Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Почему финтех не похоронит классические банки РБК и S+Консалтинг, 16:14
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 16:10
В США провели испытательный пуск межконтинентальной ракеты Minuteman III Политика, 16:04
Минобороны заключило контракты на поставку С-500, «Сарматов» и Ка-52 Политика, 16:02
Проектируемые проезды не кончаются. Как дают имена улицам в Москве Недвижимость, 16:00
Полицейские задержали журналиста «МК» Льва Сперанского Общество, 15:56
Заключение, штраф и экскурсия в морг: как борются с пьянством за рулем Партнерский проект, 15:55
За 5 лет майнеры биткоина в России стали тратить в 20 раз больше энергии Крипто, 15:47
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Военная операция на Украине. Главное Политика, 15:45
Работники воспринимают изменения в штыки. Как преодолеть их сопротивление Pro, 15:43
Швейцарский производитель шоколада Lindt уйдет с российского рынка Бизнес, 15:35
Глава РПЛ ответил Михалкову на критику о Крыме Спорт, 15:34
Почему в лифтах необходимо видеонаблюдение Партнерский проект, 15:32
РФС объявил об уходе избранного главой РПЛ Алаева с поста генсека Спорт, 15:28
Бизнес ,  
0 

В России выпустили первые прокладки и подгузники из местной целлюлозы

Почему с сырьем есть проблемы
Из-за санкций компании начали заменять импортную целлюлозу на российскую при производстве подгузников и прокладок. Но бизнесу нужны субсидии из бюджета, чтобы конкурировать с продукцией из Китая и Турции
Фото: upch.tatarstan.ru
Фото: upch.tatarstan.ru

Крупные производители одноразовых подгузников и прокладок, включая «Драйлок текнолоджиз» и «Фламинго», сделали первые партии товаров из российской целлюлозы. Об этом РБК рассказал Иван Бирюков, директор ассоциации «АУРА-Тех» (объединяет 32 компании, выпускающие товары для пожилых людей и инвалидов, их суммарная выручка — 215 млрд руб. в год). Это подтвердили коммерческий директор компании «Драйлок текнолоджиз» Наталья Зайцева и гендиректор «Фламинго» Никита Волокитин.

После того как в апреле 2022 года ЕС ввел очередной пакет санкций против России, компании лишились целлюлозы необходимого типа, пояснила Зайцева. По словам Бирюкова, в Россию завозилось около 150 тыс. т этого сырья ежегодно из США, Финляндии, Бразилии, Швеции, Франции, Бельгии и Южной Кореи.

У «Драйлок текнолоджиз» первая партия на российском сырье составила 1 млн подгузников и прокладок, у «Фламинго» — 2 млн подгузников для взрослых. В продажу товары поступят, скорее всего, до конца июня после прохождения санитарно-гигиенической сертификации, говорит Зайцева и подтверждает Волокитин. По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в России годовой объем рынка одноразовых подгузников, прокладок и пеленок — около 4,1 млрд штук.

Насколько подорожали подгузники и прокладки

Подгузники для взрослых в 2021 году стоили 25,3 руб. за штуку, в марте—апреле 2022 года их цена доходила до 53,3 руб. за штуку на госзакупках, говорит Бирюков. Государственный заказ на обеспечение нуждающихся в памперсах для взрослых занимает более 70% рынка этого товара (500 млн в год), уточняет Волокитин.

Источник в одном из федеральных ретейлеров подтвердил РБК, что закупочные цены на памперсы и прокладки выросли с марта на 30%. С февраля цены на эти товары в среднем выросли на 20–40%, говорит Зайцева.

Сильный скачок цен был в марте, когда курс превысил 120 руб. за доллар, сейчас средняя цена подгузника для взрослых — 34 руб., утверждает представитель «Фламинго» (входит в топ-5 производителей памперсов для взрослых, выручка — до 1 млрд руб. в год).

Pro
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости Почему облигации остались «тихой гаванью» на фоне обвала рынков
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images «Мама, почему мы такие бедные?»: как отвечать на неудобные вопросы детей
Pro
Фото: Harry How / Getty Images Пять упражнений для красивой осанки
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Почему продажа Netflix — лишь вопрос времени
Pro
Почему в Европе нет таких ярких логотипов, как Сoca-Cola
Pro
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images CEO Nike Джон Донахью: «Главные уроки лидерства я получил на складе пива»
Pro
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images Что покупают летом на Wildberries и кто продает больше всех. Рейтинг
Pro
Фото: Shutterstock Как работать с холодным и теплым трафиком на сайте: наборы инструментов

Сейчас прорабатываются альтернативные варианты закупки товаров для женской и детской гигиены в среднем ценовом сегменте, включая Китай и Турцию, говорит источник в одном из федеральных ретейлеров. Это связано с дефицитом сырья для производства, а также с ростом затрат на логистику из-за санкций. Представитель «Детского мира» сказал, что многим компаниям приходится переключаться на китайских производителей. К тому же у «Детского мира» есть производство подгузников под собственной торговой маркой в Китае.

Согласно отчету маркетинговой компании «Амико», крупнейший экспортер прокладок, тампонов, пеленок и подгузников в Россию — Китай, который в 2021 году поставил их на $118 млн в год (24,6% от всего импорта). Следом шли Венгрия ($104,2 млн) и Япония ($79,9 млн). Но для госзаказа необходимо сохранить закупку гигиенических изделий российского производства, считает Зайцева. В пресс-службе Минпромторга уточнили, что сейчас регистрационные удостоверения для участия в госзакупках могут выдаваться в том числе на продукцию иностранного производства.

Какие трудности есть с российским сырьем

Обычно бумажное волокно изготавливается в кипах — стопках листов плотностью 700–800 г на 1 кв. м и толщиной около 1 мм, говорит источник в одной из компаний по производству целлюлозы. Все оборудование по производству этой продукции в России предназначено для выпуска кип, подтверждают в пресс-службе Минпромторга.

Для выпуска прокладок и подгузников необходимо сырье в рулонах — флафф-целлюлоза, отмечает Зайцева. По данным Минпромторга, несколько крупных российских производителей картона освоили переработку целлюлозы из кип в рулоны. «Фактически конвертация из кип в рулоны — это дальнейшая обработка целлюлозы, роспуск, формирование полотна, сушка, намотка тамбура и перерезка на рулоны, в итоге стоимость сырья возрастает», — отмечает Валерий Мирзин, гендиректор компании «Николь-Пак» (занимает десятое место по производству тарного картона). Эта компания выпустила пробную партию такого сырья.

В мае тонна сырья в ЕС стоила 58 тыс. руб., а с учетом доставки через Китай — 140 тыс. руб., говорит Бирюков. Стоимость российского сырья он оценивает в 100 тыс. руб. за тонну. По словам Зайцевой, она может доходить до 160 тыс. руб.

В России на четверть сократят выпуск упаковочного картона
Бизнес
Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Сырье может быть дешевле, если крупнейшие в России производители целлюлозы — Архангельский ЦБК, группа «Илим» и «Монди СЛПК» — наладят выпуск флафф-целлюлозы, полагает Зайцева. Но на переоборудование требуется более €120 млн (на одну установку) и не менее четырех лет работы — от проектирования до пуска, говорит источник в компании-производителе целлюлозы. По его словам, в условиях санкций это нельзя реализовать. У группы «Илим» нет возможности для выпуска флафф-целлюлозы, говорят в ее пресс-службе. РБК направил запросы в Архангельский ЦБК и «Монди СЛПК».

«Фламинго» в целях обеспечения себя сырьем в полном объеме приобрела первую линию для переработки листовой целлюлозы. В августе планируют приобрести вторую, говорит Волокитин. Стоимость каждой линии — €350 тыс. Две линии будут перерабатывать 500 т сырья в кипах в месяц, затем из него будут делать 10 млн подгузников. «Драйлок» закупает сырье для производства своих товаров, говорит ее представитель, не называя поставщика. В планы компании не входит покупка оборудования для производства флафф-целлюлозы.

Кто в России выпускает прокладки и памперсы

По собственным оценкам, на «Драйлок текнолоджиз» (выручка — до 20 млрд руб. в год) приходится 25% рынка по производству прокладок и подгузников. Основную часть портфеля заказов компании составляло производство продукции под марками торговых сетей «Ашан», «Магнит», «Перекресток», «О'кей» и других.

Завод шведской компании Essity в России производит 10 млн подгузников Tena Original и 30 млн прокладок Libresse в месяц, сообщал Минпромторг. Essity также выпустила продукцию на российской флафф-целлюлозе, говорит Бирюков. В пресс-службе Essity не стали это комментировать.

Еще два крупных производства прокладок и памперсов — у польской корпорации TZMO Group (бренд «Белла») в Егорьевском городском округе и «Хайдженик» (Ola и Silk) в Московской области, говорит Бирюков. По данным «АУРА-Тех», обе компании также протестировали российскую флафф-целлюлозу. РБК направил запросы в их пресс-службы.

Американская компания P&G в 2005 году запустила производство подгузников Pampers на заводе в Тульской области. Проектная мощность двух линий составляла 1 млн подгузников в сутки. В 2012 году на этом заводе заработала четвертая линия по производству подгузников мощностью 500 млн штук в год, а в 2020 году компания открыла линию по выпуску женских прокладок под брендом Discreet. В пресс-службе P&G отказались от комментариев.

Как снизить затраты на производство

Целлюлоза занимает около 50% себестоимости подгузника и прокладки, снизить стоимость затрат на их производство можно за счет компенсации удорожания сырья, считает Зайцева. В пресс-службе Минпромторга сообщили, что прорабатывают такую меру поддержки.

При переходе на российскую целлюлозу уровень локализации составит около 70–80%, говорит Зайцева. Но импортными остаются резинки, липучки, суперабсорбент и клей. В конце марта производители решили заменить эти комплектующие из Европы на продукцию из Китая и других дружественных стран, говорит Волокитин. Из-за увеличения стоимости доставки, по его оценке, цена отдельных видов составляющих выросла до 70%, себестоимость изделий увеличилась на 20–25%.

Замминистра заявил о задаче «не свалиться в базар-вокзал» из-за импорта
Бизнес
Василий Осьмаков

Для того чтобы поддержать отрасль, власти могли бы предоставить субсидии на компенсацию затрат на оборудование, считает Волокитин. Если отрасль не получит господдержки, российские производители могут проиграть конкуренцию с товарами из Турции и Китая, продолжает Зайцева. В пресс-службе Фонда развития предпринимательства сообщили, что прямых субсидий для производителей санитарно-гигиенических средств в течение последнего года не предоставлялось. РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Ритейл"