Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Зимняя резина в октябре подорожала за год на 16% на фоне снижения продаж

Как на рынок повлиял уход иностранных вендоров
Продажи зимних шин в зависимости от типа в октябре снизились на 2–7%. Эксперты связали тренд с ростом стоимости покрышек и желанием автолюбителей сэкономить
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

В октябре продажи легковых зимних шин снизились: нешипованных покрышек в натуральном выражении было куплено меньше на 2%, а шипованных — на 7% по отношению к октябрю 2023 года. Это следует из данных Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор государственной системы маркировки «Честный знак»). Продажи летних шин, напротив, выросли на 18%, а всесезонных — на 15%.

В сентябре продажи зимних шипованных шин показали прирост на 3%, а нешипованных — падение на 11% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тогда же летних шин было продано больше на 9%, а всесезонных — меньше на 7%.

Эксперты объяснили снижение интереса со стороны автолюбителей к покупке зимних шин с финансовыми трудностями и ростом стоимости покрышек.

Что происходит с покупкой и производством шин, разбирался РБК.

Что происходит с ценами и спросом

«Основное влияние на продажи зимних шин оказывает возросшая стоимость покрышек», — считает операционный директор по сервису «Рольфа» Егор Телегин. Согласен с ним и директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов: «Падение продаж зимних шин может быть связано с экономией некоторых автовладельцев, которые ездят на изношенной резине».

Средняя стоимость зимней шипованной шины в октябре составила 7674 руб. за единицу (+16% к октябрю 2023 года). Нешипованные зимние покрышки подорожали на 13%, до 7472 руб., а летние — на 12%, до 6225 руб. Всесезонные шины, напротив, упали в цене на 5%: в среднем их можно было купить за 6639 руб. за штуку. Доля продаж зимних шин в октябре в совокупном объеме составила 90%. Из них на шипованные приходится 63%, а на нешипованные — 27%.

Для сравнения: в сентябре на зимние шины пришлось 67% всех продаж. В первом месяце осени больше всего поднялись в цене зимние нешипованные покрышки — плюс 14%, до 6776 руб. за единицу. Зимние шипованные шины стали дороже на 12% (7868 руб. за штуку), летние легковые — на 10% (5915 руб.), а всесезонные — на 2% (7137 руб.). И в сентябре, и в октябре наблюдался резкий прирост продаж летних легковых покрышек в натуральном выражении — плюс 8 и 18% соответственно.

Вильфанд рассказал, в каких регионах водителям пора менять резину
Общество
Фото:Алексей Белкин / news.ru / Global Look Press

По мнению экспертов, автолюбители стали экономить при покупке шин, в том числе за счет учета фактора сезонности: часто такая покупка совершается не в горячий сезон, а в тихий. «Зимние покрышки ищут летом, а зимой — летние. Это объясняется наиболее выгодным для потребителей ценообразованием в эти периоды. Но фактор возросшей цены влияет на продажи зимних шин, безусловно», — заключил Телегин.

«Денег у народа стало меньше, плюс инфляция. Люди экономят на покупке новых зимних шин и решили пока докатывать старые комплекты. А летние шины покупали впрок по скидкам», — пояснил РБК автоэксперт Всеволод Кущинский.

Роман Тимашов напомнил, что сентябрь и октябрь стали одними из наиболее результативных месяцев по продажам новых автомобилей: большая их часть приобреталась уже с новыми зимними шинами.

Премиум и «китайцы». Для каких машин сложно купить в России зимнюю резину
Авто
Фото:FotograFFF / Shutterstock / FOTODOM

Никита Кулагин, начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка, связал рост интереса россиян к летним шинам осенью с распродажами складских запасов в сентябре и с аномально теплой погодой в октябре. По этим причинам, по мнению эксперта, спрос на зимние шины «может в большей степени реализоваться в ноябре».

Экономить россиян вынуждает рост стоимости всех типов легковых шин. В период с января по октябрь средневзвешенная стоимость зимних шипованных шин стала выше на 12% год к году (7544 руб.), а зимних нешипованных — на 10% (6587 руб.). Несмотря на это, в целом по продажам динамика положительная: зимних шипованных шин реализовано больше на 4%, а нешипованных — на 3%. В денежном выражении продажи зимних шипованных шин в октябре увеличились на 16%, а нешипованных — на 13% (в среднем — плюс 15%).

По подсчетам Ikon Tyres, в этом сезоне по сравнению с прошлым годом рост цен на шины составил в среднем 9–11% в зависимости от типоразмера, модели и сегмента. Производитель объясняет увеличение стоимости по рынку в целом ростом стоимости сырья, усложнением логистики и общим уровнем инфляции, курсом рубля, а также транзакционными издержками, связанными с импортом сырья и готовой продукции.

Москвичей призвали сменить шины из-за мокрого снега и гололедицы
Общество
Фото:«Комсомольская правда» / Global Look Press

Какие шины выбирают покупатели

Согласно статистике ЦРПТ, российские автовладельцы в 2024 году по-прежнему предпочитают шипованные шины нешипованным. Подтверждают это и производители автомобильных покрышек.

«Три из четырех проданных комплектов зимних шин оснащены шипами; мы не думаем, что этой зимой ситуация кардинально изменится», — прокомментировали в беседе с РБК предпочтения автолюбителей в холдинге «Кордиант». В компании подчеркнули, что на протяжении ряда лет в стране наблюдался устойчивый тренд на увеличение доли нешипованных зимних покрышек, связанный с улучшением дорожной инфраструктуры и развитием технологий. Однако шипованные шины продолжают оставаться у россиян в приоритете. «Зная непредсказуемый и суровый характер зим, автолюбители чаще выбирают шип», — отметили в компании.

В пресс-службе Pirelli обратили внимание на погодный фактор, оказывающий влияние на предпочтения россиян: автовладельцы прислушиваются к прогнозам синоптиков и действуют, исходя из них: «Если зима будет мягкой — спрос растет на нешипованные шины, если зима предстоит суровой — растут продажи в шипах». На юге страны предпочтение чаще отдается фрикционным (нешипованным) шинам, а на севере — шипованным, заметили в компании.

Что производят и ввозят

Российские шинные заводы, сильно пострадавшие от санкций и ухода мировых брендов, продолжают восстанавливаться и наращивать производство. В октябре в России выпустили почти 4 млн шин — на 13,4% больше, чем в октябре 2023-го (около 3,5 млн), подсчитали в ЦРПТ. Объем импорта в прошлом месяце остался практически неизменным (+0,2%, до 2,3 млн штук). В сентябре импорт шин сократился на 5%, до 2,6 млн, а производство увеличилось на 5% и составило почти 4 млн шин.

Имеющиеся в России производственные мощности, по словам директора по коммуникациям и устойчивому развитию Pirelli Георгия Божедомова, позволяют полностью закрыть потребности внутреннего рынка с учетом объема импорта: дефицит возможен лишь по некоторым особо редким и специфическим категориям. Производители уже адаптировались к новым условиям, успела сформироваться и новая структура импорта.

Вместе с тем в связи с выходом на российский рынок большого числа новых китайских автомобильных брендов отечественная шинная промышленность вынуждена переориентироваться на выпуск покрышек новых типоразмеров, не применявшихся или редко применявшихся на моделях европейского, японского, корейского и американского производства.

На проблему новых типоразмеров указали в пресс-службе Pirelli: «Это может обуславливать ограниченное предложение в сегменте шин больших размеров (20 и выше)». Также в компании указали на в целом скудное предложение шипованных зимних шин для новых китайских автомобилей.

В холдинге «Кордиант» подчеркнули, что ассортимент китайских автомобилей развивается очень динамично, а закрыть все потребности рынка по новым типоразмерам непросто: «Качественная разработка новых типоразмеров занимает некоторое время». «Некоторые владельцы китайских машин будут ограничены в выборе», — подчеркнули в компании, добавив, что максимально оперативно реагируют на изменение спроса.

В беседе с РБК представитель одного из новых китайских брендов (старт продаж этих автомобилей в России намечен на первый квартал 2025 года) пояснил, что компания вынуждена готовить запасы шин для своих клиентов заранее, уже сейчас, поскольку речь идет о редких типоразмерах 20–21 диаметров: клиенты не должны столкнуться с дефицитом покрышек при любом развитии событий.

Ford счел китайские электромобили «колоссальной» конкурентной угрозой
Бизнес
Фото:VCG / Getty Images

Представители расположенных в России шинных заводов уверены, что в обозримой перспективе проблем с покупкой покрышек у автолюбителей не будет: производство внутри страны растет быстрее импорта. При этом у отечественных предприятий есть возможности для расширения и наращивания объемов. Сейчас совокупные мощности российских шинных заводов оцениваются более чем в 54 млн единиц в год. Для сравнения: по итогам 2023 года емкость российского рынка шин составила порядка 76 млн штук.

«Многие иностранные заводы, которые производили шины в России, продолжают это делать, но под российскими брендами. Поэтому качество остается почти как у импортной резины, но цены не подвержены удорожанию логистики из-за границы. Население имеет возможность переключиться на внутреннее производство, что сдерживает рост цен», — пояснил эксперт Кулагин.

Но фактор потенциального сокращения объемов производители не исключают. В октябре 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США включило АО «Кордиант» в SDN-List. Причиной санкций послужила возможность производства и поставок продукции для нужд российского оборонно-промышленного комплекса. Сам холдинг «Кордиант» с начала октября перешел под контроль «Севергрупп» Алексея Мордашова. Эта группа компаний — второй по величине шинный холдинг, располагающий мощностями по выпуску примерно 16 млн автомобильных покрышек (покрывает 32% всего российского рынка).

Как менялся российский рынок шин

После начала военных действий на Украине в феврале 2022 года ведущие мировые производители на фоне санкций прекратили поставки в Россию сырья и комплектующих. Тогда почти все иностранные шинные бренды остановили сотрудничество с российским бизнесом, а позднее продали активы и ушли из страны. На настоящий момент только два всемирно известных иностранных бренда продолжают работу в России: Pirelli и Yokohama.

Весной 2022 года американский шинный холдинг Goodyear перестал завозить свои изделия и шины дочерней Dunlop в страну. В марте японский Bridgestone приостановил работу завода в Ульяновске мощностью 2,4 млн шин в год, а 20 декабря было объявлено о решении продать российские активы группе S8 Capital. Последняя в 2023 году приобрела калужский завод Continental мощностью 4 млн шин в год. Заводы холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске также вошли в структуру группы. Эти площадки позволяют суммарно выпускать до 9,7 млн шин в год. В активе группы S8 Capital оказались производственные мощности на 16 млн автомобильных покрышек.

Французский производитель премиум-шин Michelin в марте 2022 года приостановил работу завода в подмосковном Давыдово, а затем свернул бизнес в России. Мощность подмосковной площадки, перешедшей к российскому дистрибьютору, компании «Пауэр Интернэшнл Тайрс», — до 2 млн шин в год.

Компания Nokian передала завод в Ленинградской области российскому владельцу (ПАО «Татнефть») и сменила название на Ikon. Данная площадка рассчитана на выпуск 17 млн шин в год.

Заводы Pirelli в Воронеже и Кирове суммарной мощностью порядка 10 млн шин в год, принадлежащие итальянскому производителю и «Ростеху», не останавливали производство. Площадка Yokohama под Липецком мощностью до 1,6 млн шин в год прекратила работу в 2022 году, однако сейчас вновь вернулась к производству. Громких заявлений об уходе из России этот бренд не делал.

Одним из ключевых производителей шин остается Нижнекамский шинный комплекс, позволяющий выпускать до 15–17 млн покрышек в год. В мае 2022 года «Татнефть» продала российский шинный бизнес АО «‎Татнефтехиминвест-Холдинг», а с 6 июня 2024 года 100% уставного капитала ООО «Татшина» перешло к компании «Воронеж. Искусственный интеллект».

«Производство шин если и не выросло, то осталось на том же уровне, но на рынке стало в разы меньше импортных шин привычных брендов, а новым пришедшим на рынок производителям, китайским и тем, что производятся в России, автолюбители в большинстве своем пока еще не доверяют в полной мере и предпочитают покупать б/у импортные комплекты», — уверен Всеволод Кущинский.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:22
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:22
«Эта победа нужна всей России». Сможет ли Ян вновь стать чемпионом UFC Спорт, 10:30
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
Обломки БПЛА упали на территорию промпредприятия в Рязанской области Политика, 10:28
У Овечкина прервалась лучшая в сезоне НХЛ серия с набранными очками Спорт, 10:19
Посол Казахстана не увидел причин прекращать транзит нефти из России Политика, 10:16
Когда планы разбиваются о реальность: 5 способов справиться с фрустрациейПодписка на РБК, 10:15
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развитьПодписка на РБК, 10:05
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Еще один глобальный кризис: чем пластиковый мусор грозит миру и РоссииПодписка на РБК, 10:00
«Я полгода работала лежа»: как Фиджи Симо стала вторым человеком в OpenAIПодписка на РБК, 09:58
Миллиардер Рыболовлев проиграл в США суд партнеру по инвестициям в биомед Бизнес, 09:47
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Школа, ЛЭП и частные дома пострадали при атаке БПЛА в Воронежской области Политика, 09:32
Торговать как миллионер: 6 правил состоятельных инвесторов РоссииПодписка на РБК, 09:30