Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Майский указ застрял во льдах: как найти 80 млн т грузов для Севморпути

Минприроды указало на риски срыва реализации указа Владимира Путина об увеличении грузооборота по Северному морскому пути к 2024 году до 80 млн т в год. По расчетам ведомства, объем грузов к этому сроку достигнет лишь 52 млн т
Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС

По подсчетам Минприроды, к 2024 году по Северному морскому пути (СМП) объем транспортировки грузов составит 52 млн т в год, следует из презентации ведомства к совещанию министра с властями девяти арктических регионов от 25 декабря (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил сотрудник ведомства). Речь идет о перевозке СПГ, нефти и конденсата с добычных проектов, чья реализация гарантирована на 80–90%, говорится в документе. Это оптимистичный сценарий, составленный на основе планов компаний и экспертных оценок.

Но в майском указе Владимира Путина — цель повысить к 2024 году грузооборот СМП до 80 млн т в год.

На чем основаны расчеты Минприроды

Директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущев, представляя концепцию, говорил, что согласно планам компаний-недропользователей к 2024 году основная грузовая база СМП будет формироваться за счет проектов НОВАТЭКа: «Ямал СПГ» (запущен в декабре 2018 года) и «Арктик СПГ-2» (будет запущен в 2022 году) — до 40 млн т СПГ. Добыча конденсата и нефти была оценена в 9,2 млн т (нефть Новопортовского месторождения «Газпром нефти» — 7,5 млн т и 1,7 млн т конденсата с СПГ-проектов), грузопоток твердых полезных ископаемых из Норильского района и грузов для обеспечения месторождений оценивается в 3,2 млн т (всего 52,4 млн т).

Минприроды оценивает вероятность выполнения заявленных планов других потенциальных грузоотправителей в Арктике в 20%. В их числе «Востокуголь» Дмитрия Босова, который намеревался выйти на добычу 30 млн т угля к 2024 году на таймырских месторождениях, и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова, собиравшийся получать не менее 7 млн т нефти к 2023 году с Пайяхского месторождения.

Источник РБК в Минприроды утверждает, что на декабрьском совещании Роснедра раскритиковали проекты по освоению месторождений «Востокугля» на Таймыре, а также объем нефтедобычи Пайяхи.

Основные расчеты по объему грузооборота Севморпути к 2024 году представлял Минтранс, на их основе был составлен указ Путина, отметил собеседник РБК в Минприроды. Минтранс наряду с Минприроды и «Росатомом» является главной ответственной структурой за выполнение планов, рассказал чиновник. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минэнерго, Минпромторгу, Минтрансу и губернаторам арктических регионов подготовить проект «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики» к 11 марта.

Пресс-секретарь Минприроды Наталья Хлопунова сообщила РБК, что «на совещании действительно были названы доказанные запасы полезных ископаемых, которые будут добывать к этому сроку и перевозить по СМП в объеме 52 млн т». Но другие проекты, где пока утверждены только ресурсы, никто не закрывал и от их реализации не отказывался, добавила она. Кроме того, по ее словам, есть вероятность присоединения к грузам СМП объемов из других регионов России, включая Центральный округ, Урал, что позволит выполнить указ президента.

Майский указ застрял во льдах: как найти 80 млн т грузов для Севморпути

Более половины грузопотока СМП, который согласно указу президента к 2024 году составит 80 млн т в год, может быть обеспечено грузами с проектов компании НОВАТЭК, сообщил РБК ее представитель. Представитель «Востокугля» от комментариев отказался. Представитель «Нефтегазхолдинга» оценил в 5 млн т плановый уровень добычи нефти на Пайяхе к 2024 году, а при наличии господдержки — в 10 млн т в год. Подтвержденные извлекаемые запасы нефти на Пайяхе на сегодняшний день составляют 163 млн т, а по итогам программы бурения 2018 года компания готовит материалы для защиты запасов нефти в размере 600 млн т, сказал он РБК.

«Росатом» ранее признавал, что цель в 80 млн т грузовых перевозок по Северному морскому пути к 2024 году может быть не выполнена. О рисках невыполнения задач по развитию грузопотока на СМП, поставленных в майском указе президента, сообщал и помощник президента Андрей Белоусов в письме вице-премьеру Максиму Акимову от 30 ноября.

Как выполнить указ президента​

Председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев, говоря в конце декабря о перспективах развития арктической зоны, заявил, что видит единственный выход не допустить срыва майского указа президента — он заключается в изменении границ СМП.

Федеральным законом № 132 от 2012 года границами СМП считаются Карские Ворота и Берингов пролив. Но по постановлению от 1936 года они шире и захватывают Мурманск, Баренцево и Печорское моря. Таким образом, выполнение указа президента и обеспечение перевозки 80 млн т грузов будут более реалистичными, если вернуться к первоначальным границам СМП, считает Григорьев. Включение в СМП Печорского моря и Мурманска, по его словам, гарантированно даст 20 млн т грузов — это действующие проекты добычи нефти на платформе «Приразломная» «Газпром нефти» (добыча 2,64 млн т в год в 2018 году), перевалки на терминале «Варандей» ЛУКОЙЛа (проектная мощность 12 млн т нефти в год) и добычи железной руды Ковдорским ГОКом (входит в «Еврохим» Андрея Мельниченко).

В качестве основных проблем развития СМП Михаил Григорьев отметил отсутствие инфраструктуры и регулярной грузовой базы на всем протяжении маршрута. Контейнеровоз датской компании Maersk, в августе—сентябре проходивший по маршруту, даже не смог загрузиться рыбой, потому что в порту не хватало рефрозеток, отметил он.

В чем выгода СМП

СМП позволит НОВАТЭКу значительно снизить стоимость транспортировки СПГ, который зимой доставляется через Суэцкий канал, говорил ранее председатель правления компании Леонид Михельсон. Кроме того, за счет него сократится срок поставки газа в Азию с 36 до 19 дней, а затраты — с $2,49 до $1,65 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU).

Совокупный объем инвестиций в проекты развития минерально-сырьевой базы и логистического потенциала Арктики до 2050 года оценивается в 13,5 трлн руб., 5,5 трлн руб. из которых должно быть освоено к 2024 году. Причем из бюджета, как ожидается, будет выделено всего 830 млн руб., говорится в материалах Минприроды.

Согласно графику в презентации, если все спорные проекты по добыче нефти и угля и транспортировке леса будут реализованы, грузооборот СМП можно будет увеличить с 18 млн т в год в 2018 году до 155 млн т в год к 2042 году. Сейчас в летний период по СМП идут грузы «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Норникеля». В перспективе должно быть построено не менее трех ледоколов «Лидер», газовозы и танкеры для нужд НОВАТЭКа и «Роснефти» для транспортировки газа и нефти по СМП.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
В Москве пенсионерка погибла после наезда на нее двух автомобилей Общество, 15:04
Bloomberg сообщил о влиянии на Макрона попыток «застать врасплох» Путина Политика, 14:57
Росгвардеец застрелил работника «Почты России» из-за давней неприязни Общество, 14:53
Заканчивается эра токсичной продуктивности. Как теперь строить карьеру Pro, 14:52
КХЛ назвала лучших игроков полуфинальных серий Кубка Гагарина Спорт, 14:47
Москвичка пожаловалась в полицию на пропажу десяти брендовых сумок Общество, 14:43
Дуров дал интервью Такеру Карлсону Технологии и медиа, 14:41
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Толчок в спину трамвая». Тест-драйв GAC GS3 из Китая Авто, 14:38
Рогов сообщил о покушении на депутата в Запорожской области Политика, 14:37
Суд арестовал мужчину за фиктивную регистрацию фигурантов дела «Крокуса» Общество, 14:32
Риелторы сообщили об удвоении предложения элитного жилья в Москве Недвижимость, 14:31
Мосбиржа впервые раскрыла долю IPO-акций в портфелях частных инвесторов Финансы, 14:30
«Зенит» устроит «Шашлык фест» перед матчем со «Спартаком» Спорт, 14:27
Рассылка ушла с ошибкой. Как обратить ситуацию в свою пользу Pro, 14:21