Между Росавиацией и «Саратовскими авиалиниями» было уже несколько публичных споров. Например, в апреле глава Росавиации Александр Нерадько обвинял авиакомпанию в безответственности, из-за того что, подав заявку на снятие ограничений, компания в нее вписала имена пилотов, погибших в февральской катастрофе. В апреле же Росавиация обвинила руководство перевозчика в безответственном отношении к безопасности полетов. В итоге ведомство предложило руководству добровольно прекратить работу авиакомпании и «сосредоточиться исключительно на аэропортовой деятельности». «Саратовским авиалиниям» принадлежит единственный аэропорт в Саратове.
Недостатки, влияющие на уровень безопасности полетов, которые выявила Росавиация, «в настоящий момент устраняются авиакомпанией», сообщила РБК представитель Минтранса. При необходимости специалисты авиационных властей готовы оказывать консультационную помощь перевозчику в этом вопросе, добавил он. По его словам, «для анализа ситуации» в ближайшее время в Минтрансе состоится совещание с участием заинтересованных сторон.
Смена вывески
После авиакатастрофы «Саратовские авиалинии» заявили о смене бренда. 12 апреля в интервью ТАСС гендиректор авиакомпании Игорь Натыкан сообщил, что компания будет работать под маркой «Иволга». Авиакомпания «Сибирь» после авиакатастрофы в 2006 году также сменила бренд, которым пользовалась 14 лет, на S7.
Шантаж аэропортом
Вслед за заявлением о прекращении деятельности руководство «Саратовских авиалиний» предупредило, что может закрыть аэропорт Саратова. Первый заместитель гендиректора авиаперевозчика Михаил Герасименко сказал агентству ТАСС, что без авиационного бизнеса у предприятия не будет денежных средств для поддержания аэропорта, поэтому он будет закрыт. Однако правительство Саратовской области «приложит все усилия, чтобы избежать закрытия», сказал РБК замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин. По его словам, в крайнем случае могут быть запущены автобусы до аэропорта Курумоч в Самарской области (около 450 км от Саратова).
Аэропорт Саратова
(Фото: Сергей Лаврентьев / Лори)
Аэропорт Саратов-Центральный расположен в Кировском районе города. Его пассажиропоток за 2017 год увеличился на 11,1%, до 481,5 тыс. человек. Он может принимать небольшие самолеты типа Як-40, Як-42, Bombardier CRJ 100/200, Embraer ERJ-145, Embraer E-190, Sukhoi Superjet 100, а также вертолеты всех типов.
Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин отметил, что в 2017 году у авиакомпании значительно снизилась операционная рентабельность, денег хватило только на покрытие операционных расходов и лизинг. «Снижение рентабельности было свойственно многим авиакомпаниям в 2017 году: с одной стороны, выручка растет из-за роста объема перевозок, с другой — ее ограничивает сильная ценовая конкуренция на рынке», добавил он. По данным системы СПАРК, выручка «Саратовских авиалиний» в 2017 году возросла на 51%, до 5,73 млрд руб., а чистая прибыль сократилась на 18,7%, до 123,4 млн руб.
Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что заявление «Саратовских авиалиний» о возможном закрытии аэропорта «сродни шантажу». По его словам, аэропортовая деятельность прибыльная, в том числе в Саратове. А в случае ухода «Саратовских авиалиний», которые получают более выгодные условия от этого аэропорта, компанию заменят другие перевозчики, что может привести к увеличению числа рейсов и, соответственно, к росту денежного потока, предположил он.
С ним согласился источник в профильном ведомстве: это попытка давления. Но уже в следующем году такого рычага у руководства авиакомпании не будет, потому что в Саратове откроют новый аэропорт, в 50 км от города, добавил собеседник РБК. Строительство инфраструктуры финансируется за счет федерального и регионального бюджетов (9,6 млрд руб.), а за аэровокзальный комплекс отвечает компания «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга (7,7 млрд руб.). Его пропускная способность должна составить 1 млн человек в год.
Замена для Саратова
У «Саратовских авиалиний» 31 уникальный маршрут, по которым не летает больше ни одна компания, подсчитали в билетном агентстве OneTwoTrip. В основном это региональные направления в обход Москвы.
«В случае остановки деятельности большая часть этих направлений должна заинтересовать другие авиакомпании, имеющие аналогичный по вместимости воздушный флот», — считает директор авианаправления OneTwoTrip Леонид Рябоштан. Роман Гусаров также уверен, что в случае ухода «Саратовских авиалиний» их место быстро займут другие игроки. Министерство сейчас ведет переговоры с другими авиаперевозчиками, приглашая их к сотрудничеству, а также с Росавиацией, рассказал Балакин.
Часть маршрутов «Саратовских авиалиний» уже заместили другие авиакомпании, после того как Росавиация запретила эксплуатацию самолетов Ан-148. Например, из Кирова в Москву начал летать «Руслайн», а из Орска в Москву — «Нордавиа». В этих авиакомпаниях пока не ответили на запросы РБК. А представители аэропортов Емельяново (Красноярск) и Минеральные воды сказали РБК, что «Саратовские авиалинии» не предупреждали их о прекращении полетов.
По итогам 2017 года «Саратовские авиалинии», которые принадлежат Аркадию Евстафьеву, выпускнику высшей академии КГБ СССР, перевезли более 796 тыс. человек, по этому показателю компания занимает 19-е место среди российских перевозчиков. «Региональных перевозчиков будет становиться все меньше, и останутся те, у кого есть невыгодные для крупных авиакомпаний маршруты», — отметил аналитик «Атон» Михаил Ганелин. Вместе с тем предложение Минтранса об обнулении НДС на маршрутах в обход Москвы может поддержать региональные авиакомпании, добавил он. Именно в этой нише такие крупные игроки, как «Аэрофлот», не смогут конкурировать с региональными компаниями, поскольку у них разные бизнес-модели, считает эксперт. Представитель «Аэрофлота» не ответил на запрос РБК.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что уход любого участника рынка ведет к сокращению конкуренции и негативно отражается на клиентах. Однако и «Саратовские авиалинии», и «ВИМ-Авиа», которая прекратила полеты в октябре 2017 года, были небольшими компаниями, и их пассажиропоток распределится не в пользу какого-то одного игрока, а между несколькими, считает эксперт. По его словам, сейчас региональные маршруты активно развивают S7, «Руслайн», «ИрАэро» и другие перевозчики, которые конкурируют между собой. Более того, на некоторых региональных направлениях есть еще и сильная конкуренция с другими видами транспорта, отметил Пантелеев.