В Росрыболовстве признали убытки верфей на ₽42 млрд
Суммарный убыток российских верфей от строительства 105 судов для вылова рыбы и краба «огромный» и составляет около 42 млрд руб., рассказал в интервью РБК глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Строительство 64 рыбопромысловых и 41 краболовного судов в рамках первого этапа программы инвестквот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами началось в 2018 году. Из этих судов спустя пять лет, к февралю, заказчикам передано в общей сложности лишь 14 судов: десять рыбопромысловых и четыре краболовных.
По словам Шестакова, оставшиеся 37 краболовов будут достроены в течение пяти лет, то есть не позднее 2027 года. Но со строительством рыбопромыслового флота «есть серьезные проблемы». «Они начались еще до санкций, и в какой-то степени их можно оправдать пандемией [COVID-19]. Но в большей степени сложности были связаны с отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций, и у них возникли трудности при строительстве рыбопромыслового флота по коммерческим заказам в сжатые сроки и по фиксированной цене», — объяснил глава Росрыболовства. Предприятия судостроения взяли заказы, но договорные обязательства с рыбаками «прописали плохо и просчитались»: «Сейчас верфи декларируют по промысловым судам огромные убытки — около 42 млрд руб.», — добавил Шестаков.
При этом, по информации ведомства, чтобы получить суда, некоторые рыбопромышленники, несмотря на заключенные договоры, идут навстречу верфям и согласовывают изменение стоимости или продление сроков строительства. Чтобы решить проблему убытков, возможно, придется вводить «какую-то программу финансового оздоровления» верфей, полагает Шестаков. Но с этим будут разбираться непосредственно Минпромторг и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), замечает он. РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга и ОСК.
По словам главы Росрыболовства, программа модернизации флота нужна в том числе, чтобы решить проблему старения служащих на флоте и привлечения в отрасль новых кадров. Сейчас примерно 70% работников экипажей рыболовецких судов старше 50 лет. «Работа на промысле тяжелая. Рыбаки уходят в море на три месяца и более, а на старых судах условия быта, мягко говоря, не очень комфортные. Понятно, что молодые специалисты после окончания учебного заведения вряд ли выберут такую профессию», — замечает Шестаков. При этом в рыбопромышленных компаниях, получивших новые суда, «текучки кадров нет», а конкурс на вакансии высокий, утверждает чиновник.
Госпрограмма, направленная на модернизацию рыбопромыслового флота, развитие рыбоперерабатывающих предприятий и береговой инфраструктуры, была предложена в 2015 году. «По сути мы дали рыбакам квоты в обмен на то, чтобы нивелировать стоимость строительства для них судов в России и загрузить отечественные верфи», — вспоминает Шестаков.
Первый этап распределения инвестиционных квот начался в 2017 году: тогда предприятиям было выделено 20% от общего допустимого улова сельди и минтая под обязательства постройки новых рыболовных судов на российских верфях и строительства перерабатывающих заводов. В 2019 году в России впервые за 15 лет прошли крабовые аукционы: на торги было выставлено 50% квот на добычу краба, а получившие их предприятия обязаны были построить новые суда-краболовы.
Второй этап реформы инвестквот запланирован на 2023 год: на аукционах планируется распределить 20% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также остальные 50% квот на добычу краба.