Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ

Но у правительства нет цели получить контроль над конкурентами «Аэрофлота»
Власти обсудят новую докапитализацию «Аэрофлота» и выкуп акций других перевозчиков
Правительство обсуждает новую допэмиссию «Аэрофлота» и выкуп долгов его конкурентов за счет средств Фонда национального благосостояния. Эти меры призваны стабилизировать ситуацию на падающем авиарынке
«Аэрофлот» AFLT ₽30,52 -2,55% Купить
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказали два источника, близких к профильным ведомствам.

По словам одного из них, Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты соответствующих распоряжений правительства к 1 июня. Как рассказали РБК представитель «Уральских авиалиний» и источник еще в одной крупной российской авиакомпании, в правительстве также обсуждают вариант снижения долговой нагрузки перевозчиков за счет вхождения государства в их капитал.

«В настоящее время данный вопрос (докапитализация «Аэрофлота» и использование средств ФНБ. — РБК) обсуждается на площадке правительства», — сообщили в пресс-службе Минфина. Конкретные решения для «содействия авиационной отрасли» еще не приняты, уточняет представитель Росимущества (через него правительство контролирует «Аэрофлот»). Сейчас в правительстве «могут обсуждаться различные варианты», добавляет он.

РБК направил запросы в правительство, Минтранс, группы «Аэрофлот», S7 и другим крупнейшим российским перевозчикам.

Россия потеряла 10% импортных самолетов. Как это отразится на цене билета
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Как власти хотят помочь авиакомпаниям

В ходе новой допэмиссии группы «Аэрофлот» (в нее входят одноименная авиакомпания, «Победа» и «Россия») акции планируется разместить по открытой подписке по цене, которую определит независимый оценщик, говорит источник, близкий к правительству. При этом доля государства в компании не должна уменьшаться — сейчас она составляет 57,34%.

В последний раз дополнительное размещение акций группы проходило осенью 2020 года в разгар пандемии коронавируса. Тогда компания привлекла 80 млрд руб., из которых больше половины (40,9 млрд руб.) было выделено из ФНБ. В итоге доля государства даже выросла — до этого ему принадлежало лишь 51,17%. Тогда докапитализация компании объяснялась повышением ликвидности в кризис. Из-за ограничений на международные полеты пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году упал на 46% (до 69,2 млн человек), а группа «Аэрофлот» пострадала еще сильней — она потеряла 60,9% трафика. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб., из них убыток «Аэрофлота» — 96,5 млрд руб.

Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли
Бизнес
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Другим перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти планируют предложить выкуп их ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства они смогут направить на погашение долгов — конвертированной задолженности по аккредитивам и капитализированных процентов по кредитам. У правительства нет цели получить контроль над авиакомпаниями и снизить конкуренцию на рынке авиаперевозок, подчеркивает источник РБК, близкий к правительству. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркивает собеседник.

Представитель «Уральских авиалиний» (занимают четвертое место в России по количеству пассажиров), которые принадлежат гендиректору компании Сергею Скуратову, говорит, что менеджмент перевозчика работает с Минтрансом по этому вопросу. «Но чтобы принять какое-либо решение по участию авиакомпании в сделке, нужны более четкие ее параметры и условия выпуска [ценных бумаг]», — отмечает он. О каком пакете акций и других возможных параметрах подобной сделки может идти речь, собеседник РБК не уточнил. Долги «Уральских авиалиний» на ноябрь 2021 года — 1,24 млрд руб., говорил в интервью РБК сам Скуратов.

В 2020 году власти выделили всем авиакомпаниям из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей за самолеты. В 2022 году прямая поддержка авиакомпаний вырастет в пять раз — до 110 млрд руб., пообещал первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая в Совете Федерации на прошлой неделе, 13 апреля. Эти деньги будут выдаваться на поддержку операционной деятельности и перевозку пассажиров в летне-осенний период. Такая поддержка будет направлена на то, чтобы пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года составил не 100 млн человек (в 2021 году было перевезено 111 млн), говорил в конце марта президент Владимир Путин.

Почему перевозчикам снова нужна господдержка

После введения западных санкций против российской авиаотрасли в ответ на начало военной спецоперации на Украине перевозчики столкнулись с многочисленными сложностями. Для них закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять им новые самолеты и начали арестовывать уже предоставленные лайнеры за рубежом, остановлены поставки запчастей и т.д. К тому же с конца февраля закрыты полеты в южные аэропорты России по вопросам безопасности.

В конце марта Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения из 98 мер поддержки отрасли в условиях «внешнего санкционного давления». Из них срочного принятия требуют 12 положений, включая освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога и выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний. РБК направил запрос в АЭВТ.

Региональные аэропорты сообщили о сокращении потока пассажиров
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

По результатам 2021 года совокупный долг группы «Аэрофлот» составил около 830 млрд руб., что составляет около 60% от выручки за тот же период, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. EBITDA компании — 115,48 млрд руб., что не позволяет говорить о каком-то сокращении долга в разумные сроки, замечает врио завкафедрой статистики Института экономики и финансов ГУУ Николай Кузнецов. В создавшихся условиях компании необходима очередная докапитализация, считает он.
Новая допэмиссия «Аэрофлота» — «инструмент для сохранения авиакомпании как таковой», соглашается главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но он считает странным шагом выкуп акций других авиакомпаний: «Сейчас в этот непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли».

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов», — допускает он.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
В Харькове и Николаеве прогремели взрывы Политика, 01:12
В Курске объявили ракетную опасность Политика, 01:06
ТАСС узнал, что замминистра обороны Иванов давно находился «в разработке» Политика, 00:46
Глава Минздрава Крыма пообещал подать в отставку, если не будет лекарств Политика, 00:34
Что известно о задержании замминистра обороны Тимура Иванова Политика, 00:34
«Коммерсантъ» узнал подробности задержания замминистра обороны Иванова Политика, 00:30
Эрдоган сравнил Нетаньяху с Гитлером и напомнил о неизбежности наказания Политика, 00:22
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Выплаты пострадавшим от паводков в Оренбуржье достигли ₽1 млрд Общество, 00:09
Над Воронежской областью сбили реактивный дрон Политика, 00:04
«Разрушают доверие». WADA обвинили в сокрытии допинга у китайских атлетов Спорт, 00:00
Белгородский губернатор сообщил о сбитом беспилотнике Политика, 23 апр, 23:55
Сенат США поддержал законопроекты о помощи Украине и Израилю Политика, 23 апр, 23:48
В Курской области объявили опасность атаки дронов Политика, 23 апр, 23:40
Bloomberg узнал о скидке до 28% на газ России для Китая в ближайшие годы Экономика, 23 апр, 23:35