Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Прокуратура начала проверку после захвата в заложники шестерых детей Общество, 00:58 «Зенит» потерял шансы на выход в 1/8 финала Лиги чемпионов Спорт, 00:52 Дзюба установил рекорд по голам в Лиге чемпионов среди россиян Спорт, 00:29 Макрон объявил о поэтапном снятии ограничений из-за COVID-19 во Франции Общество, 00:25 Пять причин отправиться за покупками в финский универмаг «Стокманн» «РБК Стиль» и «Стокманн», 00:11 Еще один район Нагорного Карабаха перешел под контроль Азербайджана Политика, 00:08 Самолет из Петербурга в Москву задержали из-за драки двух пассажиров Общество, 24 ноя, 23:52 Трамп отказался отвечать на вопросы журналистов о результатах выборов Политика, 24 ноя, 23:22 В Москве за сутки умерли 75 пациентов с COVID-19 Общество, 24 ноя, 23:02 Эрдоган и Путин обсудили центр мониторинга перемирия в Нагорном Карабахе Политика, 24 ноя, 22:55 Байден пообещал бросить вызов соперникам США на посту президента Политика, 24 ноя, 22:49 «Краснодар» потерял шансы на выход в 1/8 финала ЛЧ Спорт, 24 ноя, 22:45 Бейонсе стала лидером по числу номинаций на Grammy Общество, 24 ноя, 22:36 Умерла автор советского учебника по английскому языку Наталья Бонк Общество, 24 ноя, 22:00
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
Возвращение Крыма ,  
0 

Табачный магнат Иван Саввиди станет крупнейшим ретейлером в Крыму

Владелец «Донского табака» Иван Саввиди с партнером разворачивают продуктовую сеть «Ассорти» в Крыму. До конца лета они собираются открыть почти 60 магазинов в регионе
Основатель холдинга «Агроком» Иван Саввиди
Основатель холдинга «Агроком» Иван Саввиди (Фото: РИА Новости)

​Миллионы в Крым

Ростовская ГК «Миллениум», владеющая сетью магазинов «Ассорти», собирается расширить свое присутствие в Крыму, рассказал РБК совладелец компании Михаил Сичинава. По его словам, до конца лета «Миллениум» вложит около 250 млн руб. заемных средств в открытие одного гипермаркета в Севастополе и шести супермаркетов — по два в Севастополе и Ялте, по одному в Алуште и Симферополе. Кроме них, компания собирается открыть в регионе 50 малоформатных магазинов «Ассорти-Экспресс» площадью до 200 кв. м. Экспансию в Крым «Ассорти» начала еще в прошлом году: компания открыла семь супермаркетов в Симферополе, вложив в них 120 млн руб.

Своим партнером в этом проекте Сичинава называет основателя холдинга «Агроком» бизнесмена греческого происхождения Ивана Саввиди. По словам Сичинавы, ГК «Милениум» контролируется его семьей и структурами Саввиди на паритетных началах. Саввиди в недавнем интервью газете «Коммерсантъ-Ростов-на-Дону» подтверждал, что его компания участвует в развитии в Крыму сети магазинов «Ассорти». На персональном сайте Саввиди «Миллениум» перечислена в числе активов «Агрокома». Связаться с самим бизнесменом вчера не удалось, а представитель «Агрокома» уточнил лишь, что ГК «Миллениум» входит в число партнеров холдинга.

Группа «Агроком» была создана в Ростове-на-Дону в 2004 году. В холдинг, по собственным данным, входит более 40 предприятий, крупнейшие из которых — компания «Донской табак» (входит в пятерку крупнейших производителей сигарет в России), мясной бизнес-комплекс — ГК «Тавр», тепличный и рыбоводческий комплексы, завод по производству упаковки для пищевой продукции, завод по производству бутилированной воды «Аква-Дон» и др. По версии журнала Forbes, «Агроком» входит в список 200 крупнейших компаний России. Выручка группы в 2013 году составила 45,1 млрд руб.

Пальма первенства

Пока «Ассорти» — единственная российская торговая сеть, которая зашла на полуостров после референдума о его вхождении в состав России, говорит глава созданной в 2011 году ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев. Главная проблема, которая отпугивает российских ретейлеров, — не санкции, а сложная логистика, считает он.

Сейчас 70% продуктов, которые продаются в уже открытых магазинах «Ассорти» в Крыму, доставляется из России, 30% закупается у местных производителей, рассказывает Сичинава. Больше половины продукции, по его словам, доставляется автомобилями на пароме, остальное — в контейнерах на баржах. Обратно они идут уже с крымской продукцией. «Мы привозим с полуострова в наши российские магазины овощи, фрукты, птицу, рыбу, вина», — говорит Сичинава.

Паромное сообщение очевидно имеет ограничения по пропускной способности, что затрудняет построение эффективной логистики с российскими производителями и не гарантирует высокой надежности, в том числе из-за погодных условий, говорит старший аналитик Райффазенбанка Наталья Колупаева.

Помимо известных проблем на Керченской переправе крупные торговые сети отпугивают политические риски, связанные с работой на территории с сомнительным, с международной точки зрения, статусом, отмечает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. Иностранные инвесторы Х5, «Магнита», «Дикси» вряд ли оценят, если компании попытаются развернуть работу в Крыму, говорит он. «Крым — это бедный стагнирующий регион с населением 1,5 млн человек, — рассуждает эксперт. — В России есть гораздо более привлекательные места с точки зрения развития ретейла». Из-за санкций и неопределенного статуса региона крупные компании, включая иностранные, не будут спешить в регион, соглашается Колупаева.

Рынки и ларьки

Около 40% продуктового рынка в Крыму контролируют сетевые магазины, по 30% у малой розницы (несетевых магазинов и ларьков) и рынков, говорит Макеев. Практически все оставшиеся в Крыму сети — украинские. Иностранные ретейлеры представлены одним гипермаркетом Auchan и двумя магазинами Metro. Самые крупные игроки — украинские сети АТБ (64 магазина) и «Фуршет» (16 магазинов).

Украинские ретейлеры не спешат уходить из региона. «Из-за сложностей с логистикой и падения рубля наценка на продукты в Крыму выросла вдвое, — утверждает Макеев. — Украинские сети не хотят терять прибыль и пока остаются». Поставки продуктов с Украины сейчас обеспечивают, по его данным, 60% рынка продовольствия в Крыму, остальное приходится на Россию и Турцию. Фрукты, овощи, молочную продукцию регион производит сам.

По словам Ланецкого, место для появления новых сетей в регионе есть, но вероятность того, что крупные сети в ближайшие несколько лет придут в регион, очень мала. В отсутствие острой конкуренции проект в Крыму окупится за 4–5 лет, надеется Сичинава. По его словам, компания сделает ставку на экономичный формат и для открытия новых точек будет брать помещения в аренду.

«Раньше «Миллениум» сотрудничал с «Агрокомом» только в качестве дистрибьютора продукции, выпускаемой предприятиями холдинга Саввиди — колбасных изделий, питьевой воды, табака. По словам Сичинавы, всего в группу входит около 500 магазинов. Выручка компании в 2014 году составила около 8,5 млрд руб.