Лента новостей
Порошенко лишился титула почетного гражданина Вероны 02:29, Политика Sky News узнал о новых британских кибервойсках для противодействия России 02:10, Политика Очередная часть фильма «Елки» станет последней 01:54, Технологии и медиа В Петрозаводске задержали подозреваемого в убийстве двух девушек 01:24, Общество Украина решила ввести санкции против химкомпаний из-за работы в Крыму 01:05, Политика Более 40 человек погибли при крушении парома на крупнейшем озере в Африке 00:45, Общество Минобороны обосновало подлинность данных о сбившей ​Boeing MH17 ракете 00:11, Политика Государство решило увеличить расходы на фундаментальные исследования 00:00, Экономика «Зенит» упустил победу в матче Лиги Европы 00:00, Спорт Bellingcat узнала о возможном аресте Петрова и Боширова в Нидерландах 20 сен, 23:50, Политика Возвращение РУСАДА: произошла ли амнистия российского спорта 20 сен, 23:32, Общество В Думе назвали новые санкции попыткой США сыграть роль мирового диктатора 20 сен, 23:12, Политика Новые санкции США. Главное 20 сен, 22:57, Политика Глава Финляндии передал архиву подаренные Путиным документы о Маннергейме 20 сен, 22:54, Общество В США допустили введение санкций против будущих покупателей С-400 20 сен, 22:45, Политика Кто попал под новые санкции США. Полный список 20 сен, 22:25, Политика Лига Европы по футболу. «Копенгаген» — «Зенит». Онлайн 20 сен, 22:00, Спорт ЧВК Вагнера попала в санкционный список США 20 сен, 21:59, Политика «Спартак» проиграл «Рапиду» в первом туре Лиги Европы 20 сен, 21:49, Спорт Израиль передал России данные о крушении Ил-20 20 сен, 21:38, Политика YouTube заблокировал канал рэп-баттлов Versus за «введение в заблуждение» 20 сен, 21:23, Технологии и медиа Суд арестовал предполагаемого организатора подпольных казино в Москве 20 сен, 21:11, Общество США ввели санкции против Китая за покупку российских Су-35 и С-400 20 сен, 20:54, Экономика США ввели санкции против 33 граждан и компаний из России из сферы ОПК 20 сен, 20:45, Политика Власти Подмосковья решили отследить реакцию соцсетей на свои действия 20 сен, 20:36, Технологии и медиа Как в России выращивают быков элитной породы блэк ангус 20 сен, 20:12, РБК и Мираторг Вексельберг сократил прямой контроль над энергокомпанией «Т Плюс» 20 сен, 20:12, Бизнес В МВФ сообщили о продолжающихся переговорах по сотрудничеству с Киевом 20 сен, 20:03, Политика
Новая цель: почему Троценко заинтересовался покупкой Globaltrans
Бизнес, 21 мар, 19:16
0
Новая цель: почему Троценко заинтересовался покупкой Globaltrans
Роман Троценко ведет «предварительные консультации» о покупке 34,5% в одном из крупнейших железнодорожных операторов России — группе Globaltrans, рассказали источники РБК. На Лондонской бирже этот пакет стоит $770 млн
Роман Троценко (Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС)

Претендент на Globaltrans

Владелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко ведет переговоры о покупке доли в компании Globaltrans с ее основателями Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым, рассказал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. Информацию о переговорах подтвердили два источника в двух крупных железнодорожных операторах.

«Globaltrans — качественный актив, подобные запросы (о покупке. — РБК) периодически поступают. При этом в настоящий момент никаких официальных предложений о продаже своих долей акционеры не​ получали и не ведут переговоры», — заявил РБК представитель «Н-Транс», принадлежащей Николаеву, Мишину и Филатову. Троценко ​не подтвердил и не опроверг информацию о переговорах. Представитель AEON (управляет активами Троценко) сказала РБК, что бизнесмен действительно интересуется железнодорожным бизнесом. Но он не делал официального предложения о покупке доли в Globaltrans, добавила она. «Предварительные консультации ведутся, но Globaltrans не единственный игрок в отрасли, в сторону которого смотрит Троценко», — уточнил близкий к нему источник.

Николаеву, Мишину и Филатову принадлежит по 11,5% компании (в сумме — 34,5%). Стоимость этого пакета на Лондонской бирже (LSE) составляет $770 млн. По словам одного из собеседников РБК, Троценко предложил за этот пакет небольшую премию к рыночной цене. Филатов передал РБК через представителя, что у него нет планов продавать принадлежащий ему пакет в компании. «Globaltrans — один из лучших эмитентов на транспортном рынке, с хорошей перспективой, что в том числе подтверждает и опубликованная сегодня [в среду, 21 марта] оценка [инвестбанка] JP Morgan», — подчеркнул Филатов. JP Morgan в своем отчете поднял оценку Globaltrans c $11,5 до $15 за одну глобальную депозитарную расписку (GDR), или до $2,68 млрд за 100%. Исходя из этой оценки, 34,5% компании стоит $925 млн.​

Представитель ФАС сказал РБК, что ходатайств о покупке акций Globaltrans не поступало.

Компания Globaltrans была основана в 2008 году на базе транспортного подразделения «Северстали» — «Северсталь транс». В 2012 году перевозчик первым среди российских железнодорожных операторов провел IPO на Лондонской бирже и привлек $449 млн. Сейчас free float компании составляет 59%. По итогам перового полугодия 2017 года, по оценке отраслевого агентства «INFOLine-Аналитика», компания заняла третье место среди железнодорожных операторов России, уступив только Федеральной грузовой компании (входит в РЖД) и UCL Rail Владимира Лисина. К этому времени у компании было 66,5 тыс. вагонов, включая 43,7 тыс. полувагонов и 20,3 тыс. цистерн. Чистая прибыль компании в январе—июне 2017 года составила 6,7 млрд руб., увеличившись почти в три раза, выручка — 38,2 млрд руб.

JP Morgan прогнозирует, что во втором полугодии 2017 года чистая прибыль компании удвоится, достигнув 6,3 млрд руб., а выручка увеличится на 14%, до 27 млрд руб. (финансовые результаты должны быть опубликованы 26 марта). По данным отраслевого агентства «INFOLine-Аналитики», основными клиентами Globaltrans являются «Роснефть» (30% выручки), «Металлоинвест» (15%), ММК (14%), «Газпром нефть» (7%) и Evraz (4%).

Удачный момент

Globaltrans не первый транспортный актив, из которого могут выйти Николаев, Мишин и Филатов. В декабре 2017 года стало известно, что их группа «Н-Транс» продает компанию Global Ports, которая объединяет несколько контейнерных терминалов: «Н-Транс» подписала соглашение о продаже 30,75% Global Ports группе «Дело» Сергея Шишкарева. Завершение этой сделки ожидается в конце апреля. Сумму сделки стороны не раскрывали, но на момент объявления доля «Н-Транс» на бирже стоила $238 млн.

В случае продажи обоих транспортных активов совладельцы «Н-Транса» получат чуть более $1 млрд на троих. «Выход основных акционеров Globaltrans неудивителен, с учетом недавней продажи доли в Global Ports и рекордно высоких дивидендных выплат Globaltrans (по итогам 2016 года компания выплатила дивиденды на 7 млрд руб., а в 2017 году — промежуточные и специальные дивиденды еще на 8 млрд руб. — РБК), что сигнализирует о заинтересованности акционеров в cash out», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Ольга Болтрукевич. Она отмечает, что сейчас очень благоприятная конъюнктура на рынке полувагонов, поэтому момент для сделки выбран удачно.

Аэропорты, пароходы и удобрения

Основными направлениями бизнеса Троценко являются аэропортовый холдинг «Новапорт» (объединяет 14 аэропортов) и Московское речное пароходство (МРП). В МРП входит в том числе танкерное подразделение, которое занимается перевозкой нефтепродуктов по реке.​ В 2017 году Троценко купил химический концерн «СДС Азот».

Троценко, состояние которого Forbes оценивает в $1,6 млрд, сейчас не владеет активами в железнодорожной отрасли. Болтрукевич напоминает, что у него есть небольшие порты, поэтому в случае покупки доли в Globaltrans его бизнес будет в каком-то смысле похож на бизнес UCL Holding, который владеет портовыми активами и железнодорожным оператором (UCL Rail).

Интерес владельца «Новапорта» к железнодорожной отрасли может быть связан с ростом инвестиционной привлекательности этого бизнеса в 2017–2018 годах, когда на рынке образовался дефицит некоторых видов вагонов (полувагоны, зерновозы, фитинговые платформы) и выросли арендные ставки, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Согласно данным РЖД, перевозки грузов по железным дорогам в России в 2017 году выросли на 3,2%, до 1,261 млрд т, причем поставки каменного угля, который перевозится в полувагонах, выросли на 9,1%, до 358 млн т. Согласно последнему прогнозу РЖД, рост погрузки в 2018 году составит не менее 2,2%.
При этом акционеры Globaltrans «очень прагматичны и консервативны» в стратегии развития, отмечает Бурмистров: у компании диверсифицированная клиентская база, у нее в парке находятся разные типы вагонов, и ​она является лидером среди операторов по количеству собственных локомотивов. Учитывая текущие тенденции, в 2018–2019 годах на рынке вероятна целая серия сделок по слияниям и поглощениям, а также частных размещений или даже IPO крупнейших операторских компаний, прогнозирует эксперт.

В декабре 2017 года компания «Енисей Капитал», аффилированная с бизнесменами Романом Абрамовичем и Александром Абрамовым, купила 24,5% акций крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» у НПФ «Благосостояния». Абрамович и Абрамов также раньше не владели активами в железнодорожном бизнесе. В апреле ожидается приватизация контрольного пакета «Трансконтейнера», принадлежащего РЖД, следовало из письма первого вице-премьера Игоря Шувалова на имя президента Владимира Путина. «Енисей Капитал» заинтересован в покупке этого пакета, но все зависит от условий конкурса, заявил Абрамов журналистам 9 февраля.