Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В ООН оценили влияние пандемии на число мигрантов Общество, 02:42 Режиссер Балагов снимет для HBO эпизод сериала по игре The Last of Us Технологии и медиа, 02:25 В России заявили о готовности исследовать «Спутник V» на онкопациентах Общество, 01:52 «Мне только спросить»: плюсы и минусы телемедицины РБК Стиль и СберЗдоровье, 01:38 Мэр Нью-Йорка предупредил о нехватке вакцины от COVID-19 Общество, 01:31 S&P спрогнозировало умеренные санкции США против России при Байдене Экономика, 01:23 В ФРГ назвали выход России из Договора по открытому небу серьезным ударом Политика, 00:48 Накопитель или транжира: какой ваш финансовый психотип. Тест РБК и Сбер, 00:45 На Украине вступило в силу требование обслуживать в кафе на госязыке Политика, 00:33 Чубайс заявил о «грубейшей ошибке» властей из-за углеродного налога Политика, 00:29 Ученые разошлись в оценке длительности иммунитета после СOVID-19 Общество, 00:13 Потрошитель брендов: как бухгалтер сделал 74 работника миллионерами Pro, 00:00 Семнадцать способов справиться со стрессом РБК и HP, 15 янв, 23:52 Прокуроры заявили о планах штурмовавших Капитолий убить конгрессменов Политика, 15 янв, 23:43
Бизнес ,  
0 

Две трети дорожных госкомпаний в России оказались неэффективными

Государство — неважный собственник и плохой управляющий. Верность этой аксиомы в очередной раз подтверждается незавидной судьбой государственных дорожных предприятий, которые потихоньку пополняют список банкротов
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​​В начале 2000-х у Росавтодора было примерно полторы сотни унитар​ных предприятий, которые занимались ремонтом и строительством дорог. Сейчас почти все они акционированы и стали самостоятельными рыночными агентами. Но дела у них идут плохо — это следует из данных Межведомственного портала по управлению государственной собственностью.

Из 91 государственного акционерного общества (АО) 63 имеют финансовые проблемы: задолженность по налогам, убытки, сокращение выручки в несколько раз, либо находятся в одной из стадий банкротства​. В 10 компаниях открыто конкурсное производство, в пяти введено внешнее управление и наблюдение, банкротства еще шести кредиторы требуют в суде, четыре не ведут финансово-хозяйственную деятельность. Еще 35 АО ликвидированы, семь проданы.

Дела у компаний идут плохо, потому что им не хватает заказов, объясняет РБК сотрудник Росимущества. Государственные АО не могут выиграть тендер у того же Росавтодора — их финансовое состояние не соответствует требованиям агентства, поэтому компании вынуждены работать на субподряде. Временный управляющий Дорожно-эксплуатационного предприятия № 164 Николай Руденко говорит, что выиграть тендер Росавтодора и получить крупный контракт предприятию сложно прежде всего потому, что банки не хотят давать гарантии.

Как управляются эти компании, видно на примере одной из крупнейших по выручке (351,6 млн руб. в 2014 году)  — «Камчатавтодор». С 2012 года в компании сменилось несколько генеральных директоров. Предприятие нерегулярно платило зарплату (в первом полугодии накапливало долг, а во втором — гасило), за что гендиректоров несколько раз штрафовали. Один из гендиректоров в 2014 году заключил несколько договоров, которые нанесли предприятию ущерб, например, «Камчатавтодор» утратил право взыскать долг в 22 млн руб. Росимущество предлагало передать компанию в собственность Камчатского края, но губернатор отказался. Все это следует из нескольких писем, касающихся «Камчатавтодора», которые оказались в распоряжении РБК (письмо прокуратуры по итогам проверки компании, письмо Росимущества председателю совета ее директоров). «Камчатавтодор» стал убыточным в 2014 году, а в апреле 2015 года суд по требованию кредиторов ввел в компании наблюдение.

«Дорожные предприятия управляются Минтрансом и Росавтодором, но чиновники их не контролируют. Вчерашних студентов часто вводят в советы директоров. Они не понимают специфики — отсюда последствия», — рассуждает председатель совета директоров «Камчатавтодора» Константин Поздняков.​

Представитель Росимущества сообщил РБК, что агентству известно о проблемах дорожников и оно уже предупредило Росавтодор и Минтранс о возможном ущербе государству. Росимущество также представило доклад заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу; в документе описана сложившая ситуация, а также говорится о «необходимости усиления координации» по управлению этими компаниями.

Представитель Дворковича не стал комментировать доклад. Представитель Минтранса переадресовал РБК в Росавтодор. Представитель Росавтодора сказал, что эти компании не являются для агентства подведомственными: оно «лишь принимает участие в формировании позиции акционера» (например, при выдвижении кандидатов в совет директоров), а ​управлять компаниями уполномочено Росимущество.

Отрасли необходимо системное решение: компании нужно либо продать по рыночной цене частным собственникам, которые сделают их эффективными, либо нормально управлять и поддерживать, формулирует очевидное глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта: «Все остальное приводит к банкротству и обесцениванию госимущества».

Зачем уничтожают ГУПы

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) в акционерные общества (АО) дает государству возможность сэкономить и заработать. Сэкономить — на том, что АО не сможет перекладывать свои убытки на бюджет, заработать — на приватизации этих АО.

Правительство ежегодно отмечает задержки в реорганизации и ликвидации ГУПов и МУПов. Это связано с тем, что они не успевают оформить в срок права на недвижимость и имущество, провести его инвентаризацию и оценку. Руководитель Росимущества Ольга Дергунова в марте этого года заявила, что ФГУПы должны прекратить свое существование в 2018 году. По ее информации, весной этого года в России насчитывалось 1785 ФГУПов. ГУПов и МУПов больше — 1498 и 20 088 соответственно (данные Экспертного совета при правительстве РФ).

При участии Ивана Голунова