Главный архитектор Москвы назвал одну из ключевых угроз для мегаполиса
Мировая архитектура с точки зрения строительства идет по пути одноразового и временного форматов, а одна из главных угроз, с которыми сталкиваются современные мегаполисы, — расползание, предупредил в интервью РБК главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В 2022 году планы градостроительного развития Москвы, несмотря на западные санкции после начала специальной военной операции на Украине, не претерпели значительной корректировки. Пересмотр планов идет в рамках «обычной жизни большого города», а внимание столичные власти направляют на создание удобного городского пространства, а не «разовые проекты», утверждает Кузнецов.
«Всегда велик соблазн сказать: «Вы знаете, ситуация изменилась, произошел форс-мажор, стало тяжело, давайте будем делать попроще и похуже, — объясняет главный архитектор Москвы. — На это есть жесткая позиция мэра Сергея Собянина. У нас нет задачи застроить всю Москву нашим поколением. У нас нет задачи строить мусорную архитектуру. Мы будем создавать только качественные объекты. Если вы можете делать хорошо, добро пожаловать, если не можете — значит не делаем. Это наша актуальная стратегия».
Тема замены одних строений в столице на другие постоянно набирает обороты, многое будет трансформироваться, сноситься и перестраиваться, предупреждает Кузнецов. «Москва — большой город со всеми вытекающими. Традиционно есть сложная транспортная ситуация, потому что все еще много людей ездят на работу из периферии в центр, а по вечерам возвращаются обратно. Одна из главных угроз для мегаполисов — это так называемое расползание. От этой проблемы страдают, например, американские города».
Но с точки зрения стратегии для города лучше, когда человек добирается на работу в Москву не из области, а из какой-то срединной части города. Эта стратегия заложена, например, в программу реновации жилого фонда: «Если население сконцентрируется в районах, где уже есть инженерные сети, метрополитен, социальная инфраструктура, а эти районы находятся традиционно все-таки ближе к центру, чем условные Коммунарка, Некрасовка или Зеленоград, то город станет более сбалансированным, а нагрузка на транспорт уменьшится», — отмечает главный архитектор Москвы.
Предметом для гордости он называет отсутствие в Москве «очевидных фавел, трущоб и мусорного формата жилья», которые часто являются язвой многих мировых мегаполисов. Кроме того, главный архитектор столицы сам «с большой энергией и воодушевлением» занимается проектом беговых маршрутов. «Я хотел бы, чтобы город был более приспособлен к всесезонным занятиям спортом, — объясняет Кузнецов. — Даже то, что уже сделано в этом направлении, вызвало рост сообщества с единиц до 500 тыс. активно вовлеченных в спорт человек. Гиподинамия — главный драйвер низкого качества жизни и близкой могилы горожанина. Поэтому борьба с ней — это наша задача номер один».
Архитектурой будущего Кузнецов называет самые удачные объекты архитектуры настоящего. «Колокольня Ивана Великого для современников и была архитектурой будущего. Все, что сделано максимально интересно, ярко, необычно и классно, то, что потомкам захотелось сохранить, и есть архитектура будущего», — считает главный архитектор Москвы.