Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Лисин предложил РЖД вернуть старый способ перевозить контейнеры

Владелец ПГК Владимир Лисин предложил увеличить погрузку на сети РЖД за счет перевозки контейнеров в полувагонах, а не только на фитинговых платформах. Эту идею поддержал глава госмонополии Олег Белозеров
Фото: Анастасия Диева / ТАСС
Фото: Анастасия Диева / ТАСС

Основной владелец Первой грузовой компании (ПГК) Владимир Лисин предложил перевозить контейнеры в полувагонах, а не только на фитинговых платформах, чтобы решить проблему порожних вагонов и повысить погрузку на сети РЖД. Об этом он заявил на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), посвященном национальному плану восстановления экономики. Совещание состоялось в онлайн-режиме в четверг, 11 июня.

По словам Лисина, сейчас профицит полувагонов в России достигает 100 тыс. из более 500 тыс. (около 20%). «То есть создали профицит, сильный причем. <...> Мы посмотрели внимательно и подумали, где еще можно использовать [эти простаивающие вагоны]. Оказывается, у нас еще до сих пор старая норма существует, придуманная, наверное, когда-то в чьих-то интересах, о том, что контейнеры можно возить только на фитинговых платформах. Есть предложение вовлечь сейчас полувагоны [для перевозки контейнеров]», — сказал он.

РЖД в декабре 2014 года запретили перевозки контейнеров в полувагонах, сославшись на то, что способы размещения и крепления груза не обеспечивают сохранность вагонов и контейнеров. С тех пор контейнеры можно перевозить только на фитинговых платформах (от англ. fitting и fit — прилаживать, монтировать, собирать; специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами, которые входят в замок контейнера).

Какие аргументы приводили операторы

Железнодорожные операторы были против ограничений, отмечая значительно более низкие ставки на аренду полувагонов по сравнению с фитинговыми платформами. Первый заместитель гендиректора Новой перевозочной компании Вячеслав Станиславский в ноябре 2019 года говорил газете «Гудок», что при организации контейнерных перевозок в полувагонах улучшится логистика на напряженных направлениях, в том числе на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб), где не хватает пропускных мощностей для вывоза угля в порты Дальнего Востока. В этом случае снизится потребность в порожних платформах для перевозки крупнотоннажных контейнеров, а за счет этого высвободится дефицитный подвижной состав на других направлениях, указывал он. Но ограничение на перевозки контейнеров в полувагонах до сих пор сохраняется.

На заседании у Белоусова гендиректор РЖД Олег Белозеров поддержал идею Лисина. «Это действительно интересное предложение, антикризисная мера хорошая», — сказал он. Прогноз РЖД на 2020 год, подготовленный в конце апреля, предполагает, что погрузка компании из-за коронавируса снизится на 4,8%, хотя изначально закладывался рост 2,9%.

Дефицит инвестпрограммы РЖД превысил ₽600 млрд
Бизнес
Фото:Гавриил Григоров / ТАСС


После выступления Белозерова Белоусов, возглавляющий совет директоров РЖД, обещал поручить Минтрансу рассмотреть просьбы владельца ПГК и проработать этот вопрос.

Среди крупнейших владельцев фитинговых платформ — «Трансконтейнер», контроль над которым РЖД продали группе «Дело» Сергея Шишкарева в конце 2019 года, и группа FESCO Зиявудина Магомедова и партнеров. РБК направил запросы представителям «Трансконтейнера» и FESCO.

Основные владельцы полувагонов в России, помимо ПГК, — Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), Globaltrans (крупнейшие акционеры — Андрей Филатов, Никита Мишин и Константин Николаев), «Нефтетранссервис» Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда, а также «Модум-Транс» Дмитрия Артякова и Андрея Бокарева.

Учитывая масштаб профицита полувагонов, разрешение перевозок контейнеров в них проблемы избыточного парка не решит, считает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Но это может быть интересно некоторым грузоотправителям и операторам полувагонов, так как ставки аренды и доходность полувагонов в 1,8 раза ниже, чем фитинговых платформ, причем для обратной загрузки в направлении с Дальнего Востока в центральные регионы разница может быть еще больше, указывает он.

По словам Бурмистрова, контейнеры закрепляются в полувагонах достаточно безопасно. «Но перспективы роста контейнерных перевозок связаны в первую очередь с контейнерными поездами и маршрутными отправками, а здесь полувагоны неконкурентоспособны», — предупреждает он.

Представитель Группы компаний «Дело» рассказал РБК, что технология перевозки контейнеров вагона противоречит ГОСТу и повышает стоимость транспортировки. «Прежде всего, перевозка контейнеров в полувагонах противоречит отраслевым нормам безопасности, в частности, изданному в 2008 году ГОСТу, посвященному перегрузке и креплению контейнеров. Документ не предусматривает перевозку в полувагонах, так как этот подвижной состав не дает возможности обеспечить надежное крепление контейнеров», — пояснил собеседник РБК. Он рассказал, что на испытаниях этого способа перевозки, которые проводились в 2014 году, были повреждены и полувагоны, и контейнеры.

При погрузке контейнера в полувагон нужно использовать дополнительные распорные брусья и стойки, чтобы обеспечить закрепление контейнера. Все это повышает время обработки контейнера в порту. «Так, для выгрузки/ погрузки контейнера в порту на полувагон требуется минимум в два-три раза больше времени, чем при работе с фитинговыми платформами, поскольку контейнер в вагоне необходимо закрепить, установив между ним и стенками вагона брусья. Цикл выгрузки увеличивается до десяти минут, погрузки — примерно до 25 минут против стандартных четырех минут обработки одной фитинговой платформы», — уточнил представитель компании.

«Это влечет за собой также дополнительные расходы на персонал, поскольку процедура не автоматизирована, кроме того, повышается риск травматизма — крепежные материалы в полувагонах устанавливаются вручную», — пояснил он. В порту для погрузки контейнера в полувагон нужно использовать только козловые краны, а при работе с фитинговыми платформами можно обойтись ричстакерами.

«Работа козлового крана накладывает дополнительные требования по расстановке вагонов, что осложняет процесс подачи и уборки вагонов силами ж/д станции и создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру портов, снижая эффективность ее использования. Кроме того, не все пути терминалов оборудованы козловыми кранами, соответственно, использование ричстакера становится единственным способом осуществления погрузо-разгрузочных работ в этом случае», — заключили в ГК «Дело».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Премьер Молдавии пообещал назвать себя румыном Политика, 20:17
МИД заявил об отсутствии намерения «перетряхивать» отношения с Аргентиной Политика, 20:12
Канье Уэст стал подозреваемым в деле об избиении Общество, 20:00
ПСБ спрогнозировал рекордные дивиденды на ₽3,8 трлн в апреле-июле Инвестиции, 19:54
В Кении разбился вертолет с командующим Силами обороны страны Общество, 19:46
Путин спросил у губернатора Чибиса о его состоянии после нападения Политика, 19:35
Аксенов заявил о задержании в Крыму всех диверсионных групп Политика, 19:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:26
Биткоин вырос до $64 тыс. накануне халвинга Крипто, 19:24
«Металлург» забил в концовке и выиграл первый матч финала Кубка Гагарина Спорт, 19:18
СБУ заявила о задержании поляка за подготовку покушения на Зеленского Политика, 19:11
Экспорт швейцарских часов упал из-за обвала спроса в Китае Бизнес, 19:05
Пловчиха Юлия Ефимова назвала необходимым ехать на Олимпиаду в Париж Спорт, 19:03
МТС Банк запланировал привлечь ₽10-12 млрд в ходе IPO на Мосбирже Инвестиции, 18:59