Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Иск группы ГАЗ создал проблемы для продажи завода Volkswagen в Калуге

Как арест имущества автоконцерна может сказаться на потенциальных покупателях
Иск группы ГАЗ к Volkswagen на 15,6 млрд руб., по которому арестовано имущество немецкой компании в России, создает сложности для продажи автозавода в Калуге. При победе в суде ГАЗ не исключает взыскания части активов Volkswagen
Группа ГАЗ GAZA ₽470 +4,21% Купить
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Арбитражный суд Нижегородской области в пятницу, 17 марта, удовлетворил ходатайство группы ГАЗ Олега Дерипаски об аресте практически всего имущества Volkswagen (VW) в России в рамках рассмотрения ее иска о взыскании с немецкого концерна почти 15,6 млрд руб. убытков. Об этом стало известно только 20 марта, а иск ГАЗа был подан 14 марта.

Теперь из-за этого иска затянутся переговоры по продаже ключевого российского актива VW — автомобильного завода в Калуге, сказал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. По его словам, претензии группы ГАЗ могут сделать уход немецкой компании из России «весьма болезненным». «Концерн Volkswagen находится в процессе подачи заявки на одобрение российскими государственными органами продажи своей доли в «Фольксваген Груп Рус», включая завод в Калуге с более чем 4 тыс. сотрудников, заслуживающему доверия российскому инвестору. Мы надеемся, что иск не приведет к задержке сделки, которая направлена на обеспечение занятости затронутых сотрудников», — сообщил РБК представитель VW. Компания не раскрывает название потенциального покупателя.

Среди арестованного имущества — 100% компании «Фольксваген Груп Рус», которой принадлежит этот автомобильный завод и производство двигателей в Калуге. После начала спецоперации России на Украине VW остановил работу этих площадок, а затем выставил их на продажу. 1 марта источники РБК сообщили, что основным претендентом на покупку калужского завода стал один из крупнейших дилерских холдингов в России «Авилон», и финальное согласование сделки должно было произойти в течение нескольких дней.

В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы сообщили, что не получали ходатайство на покупку завода VW. РБК направил запрос представителю «Авилона».

После наложения ареста на российские активы VW продажа завода в Калуге существенно усложнилась, комментирует адвокат компании Forward Legal Евгений Зубков. Сделка, совершенная с нарушением судебного запрета на распоряжение имуществом, является действительной, но истец с момента вступления в законную силу решения суда об удовлетворении иска (такого решения пока нет, суд еще не рассматривал иск по существу) приобретает права залогодержателя в отношении такого имущества, объясняет он. «Иными словами, даже если арестованное имущество будет продано, истец сможет предъявить иск к новому собственнику и обратить взыскание на данное имущество в целях удовлетворения своих требований», — поясняет эксперт.

Взыскание активов Volkswagen в случае удовлетворения иска группы ГАЗ может происходить как путем обращения к судебному приставу и продажи приставом имущества ответчика на торгах, так и в рамках банкротной процедуры, если в отношении ответчика возбуждается дело о банкротстве, продолжает Зубков. В последнем случае имущество также продается на торгах, а денежные средства, полученные от такой продажи, распределяются между всеми кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законом о банкротстве.

Как группа ГАЗ обосновывает свои требования

ГАЗ подал иск к головной компании Volkswagen, зарегистрированной в немецком Вольфсбурге, и ее российской «дочке» «Фольксваген Груп Рус» (Калуга) из-за того, что немецкий концерн расторг договор от мая 2017 года о контрактной сборке автомобилей под торговыми марками VW на предприятии ГАЗа в Нижнем Новгороде, говорится в определении суда. Соглашение действовало до конца 2025 года, но в марте прошлого года VW объявил о решении приостановить работу в России, а в августе расторг договор с группой ГАЗ, следует из документа.

Нижегородская группа добивается признания недействительным соглашения о расторжении этого договора, а также взыскания с ответчиков убытков в размере 15,575 млрд руб. Как рассчитывалась эта сумма и другие подробности по иску представитель ГАЗа комментировать отказался. Рассмотрение дела назначено на 18 апреля.

«Мы удивлены получением иска от ГАЗа именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет и наше партнерство завершилось на взаимосогласованных условиях в середине 2022 года», — сказал РБК представитель VW.

Нижегородский суд арестовал активы Volkswagen в России
Бизнес
Фото:Павел Бедняков /  РИА Новости

ГАЗ попросил суд ввести обеспечительные меры против VW, арестовав 100% «Фольксваген Груп Рус» (ФГР), а также недвижимое имущество компании и принадлежащие ей доли в уставном капитале дочерних российских юридических лиц. Это ходатайство, согласно определению суда, компания объяснила так: «Volkswagen Group планирует в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путем продажи оставшихся активов третьим лицам, что создает риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР, так и отчуждение ФГР отдельных активов, например принадлежащего ей завода по производству автомобилей в Калуге. <...> Отчуждение оставшихся активов Volkswagen AG в России сделает невозможным исполнение решения суда о взыскании убытков в пользу истца. Принятие обеспечительных мер будет способствовать в случае удовлетворения иска возможности исполнения судебного акта за счет обращения взыскания на российские активы ответчиков, об аресте которых заявлено истцом».

В пресс-службе ГАЗа заявили РБК, что компанию не интересуют российские активы VW. «У нас собственные мощности и персонал для производства легковых автомобилей в Нижнем Новгороде, и нам необходимо обеспечить их загрузку и перспективу, — отметили там. — Принятие обеспечительных мер осуществляется в целях удовлетворения требований по иску об ущербе, нанесенном ГАЗу в результате остановки производства автомобилей VW на мощностях предприятия».

Арест, наложенный судом, вполне соответствует нынешним тенденциям, отмечает адвокат Forward Legal Евгений Зубков: суды за последний год стали достаточно часто удовлетворять заявления о принятии обеспечительных мер в отношении иностранных компаний, которые покидают российский рынок. «С правовой точки зрения это, пожалуй, оправданно, ведь такое необходимое обстоятельство для принятия обеспечительных мер, как отчуждение ответчиком активов (то есть создание в будущем условий, при которых будет невозможно исполнить судебное решение), здесь налицо», — указывает он.

Какие еще запреты наложил суд

Помимо 100% «Фольксваген Груп Рус» суд арестовал 11 объектов ее недвижимого имущества, производственное оборудование и прочее движимое имущество компании, а также доли ФГР в уставном капитале «Фольксваген КС», «Скания Страхование» и «Скания Финанс». Суд также запретил ФНС осуществлять любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала в ФГР, «Скания Страхование» и «Скания Финанс».

Кто претендовал на калужский завод VW

Завод Volkswagen в Калуге был запущен в 2007 году в режиме крупноузловой сборки, а через два года он заработал по полному циклу. Его мощность — 225 тыс. автомобилей в год, в 2021 году было выпущено 118 тыс. машин. Там производились модели Volkswagen Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. Но после начала военной операции России на Украине работа площадки была приостановлена.

Автодилер «Авилон» купит калужский завод Volkswagen
Бизнес
Фото:Михаил Фомичев / РИА Новости

В начале февраля 2023 года газета «Коммерсантъ» сообщала об интересе к активам Volkswagen со стороны АФК «Система». К сделке также могли привлечь казахскую Allur, которая в том числе занимается выпуском автомобилей и имеет китайских акционеров, связанных с выпуском Volkswagen в Китае. Планировалось перезапустить площадку, сохранив модели VW или близкие к ним автомобили. Но, по информации источников РБК, корпорация в итоге отказалась от сделки. А основным претендентом на калужский завод стал автодилер «Авилон», который по примеру «Автодома» (в октябре 2022 года договорился о покупке подмосковного завода Mercedes в Есипово) решил инвестировать в производство автомобилей.

На начало 2022 года минимальная стоимость бизнеса Volkswagen в России составляла не менее $1,5 млрд даже без учета нематериальных активов, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но, учитывая, что калужский автозавод в основном не работал с весны 2022 года, нес расходы и будет вынужден прекратить использование бренда и сборку существующего модельного ряда, его оценка на весну 2023 года может быть близка к стоимости основных средств и, вероятно, не превышает 40 млрд руб., говорит он. 

По решению правительства, иностранные компании могут продавать свой бизнес только за сумму, не превышающую 50% от оценочной стоимости. Это означает, что суммы иска группы ГАЗ может оказаться достаточно не только для того, чтобы предотвратить продажу бизнеса другим покупателям, но и на передачу завода этой группе в случае удовлетворения судом заявленных требований и получения согласования правительственной комиссии, рассуждает эксперт.

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Десять жилых кварталов со школами и детскими садами рядом с домом РБК и ПИК, 07:00
Аэропорт Сочи запросил для себя режим «открытого неба» на три года Бизнес, 07:00
Из-за чего Генпрокуратура потребовала вернуть 13 участков в Барвихе Бизнес, 07:00
Путин получил более 70% голосов на выборах за рубежом Политика, 06:56
Умер тренер «Салавата Юлаева» Константин Кольцов Спорт, 06:46
Северная Корея провела стрельбы из РСЗО сверхкрупного калибра Политика, 06:19
Маск рассказал о встрече с Трампом и употреблении кетамина Технологии и медиа, 06:13
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
Россияне стали считать себя счастливее, чем десять лет назад Общество, 06:00
Региональный режим ЧС ввели в Амурской области из-за обрушения на руднике Общество, 05:52
Britannica запланировала получить оценку в $1 млрд в рамках IPO Бизнес, 05:21
CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами Политика, 04:53
В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном Политика, 04:50
Торговый центр загорелся в Якутске Общество, 04:14
Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» Технологии и медиа, 04:01