний до сих пор не исчерпали свои квоты по первому траншу.

Российские производители из этой суммы получат по 1–1,5 млрд руб., утверждают два собеседника РБК в компаниях-производителях. При этом, добавляют они, почти все деньги уже потрачены: второй транш пойдет в основном на покрытие скидок, которые были сделаны сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии этого года. На второе полугодие этой суммы не хватит.

По оценкам участников программы, по ней сейчас продается порядка 40% автомобилей. Это существенная поддержка с учетом текущего спада автомобильного рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем продаж новых автомобилей в России снизился более чем на 10%, в январе—июне 2015 года, на 36,4%. По итогам текущего года АЕБ ожидает сокращения рынка на 36%, до 1,6 млн штук. Без продления программы на второе полугодие обвал продаж будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех компаниях.

Представители Sollers, Hyundai, KIA, группы ГАЗ и КамАЗа от комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК не ответили.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 16:37
Трехкратный чемпион России из Швеции извинился за выступления за ЦСКА Спорт, 18:49
Курс доллара упал ниже ₽90 впервые с 1 февраля Инвестиции, 18:47
Эволюция франчайзинга: как инновации изменят индустрию РБК Франшизы, 18:43
Как решение прокурора МУС раскололо США и их союзников Политика, 18:35
На форуме РБК эксперт рассказал о психологии принятия решений инвестором Отрасли, 18:30
Преодолеть себя: как избавиться от границ в голове и раскрыть потенциал Pro, 18:24
Войти в сеть: предприниматели предпочитают открывать сетевые магазины РБК Франшизы, 18:22
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Германии начался суд над готовившими госпереворот «рейхсбюргерами» Политика, 18:21
На форуме РБК назвали самые перспективные направления инвестиций Отрасли, 18:20
Как AI-алгоритмы в смартфонах улучшают бизнес-процессы Стиль, 18:12
Активы девелопера «Самолет» превысили ₽1 трлн по итогам 2023 года Отрасли, 18:11
Минобороны показало видео с учений по применению ядерного оружия Политика, 18:09
СПБ Биржа назвала дату допуска акций «Элемента» к торгам Инвестиции, 18:08
ПСБ расширил возможности карты «СВОи» для ветеранов боевых действий Пресс-релиз, 18:07