Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Первым замглавы Минкульта стал Сергей Обрывалин Политика, 01:00 Шнуров написал стихи после реакции на его вступление в «Партию роста» Политика, 00:42 Рогозин анимацией ответил на сообщения о недоливе топлива в «Союз» Технологии и медиа, 00:35 Путин выразил соболезнования Меркель из-за гибели девяти человек в Ханау Политика, 00:32 Более 10 полицейских пострадали при столкновениях в Новых Санжарах Общество, 00:28 МИД России выразил озабоченность поддержкой Турцией боевиков в Идлибе Политика, 00:14 Шереметьево ответило на сообщения об обрушении потолка в терминале Общество, 00:09 В Конституцию впишут запрет переговоров о передаче российских территорий Политика, 00:00 Министр обороны Турции не исключил поставки ЗРК Patriot в страну из США Политика, 20 фев, 23:46 Автобусы с эвакуированными из Китая украинцами закидали камнями Общество, 20 фев, 23:38 Путин заявил о необходимости «эффективных мер» из-за конфликта в Идлибе Политика, 20 фев, 23:27 Меркель и Макрон предложили Путину встретиться вчетвером с Эрдоганом Политика, 20 фев, 23:26 Минобороны Турции заявило о продолжении переговоров с Россией по Идлибу Политика, 20 фев, 23:21 В Петербурге арестовали главу группы эзотериков по делу о мошенничестве Общество, 20 фев, 23:09
Бизнес ,  
0 

Пивовары начали отказываться от пластиковых бутылок

Российские пивовары добровольно отказываются от использования крупных пластиковых бутылок для пива. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, запрещающий выпускать пиво в пластике более 0,5 л
Фото: ТАСС

Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции принял решение отказаться от использования пластиковых (ПЭТ) бутылок свыше 1,5 л. Об этом сегодня на специальном брифинге объявил председатель совета союза Андрей Губка. О том, что такое решение принято крупнейшими производителями пива, РБК подтвердили в компаниях «Балтика» и «Сан ИнБев».

Пивовары договорились, что компании — участницы союза прекратят выпускать пиво в больших пластиковых бутылках с 1 июля 2016 года, рассказал Губка. «Союз российских пивоваров разделяет общественную озабоченность проблемой злоупотребления алкоголем и готов сотрудничать с органами государственной власти. Однако подход должен быть взвешенным и отвечать интересам потребителей, государства и бизнеса, — пояснил представитель Союза пивоваров. — Поэтому в качестве альтернативы предлагаемым изменениям в действующее законодательство Союз российских пивоваров идет на добровольное самоограничение объема ПЭТ-упаковки для пивоваренной продукции более 1,5 л».

Союз российских пивоваров объединяет крупнейших российских производителей пива, в том числе так называемую большую четверку: «Балтику» (принадлежит Carlsberg), «Сан ИнБев» (принадлежит Anheuser Buch InBev), Heineken и Efes (их совокупная доля рынка в России превышает 77%). Также в Союз входят многие крупные региональные производители, например «Вятич» и «Бочкари». Крупными независимыми компаниями, не входящими в союз, с долей рынка более 3% являются МПК и «Очаково».

МПК выпускает совсем незначительный объем пива в большой пластиковой таре. В «Очаково», наоборот, на ПЭТ-тару свыше 1,5 л приходится 79% объема разливаемого пива. По словам генерального директора ЗАО «МПБК «Очаково» Юрия Антонова, Союз российских пивоваров не обращался в компанию с предложением присоединиться к самоограничению, и «Очаково» не будет его поддерживать, так как считает инициативу нецелесообразной.

По данным менеджера крупной пивоваренной компании, входящей в союз, изначально рассматривалась возможность ввести дополнительные ограничения по использованию ПЭТ для пива с повышенным содержанием спирта (более 6%), однако против такого разделения выступила компания Heineken (имеет в портфеле марку пива «Охота крепкое», которая разливается в том числе и в ПЭТ). Получить комментарий Heineken по этому поводу пока не удалось.

Решение пивоваров об отказе от крупных пластиковых бутылок было доведено до сведения руководства Росалкогольрегулирования (РАР) и профильного комитета Госдумы, рассказали РБК источники из числа менеджеров пивоваренных компаний.

Пресс-служба РАР подтвердила, что на прошлой неделе глава ведомства Игорь Чуян действительно встречался с представителями пивоваров и решение о самоограничении по ПЭТ-упаковке было на ней озвучено.

Попали под закон

Законопроект об ограничении использования ПЭТ-тары для упаковки пива до 0,5 л был принят в первом чтении Госдумой еще в 2014 году. Ожидается, что второе и третье чтения законопроекта пройдут во время осенней сессии.

Заместитель председателя комитета по экономполитике и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский заявил РБК, что комитет поддерживает инициативу пивоваров и норма в 1,5 л при использовании пластиковых бутылок для пива, скорее всего, будет закреплена в окончательной версии обсуждаемого сейчас закона. «Это разумный компромисс, соответствующие поправки в принятый в первое чтение законопроект уже были внесены», — говорит депутат. По его словам, ограничение ПЭТ-бутылок для пива полутора литрами поддержал и профильный комитет Госдумы, эта позиция согласована с правительством и курирующим алкогольную отрасль вице-премьером Александром Хлопониным. Ранее в беседе с РБК Хлопонин допускал, что производителям пива будет на какое-то время предоставлена возможность выпускать напиток в бутылках 1,5 л.

«Со всеми все согласовано, все согласны. Против — только любители попиариться из социального блока, которые толком не разбираются в проблеме», — заявил Звагельский, не уточнив конкретных фамилий.

В июне 2015 года вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, ранее возглавлявший думский комитет по труду и соцполитике, сделал ряд громких заявлений в прессе, обвинив зарубежные пивоваренные компании в затягивании принятия закона, направленного против использования ПЭТ. Одновременно в Москве появились билборды, призывающие запретить использование пластиковых бутылок. Источник в администрации президента позднее рассказал, что в руководстве «Единой России» осудили активность Исаева, назвав происходящее «его личным проектом» и посоветовав не использовать для его продвижения «партийный ресурс».

По словам Звагельского, аргументы противников пластиковых бутылок для пива о том, что при использовании такой упаковки в продукт выделяются ядовитые вещества, неубедительны. «Никаких убедительных доказательств того, что подобное использование пластика вредно для здоровья, так и не было предоставлено, — рассказал депутат. — Другое дело, что есть вопросы к утилизации подобной тары, ее вреде для экологии. Но тут мы должны начинать не с пивоваров, а с Coca-Cola и PepsiCo, которые используют в сотни раз больше пластиковых бутылок».

По данным опрошенных РБК пивоваренных компаний, сейчас до 45% объема произведенного пива упаковывается в объемные ПЭТ-бутылки. На стеклобутылки и алюминиевые банки приходится по 25%, еще 5% выпускается в кегах — бочках для розлива в барах и магазинах разливного пива.

По данным Союза пивоваров, который ссылается на исследования Nielsen, на пиво в ПЭТ-таре более 1,5 л приходится 23,9% пивного рынка в России. В интервью РБК президент «Сан ИнБев» Дмитрий Шпаков говорил, что в ПЭТ-бутылках свыше 1,5 л производится около четверти объема компании. Один из наиболее продаваемых продуктов компании — пиво «Клинское» в ПЭТ-бутылке 2,5 л.

Принятие решения о самоограничении негативно скажется на бизнесе компаний пивной индустрии, и без того переживающей непростые времена. Ограничение тары, скорее всего, станет дополнительным фактором сокращения рынка, говорит Андрей Губка. Потери отрасли после отказа от крупной пластиковой тары, пиво в которой покупают наименее обеспеченные потребители, по подсчетам Союза пивоваров, составят около 10% от всего рынка в литрах. Однако в случае полного запрета ПЭТ (в выпуске пива в пластиковых бутылках 0,5 л нет особого экономического смысла) пивовары оценивали возможные потери в 15–25% от нынешнего объема производства.

В пивоваренных компаниях затруднились с ответом на вопрос, каковы будут потери в выручке из-за отказа от крупных пластиковых бутылок. Очевидно, что снижение в денежном выражении будет менее 10%: сами компании не скрывают, что разливают в крупный ПЭТ свои самые дешевые сорта, к тому же стоимость такого пива для потребителя оказывается ниже за счет экономии на упаковке, снижении логистических издержек и т.д. Исходя из годового объема рынка в 7,66 млрд л (по данным Росстата в 2014 году) и средней цены литра пива 90 руб. за 1 л (по данным Союза пивоваров на конец 2014 года) совокупные потери индустрии после отказа от крупных пластиковых бутылок составят по меньшей мере 45 млрд руб. в год.

Это уже не первый шаг пивоваров по добровольному ограничению объема используемых ПЭТ-бутылок. В октябре 2013 года Союз пивоваров заявил об отказе от использования бутылок свыше 2,5 л для некрепкого и 2 л для крепкого (свыше 6% содержания алкоголя) пива. Занимавший тогда пост президента пивоваренной компании «Балтика» Исаак Шепс выразил мнение, что индустрия готова пойти и на дальнейшие ограничения.