Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Суд арестовал администраторов Telegram-канала «Сканер» за мошенничество Технологии и медиа, 03:52
США выделят Украине почти $90 млн на разминирование Политика, 03:33
Экс-министру ДНР Ташкенту дали 3,5 года колонии за мошенничество Общество, 02:57
Узбекская диаспора предложила создать батальон для отправки на Украину Политика, 02:33
Путин заявил о победе правды и света над ложью и силами тьмы Политика, 02:29
Россия запросила заседание СБ ООН из-за обстрелов Запорожской АЭС Политика, 02:03
Умер бас-гитарист The Pogues Дэррил Хант Общество, 01:48
В МИДе заявили, что США и Россия обсудят приостановку инспекций по СНВ-3 Политика, 01:19
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Экс-глава МИД Австрии Кнайсль рассказала об угрозах и переезде в Ливан Политика, 01:10
«Ужас и беспредел». Реакция на давление на фигуристов из шоу Навки Спорт, 01:00
США призвали Россию вернуть Украине контроль над Запорожской АЭС Политика, 00:34
Глава Минэнерго Болгарии допустил возобновление закупок российского газа Бизнес, 00:20
«Монако» Головина вылетел из Лиги чемпионов Спорт, 00:04
Ростуризм сообщил о спокойной обстановке на курортах Крыма после взрывов Общество, 00:02
Бизнес ,  
0 

Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ

Но у правительства нет цели получить контроль над конкурентами «Аэрофлота»
Власти обсудят новую докапитализацию «Аэрофлота» и выкуп акций других перевозчиков
Правительство обсуждает новую допэмиссию «Аэрофлота» и выкуп долгов его конкурентов за счет средств Фонда национального благосостояния. Эти меры призваны стабилизировать ситуацию на падающем авиарынке
«Аэрофлот» AFLT ₽30,52 -2,55% Купить
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказали два источника, близких к профильным ведомствам.

По словам одного из них, Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты соответствующих распоряжений правительства к 1 июня. Как рассказали РБК представитель «Уральских авиалиний» и источник еще в одной крупной российской авиакомпании, в правительстве также обсуждают вариант снижения долговой нагрузки перевозчиков за счет вхождения государства в их капитал.

«В настоящее время данный вопрос (докапитализация «Аэрофлота» и использование средств ФНБ. — РБК) обсуждается на площадке правительства», — сообщили в пресс-службе Минфина. Конкретные решения для «содействия авиационной отрасли» еще не приняты, уточняет представитель Росимущества (через него правительство контролирует «Аэрофлот»). Сейчас в правительстве «могут обсуждаться различные варианты», добавляет он.

РБК направил запросы в правительство, Минтранс, группы «Аэрофлот», S7 и другим крупнейшим российским перевозчикам.

Россия потеряла 10% импортных самолетов. Как это отразится на цене билета
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Как власти хотят помочь авиакомпаниям

В ходе новой допэмиссии группы «Аэрофлот» (в нее входят одноименная авиакомпания, «Победа» и «Россия») акции планируется разместить по открытой подписке по цене, которую определит независимый оценщик, говорит источник, близкий к правительству. При этом доля государства в компании не должна уменьшаться — сейчас она составляет 57,34%.

Pro
Фото: Ethan Miller / Getty Images «Ты — просто винтик»: каково работать в Microsoft — в 5 пунктах
Pro
Фото: Sean Gallup / Getty Images Из-за каких фраз и установок родителей дети не смогут стать лидерами
Pro
Фото: Shutterstock Как бренды доходят до абсурда в текстах о себе
Pro
Автодилерам придется сокращать персонал. Кто первый в зоне риска
Pro
Фото: Christian Keenan / Getty Images Ушел из фирмы — значит, предатель: каково работать в китайских компаниях
Pro
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК «Вкусно — и запятая»: что делать с наспех созданными новыми брендами
Pro
Самые важные налоговые поправки, которые появятся уже осенью 2022 года
Pro
Фото: David Paul Morris / Getty Images Строители начали зарплатные гонки за работников. Как меняется отрасль

В последний раз дополнительное размещение акций группы проходило осенью 2020 года в разгар пандемии коронавируса. Тогда компания привлекла 80 млрд руб., из которых больше половины (40,9 млрд руб.) было выделено из ФНБ. В итоге доля государства даже выросла — до этого ему принадлежало лишь 51,17%. Тогда докапитализация компании объяснялась повышением ликвидности в кризис. Из-за ограничений на международные полеты пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году упал на 46% (до 69,2 млн человек), а группа «Аэрофлот» пострадала еще сильней — она потеряла 60,9% трафика. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб., из них убыток «Аэрофлота» — 96,5 млрд руб.

Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли
Бизнес
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Другим перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти планируют предложить выкуп их ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства они смогут направить на погашение долгов — конвертированной задолженности по аккредитивам и капитализированных процентов по кредитам. У правительства нет цели получить контроль над авиакомпаниями и снизить конкуренцию на рынке авиаперевозок, подчеркивает источник РБК, близкий к правительству. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркивает собеседник.

Представитель «Уральских авиалиний» (занимают четвертое место в России по количеству пассажиров), которые принадлежат гендиректору компании Сергею Скуратову, говорит, что менеджмент перевозчика работает с Минтрансом по этому вопросу. «Но чтобы принять какое-либо решение по участию авиакомпании в сделке, нужны более четкие ее параметры и условия выпуска [ценных бумаг]», — отмечает он. О каком пакете акций и других возможных параметрах подобной сделки может идти речь, собеседник РБК не уточнил. Долги «Уральских авиалиний» на ноябрь 2021 года — 1,24 млрд руб., говорил в интервью РБК сам Скуратов.

В 2020 году власти выделили всем авиакомпаниям из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей за самолеты. В 2022 году прямая поддержка авиакомпаний вырастет в пять раз — до 110 млрд руб., пообещал первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая в Совете Федерации на прошлой неделе, 13 апреля. Эти деньги будут выдаваться на поддержку операционной деятельности и перевозку пассажиров в летне-осенний период. Такая поддержка будет направлена на то, чтобы пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года составил не 100 млн человек (в 2021 году было перевезено 111 млн), говорил в конце марта президент Владимир Путин.

Почему перевозчикам снова нужна господдержка

После введения западных санкций против российской авиаотрасли в ответ на начало военной спецоперации на Украине перевозчики столкнулись с многочисленными сложностями. Для них закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять им новые самолеты и начали арестовывать уже предоставленные лайнеры за рубежом, остановлены поставки запчастей и т.д. К тому же с конца февраля закрыты полеты в южные аэропорты России по вопросам безопасности.

В конце марта Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения из 98 мер поддержки отрасли в условиях «внешнего санкционного давления». Из них срочного принятия требуют 12 положений, включая освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога и выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний. РБК направил запрос в АЭВТ.

Региональные аэропорты сообщили о сокращении потока пассажиров
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

По результатам 2021 года совокупный долг группы «Аэрофлот» составил около 830 млрд руб., что составляет около 60% от выручки за тот же период, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. EBITDA компании — 115,48 млрд руб., что не позволяет говорить о каком-то сокращении долга в разумные сроки, замечает врио завкафедрой статистики Института экономики и финансов ГУУ Николай Кузнецов. В создавшихся условиях компании необходима очередная докапитализация, считает он.
Новая допэмиссия «Аэрофлота» — «инструмент для сохранения авиакомпании как таковой», соглашается главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но он считает странным шагом выкуп акций других авиакомпаний: «Сейчас в этот непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли».

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов», — допускает он.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Акции"