Лента новостей
Трамп вновь призвал наказывать футболистов за неуважение к гимну США 05:48, Общество В Аргентине произошло землетрясение магнитудой 5,6 05:16, Общество Трамп подписал закон о содействии соблюдению прав человека в КНДР 05:00, Политика Россияне не пострадали при крушении плавающего автобуса в Миссури 04:40, Общество В Минфине США назвали условия для торговой сделки с Китаем 04:25, Экономика NYT узнала о секретной записи беседы Трампа о выкупе для модели Playboy 04:12, Политика NBC узнал о готовности Ирана к масштабным кибератакам в США и ЕС 04:07, Политика Вечно молодой: как современная медицина борется со старением 03:59, РБК и Ингосстрах Климкин назвал референдум в Донбассе «репетицией развала» Украины 03:32, Политика В ДНР сообщили о подрыве военнослужащих ВСУ на украинских минах 03:11, Политика Глава Минфина США рассказал о плане Rusal по выходу из-под санкций 03:00, Политика Disney уволила режиссера «Стражей Галактики» из-за оскорблений в Twitter 02:55, Общество Израиль и ХАМАС договорились возобновить перемирие в секторе Газа 02:15, Политика Трамп назвал лицемерами критиковавшие его за мягкость с Путиным СМИ 01:56, Политика В Калифорнии четырехлетний ребенок случайно застрелил своего брата 01:56, Общество Израильский военнослужащий погиб при обстреле на границе сектора Газа 01:26, Политика МИД назвал «псевдосенсацией» статью Guardian о встрече Бутиной с Кисляком 01:13, Политика S&P поверило в способность России пережить шоки от новых санкций 00:35, Экономика Минприроды пообещало рассмотреть проект о стратегически важных медведях 00:23, Общество Колобков попросил Путина внедрить Fan ID в чемпионате России по футболу 00:05, Общество Меня там нет: создайте афишу с вами и Брэдли Купером 20 июл, 23:59, РБК и IWC Брестский клуб ответил на фото «дома для Марадоны» за $20 млн в Минске 20 июл, 23:58, Общество PR-директор «Яндекса» Очир Манджиков покинет свой пост 20 июл, 23:53, Общество Личный состав МВД Дагестана подняли по тревоге после обстрела патруля 20 июл, 23:28, Общество Посольство Украины сообщило о выделении Киеву $200 млн от США на оборону 20 июл, 23:13, Политика В Минобороны сообщили о попытке прорыва боевиков в Сирии из Идлиба в Хомс 20 июл, 23:00, Политика Одежда с мозгами: как вещи заменяют врачей, тренеров и смартфоны 20 июл, 23:00, РБК и Ингосстрах Александр Мамут вернулся к управлению Rambler Group 20 июл, 22:35, Бизнес
Новая цель: почему Троценко заинтересовался покупкой Globaltrans
Бизнес, 21 мар, 19:16
0
Новая цель: почему Троценко заинтересовался покупкой Globaltrans
Роман Троценко ведет «предварительные консультации» о покупке 34,5% в одном из крупнейших железнодорожных операторов России — группе Globaltrans, рассказали источники РБК. На Лондонской бирже этот пакет стоит $770 млн
Роман Троценко (Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС)

Претендент на Globaltrans

Владелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко ведет переговоры о покупке доли в компании Globaltrans с ее основателями Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым, рассказал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. Информацию о переговорах подтвердили два источника в двух крупных железнодорожных операторах.

«Globaltrans — качественный актив, подобные запросы (о покупке. — РБК) периодически поступают. При этом в настоящий момент никаких официальных предложений о продаже своих долей акционеры не​ получали и не ведут переговоры», — заявил РБК представитель «Н-Транс», принадлежащей Николаеву, Мишину и Филатову. Троценко ​не подтвердил и не опроверг информацию о переговорах. Представитель AEON (управляет активами Троценко) сказала РБК, что бизнесмен действительно интересуется железнодорожным бизнесом. Но он не делал официального предложения о покупке доли в Globaltrans, добавила она. «Предварительные консультации ведутся, но Globaltrans не единственный игрок в отрасли, в сторону которого смотрит Троценко», — уточнил близкий к нему источник.

Николаеву, Мишину и Филатову принадлежит по 11,5% компании (в сумме — 34,5%). Стоимость этого пакета на Лондонской бирже (LSE) составляет $770 млн. По словам одного из собеседников РБК, Троценко предложил за этот пакет небольшую премию к рыночной цене. Филатов передал РБК через представителя, что у него нет планов продавать принадлежащий ему пакет в компании. «Globaltrans — один из лучших эмитентов на транспортном рынке, с хорошей перспективой, что в том числе подтверждает и опубликованная сегодня [в среду, 21 марта] оценка [инвестбанка] JP Morgan», — подчеркнул Филатов. JP Morgan в своем отчете поднял оценку Globaltrans c $11,5 до $15 за одну глобальную депозитарную расписку (GDR), или до $2,68 млрд за 100%. Исходя из этой оценки, 34,5% компании стоит $925 млн.​

Представитель ФАС сказал РБК, что ходатайств о покупке акций Globaltrans не поступало.

Компания Globaltrans была основана в 2008 году на базе транспортного подразделения «Северстали» — «Северсталь транс». В 2012 году перевозчик первым среди российских железнодорожных операторов провел IPO на Лондонской бирже и привлек $449 млн. Сейчас free float компании составляет 59%. По итогам перового полугодия 2017 года, по оценке отраслевого агентства «INFOLine-Аналитика», компания заняла третье место среди железнодорожных операторов России, уступив только Федеральной грузовой компании (входит в РЖД) и UCL Rail Владимира Лисина. К этому времени у компании было 66,5 тыс. вагонов, включая 43,7 тыс. полувагонов и 20,3 тыс. цистерн. Чистая прибыль компании в январе—июне 2017 года составила 6,7 млрд руб., увеличившись почти в три раза, выручка — 38,2 млрд руб.

JP Morgan прогнозирует, что во втором полугодии 2017 года чистая прибыль компании удвоится, достигнув 6,3 млрд руб., а выручка увеличится на 14%, до 27 млрд руб. (финансовые результаты должны быть опубликованы 26 марта). По данным отраслевого агентства «INFOLine-Аналитики», основными клиентами Globaltrans являются «Роснефть» (30% выручки), «Металлоинвест» (15%), ММК (14%), «Газпром нефть» (7%) и Evraz (4%).

Удачный момент

Globaltrans не первый транспортный актив, из которого могут выйти Николаев, Мишин и Филатов. В декабре 2017 года стало известно, что их группа «Н-Транс» продает компанию Global Ports, которая объединяет несколько контейнерных терминалов: «Н-Транс» подписала соглашение о продаже 30,75% Global Ports группе «Дело» Сергея Шишкарева. Завершение этой сделки ожидается в конце апреля. Сумму сделки стороны не раскрывали, но на момент объявления доля «Н-Транс» на бирже стоила $238 млн.

В случае продажи обоих транспортных активов совладельцы «Н-Транса» получат чуть более $1 млрд на троих. «Выход основных акционеров Globaltrans неудивителен, с учетом недавней продажи доли в Global Ports и рекордно высоких дивидендных выплат Globaltrans (по итогам 2016 года компания выплатила дивиденды на 7 млрд руб., а в 2017 году — промежуточные и специальные дивиденды еще на 8 млрд руб. — РБК), что сигнализирует о заинтересованности акционеров в cash out», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Ольга Болтрукевич. Она отмечает, что сейчас очень благоприятная конъюнктура на рынке полувагонов, поэтому момент для сделки выбран удачно.

Аэропорты, пароходы и удобрения

Основными направлениями бизнеса Троценко являются аэропортовый холдинг «Новапорт» (объединяет 14 аэропортов) и Московское речное пароходство (МРП). В МРП входит в том числе танкерное подразделение, которое занимается перевозкой нефтепродуктов по реке.​ В 2017 году Троценко купил химический концерн «СДС Азот».

Троценко, состояние которого Forbes оценивает в $1,6 млрд, сейчас не владеет активами в железнодорожной отрасли. Болтрукевич напоминает, что у него есть небольшие порты, поэтому в случае покупки доли в Globaltrans его бизнес будет в каком-то смысле похож на бизнес UCL Holding, который владеет портовыми активами и железнодорожным оператором (UCL Rail).

Интерес владельца «Новапорта» к железнодорожной отрасли может быть связан с ростом инвестиционной привлекательности этого бизнеса в 2017–2018 годах, когда на рынке образовался дефицит некоторых видов вагонов (полувагоны, зерновозы, фитинговые платформы) и выросли арендные ставки, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Согласно данным РЖД, перевозки грузов по железным дорогам в России в 2017 году выросли на 3,2%, до 1,261 млрд т, причем поставки каменного угля, который перевозится в полувагонах, выросли на 9,1%, до 358 млн т. Согласно последнему прогнозу РЖД, рост погрузки в 2018 году составит не менее 2,2%.
При этом акционеры Globaltrans «очень прагматичны и консервативны» в стратегии развития, отмечает Бурмистров: у компании диверсифицированная клиентская база, у нее в парке находятся разные типы вагонов, и ​она является лидером среди операторов по количеству собственных локомотивов. Учитывая текущие тенденции, в 2018–2019 годах на рынке вероятна целая серия сделок по слияниям и поглощениям, а также частных размещений или даже IPO крупнейших операторских компаний, прогнозирует эксперт.

В декабре 2017 года компания «Енисей Капитал», аффилированная с бизнесменами Романом Абрамовичем и Александром Абрамовым, купила 24,5% акций крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» у НПФ «Благосостояния». Абрамович и Абрамов также раньше не владели активами в железнодорожном бизнесе. В апреле ожидается приватизация контрольного пакета «Трансконтейнера», принадлежащего РЖД, следовало из письма первого вице-премьера Игоря Шувалова на имя президента Владимира Путина. «Енисей Капитал» заинтересован в покупке этого пакета, но все зависит от условий конкурса, заявил Абрамов журналистам 9 февраля.