Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Новая цель: почему Троценко заинтересовался покупкой Globaltrans

Роман Троценко ведет «предварительные консультации» о покупке 34,5% в одном из крупнейших железнодорожных операторов России — группе Globaltrans, рассказали источники РБК. На Лондонской бирже этот пакет стоит $770 млн
Роман Троценко
Роман Троценко (Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС)

Претендент на Globaltrans

Владелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко ведет переговоры о покупке доли в компании Globaltrans с ее основателями Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым, рассказал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. Информацию о переговорах подтвердили два источника в двух крупных железнодорожных операторах.

«Globaltrans — качественный актив, подобные запросы (о покупке. — РБК) периодически поступают. При этом в настоящий момент никаких официальных предложений о продаже своих долей акционеры не​ получали и не ведут переговоры», — заявил РБК представитель «Н-Транс», принадлежащей Николаеву, Мишину и Филатову. Троценко ​не подтвердил и не опроверг информацию о переговорах. Представитель AEON (управляет активами Троценко) сказала РБК, что бизнесмен действительно интересуется железнодорожным бизнесом. Но он не делал официального предложения о покупке доли в Globaltrans, добавила она. «Предварительные консультации ведутся, но Globaltrans не единственный игрок в отрасли, в сторону которого смотрит Троценко», — уточнил близкий к нему источник.

Николаеву, Мишину и Филатову принадлежит по 11,5% компании (в сумме — 34,5%). Стоимость этого пакета на Лондонской бирже (LSE) составляет $770 млн. По словам одного из собеседников РБК, Троценко предложил за этот пакет небольшую премию к рыночной цене. Филатов передал РБК через представителя, что у него нет планов продавать принадлежащий ему пакет в компании. «Globaltrans — один из лучших эмитентов на транспортном рынке, с хорошей перспективой, что в том числе подтверждает и опубликованная сегодня [в среду, 21 марта] оценка [инвестбанка] JP Morgan», — подчеркнул Филатов. JP Morgan в своем отчете поднял оценку Globaltrans c $11,5 до $15 за одну глобальную депозитарную расписку (GDR), или до $2,68 млрд за 100%. Исходя из этой оценки, 34,5% компании стоит $925 млн.​

Представитель ФАС сказал РБК, что ходатайств о покупке акций Globaltrans не поступало.

Компания Globaltrans была основана в 2008 году на базе транспортного подразделения «Северстали» — «Северсталь транс». В 2012 году перевозчик первым среди российских железнодорожных операторов провел IPO на Лондонской бирже и привлек $449 млн. Сейчас free float компании составляет 59%. По итогам перового полугодия 2017 года, по оценке отраслевого агентства «INFOLine-Аналитика», компания заняла третье место среди железнодорожных операторов России, уступив только Федеральной грузовой компании (входит в РЖД) и UCL Rail Владимира Лисина. К этому времени у компании было 66,5 тыс. вагонов, включая 43,7 тыс. полувагонов и 20,3 тыс. цистерн. Чистая прибыль компании в январе—июне 2017 года составила 6,7 млрд руб., увеличившись почти в три раза, выручка — 38,2 млрд руб.

JP Morgan прогнозирует, что во втором полугодии 2017 года чистая прибыль компании удвоится, достигнув 6,3 млрд руб., а выручка увеличится на 14%, до 27 млрд руб. (финансовые результаты должны быть опубликованы 26 марта). По данным отраслевого агентства «INFOLine-Аналитики», основными клиентами Globaltrans являются «Роснефть» (30% выручки), «Металлоинвест» (15%), ММК (14%), «Газпром нефть» (7%) и Evraz (4%).

Удачный момент

Globaltrans не первый транспортный актив, из которого могут выйти Николаев, Мишин и Филатов. В декабре 2017 года стало известно, что их группа «Н-Транс» продает компанию Global Ports, которая объединяет несколько контейнерных терминалов: «Н-Транс» подписала соглашение о продаже 30,75% Global Ports группе «Дело» Сергея Шишкарева. Завершение этой сделки ожидается в конце апреля. Сумму сделки стороны не раскрывали, но на момент объявления доля «Н-Транс» на бирже стоила $238 млн.

В случае продажи обоих транспортных активов совладельцы «Н-Транса» получат чуть более $1 млрд на троих. «Выход основных акционеров Globaltrans неудивителен, с учетом недавней продажи доли в Global Ports и рекордно высоких дивидендных выплат Globaltrans (по итогам 2016 года компания выплатила дивиденды на 7 млрд руб., а в 2017 году — промежуточные и специальные дивиденды еще на 8 млрд руб. — РБК), что сигнализирует о заинтересованности акционеров в cash out», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Ольга Болтрукевич. Она отмечает, что сейчас очень благоприятная конъюнктура на рынке полувагонов, поэтому момент для сделки выбран удачно.

Аэропорты, пароходы и удобрения

Основными направлениями бизнеса Троценко являются аэропортовый холдинг «Новапорт» (объединяет 14 аэропортов) и Московское речное пароходство (МРП). В МРП входит в том числе танкерное подразделение, которое занимается перевозкой нефтепродуктов по реке.​ В 2017 году Троценко купил химический концерн «СДС Азот».

Троценко, состояние которого Forbes оценивает в $1,6 млрд, сейчас не владеет активами в железнодорожной отрасли. Болтрукевич напоминает, что у него есть небольшие порты, поэтому в случае покупки доли в Globaltrans его бизнес будет в каком-то смысле похож на бизнес UCL Holding, который владеет портовыми активами и железнодорожным оператором (UCL Rail).

Интерес владельца «Новапорта» к железнодорожной отрасли может быть связан с ростом инвестиционной привлекательности этого бизнеса в 2017–2018 годах, когда на рынке образовался дефицит некоторых видов вагонов (полувагоны, зерновозы, фитинговые платформы) и выросли арендные ставки, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Согласно данным РЖД, перевозки грузов по железным дорогам в России в 2017 году выросли на 3,2%, до 1,261 млрд т, причем поставки каменного угля, который перевозится в полувагонах, выросли на 9,1%, до 358 млн т. Согласно последнему прогнозу РЖД, рост погрузки в 2018 году составит не менее 2,2%.
При этом акционеры Globaltrans «очень прагматичны и консервативны» в стратегии развития, отмечает Бурмистров: у компании диверсифицированная клиентская база, у нее в парке находятся разные типы вагонов, и ​она является лидером среди операторов по количеству собственных локомотивов. Учитывая текущие тенденции, в 2018–2019 годах на рынке вероятна целая серия сделок по слияниям и поглощениям, а также частных размещений или даже IPO крупнейших операторских компаний, прогнозирует эксперт.

В декабре 2017 года компания «Енисей Капитал», аффилированная с бизнесменами Романом Абрамовичем и Александром Абрамовым, купила 24,5% акций крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» у НПФ «Благосостояния». Абрамович и Абрамов также раньше не владели активами в железнодорожном бизнесе. В апреле ожидается приватизация контрольного пакета «Трансконтейнера», принадлежащего РЖД, следовало из письма первого вице-премьера Игоря Шувалова на имя президента Владимира Путина. «Енисей Капитал» заинтересован в покупке этого пакета, но все зависит от условий конкурса, заявил Абрамов журналистам 9 февраля.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису Политика, 21:50
Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит Бизнес, 21:44
Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП Политика, 21:30
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский Политика, 21:27
В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция Общество, 21:17
ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе Спорт, 21:15
Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале Общество, 21:11
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи Политика, 21:02
Австрия отказала России в участии в церемонии в Маутхаузене Политика, 20:50
Тренер «Сочи» заявил об отравлении 14 футболистов перед игрой с «Ахматом» Спорт, 20:48
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:29
Суд удовлетворил иск ФНС к одному из юрлиц IKEA на ₽12,9 млрд Бизнес, 20:26
«Крылья Советов» победили «Факел» благодаря голу в концовке Спорт, 20:24
Жителя Подмосковья в розыске задержали в Адлере с тушей дельфина Общество, 20:18