Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Бывший завод Nissan в Петербурге вернулся в госсобственность

Почему потребовалась смена владельца
Бывший завод Nissan в Петербурге вернулся в госсобственность
Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге, который в 2023 году был передан АвтоВАЗу, вновь вернулся в собственность государства. По данным РБК, он будет оформлен в собственность госинститута
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге («Автозавод Санкт-Петербург»), которым с 2023 года владел АвтоВАЗ, «вернулся государству». Об этом на конференции аналитического агентства «Автостат» сообщил вице-президент по продажам и маркетингу автопроизводителя Дмитрий Костромин.

«Санкт-Петербург», который пришел к нам в конце 2022 года, в 2023-м, сейчас, насколько вы знаете, мы его обратно отдали государству. Теперь это самостоятельная единица заводская», — сообщил он.

По данным источника РБК, близкого к российскому производителю, завод вернулся в собственность государственного автомобильного и автомоторного института НАМИ (подведомственен Минпромторгу). НАМИ же в 2022 году и выкупил завод у Nissan за символическую цену с опционом обратного выкупа в течение шести лет, сообщал Минпромторг.

Три собеседника РБК на авторынке отмечают, что смена собственника завода необходима для ухода от санкционных рисков. АвтоВАЗ «с новым китайским партнером Chery готовит завод к перезапуску», говорит один из собеседников. Он отметил, что в дальнейшем завод или останется в госсобственности и на площадке организуют контрактную сборку для Chery, или же НАМИ передаст завод китайской стороне в оперативное управление.

РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга. Представители НАМИ, АвтоВАЗа и самого завода отказались от комментариев.

X-cross

АвтоВАЗу актив (99% долей завода) перешел в феврале 2023 года. В июне на заводе началась сборка автомобилей под брендом LADA X-cross 5 (ребрендинговый китайский FAW Bestune T77). Запустить продажи производитель обещал к концу 2023 года, но это так и не состоялось.

В начале 2024 года президент АвтоВАЗа Максим Соколов сообщил, что всего было собрано 170 автомобилей: «Они разошлись по корпоративным клиентам, я парочку взял себе, передвигаюсь по Тольятти».

В конце января «Автозавод Санкт-Петербург» представил новый бренд будущих автомобилей, которые планируют собирать на площадке — XCITE. Отмечалось, что завод перезапустят «в сотрудничестве с международными партнерами». Старт продаж намечен на весну 2024 года, отмечал представитель завода. Дмитрий Костромин на конференции «Автостата» в среду уточнил, что модель X-cross 5 «находится в дальнейшей проработке».

Что происходит с производством АвтоВАЗа

Кроме бывшего завода Nissan в контур АвтоВАЗа входят заводы в Тольятти и Ижевске. На последний в 2023-м было перенесено производство флагманской Vesta (перенос из Тольятти объяснялся планами значительно расширить выпуск этой модели). «На этой неделе мы возобновили выпуск Lada Vesta в долгожданной модификации с практически новым двигателем 1,8 л и АКПП. А в целом нашим советом директоров поставлена задача выпустить 500 тыс. автомобилей в 2024 году», — напомнил президент АвтоВАЗа Максим Соколов в среду в своем выступлении на пленарной сессии Дня промышленности на ВДНХ.

АвтоВАЗ сообщил о планах продавать машины под новым брендом
Бизнес
Фото:Игорь Агеенко / РИА Новости

В мае этого года ожидается запуск производства восстановленных модификаций Lada Largus с двигателем внутреннего сгорания, а также запуск серийного производства электрических e-Largus в Ижевске. В сентябре в Тольятти начнут выпуск удлиненных Vesta под брендом Lada Aura (автомобиль уже окрестили машиной для российских чиновников). В 2025 году компания рассчитывает вывести на рынок автомобиль нового поколения — преемника «народной» Granta под названием Lada Iska, также сообщил Соколов. В 2026 году АвтоВАЗ презентует новый кроссовер: «Таких кроссоверов 30 лет не выпускал наш автопром. Он будет тоже на новой платформе, следующем шаге развития платформы Vesta».

Что происходит с продажами АвтоВАЗа

После ухода западных автоконцернов (в 2022–2023 годах рынок покинули Renault, Nissan, Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen, Kia и Hyundai) АвтоВАЗ смог нарастить рыночную долю до 35% (по итогам 2023 года). В компании отмечали, что это рекордный показатель за последние два десятилетия. В 2022 году доля составляла 27%, а в 2017–2021 годах держалась на уровне 20–21%. Общие продажи Lada в прошлом году составили 352,6 тыс. машин.

Но одновременно на рынок стали активно выходить китайские автоконцерны, причем как за счет импорта, так и за счет организации сборочных производств на опустевших заводах. На экс-заводе Renault («Москвич») теперь собирают перелицованные автомобили китайской JAC Motors. С этим же производителем на площадке в Елабуге (Татарстан) работает и «Соллерс»: с ноября 2022 года там выпускаются фургоны Sollers Argo и Sollers Atlant. На своей площадке во Владивостоке (бывшее совместное предприятие с Mazda) компания в сентябре 2023 года запустила производство пикапа на базе JAC T6. Около 12 различных китайских моделей в легковом сегменте собираются на мощностях калининградского «Автотора» — BAIC, SWM и KAIYI.

АвтоВАЗ занял треть авторынка после ухода западных брендов
Бизнес
Фото:Александр Демьянчук / ТАСС

В результате по итогам прошлого года на продажи китайских брендов пришелся 51% рынка (по оценке «Автостата»), на российские — 33%. По данным на январь 2024 года, на «китайцев» приходится уже 60% автопродаж в России, отметил в среду на конференции агентства его исполнительный директор Сергей Удалов.

В целом рынок легковых автомобилей в 2023 году вырос на 69%, было продано 1,06 млн новых машин. Более половины продаж пришлось на три марки — LADA, китайская Chery и китайский Haval.

Локализацию китайских брендов в России сдерживает несколько факторов, отмечает Александр Васильев, директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности компании ДРТ (бывшая Deloitte). Во-первых, пока экономически выгоднее сбывать импортные автомобили: «Даже повышение утилизационного сбора (произошло летом 2023 года. — РБК) в текущей конъюнктуре рынка не так драматично повлияло на экономику компаний, чтобы у них в срочном порядке встала задача локализации в России». Но есть и другие причины — это и существенные инвестиции, которые потребуется вложить для разворачивания производства, и условия «приземления» технологий в России. «Кто-то, вероятно, рассматривает и репутационные риски, ограничивая ассортимент авто в связи с их представлением на западных рынках. С другой стороны, в связи с уходом с рынка локализованных игроков встал вопрос о судьбе автозаводов и о возможности их скорейшего перезапуска. На каких-то китайские компании уже привлечены как основные партнеры, на других — уже публично заявлялись аппетиты китайских брендов, вопрос локализации постоянно рассматривается китайскими игроками», говорит Васильев.

На санкционные риски указывает и управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. «Некоторые компании, прямо скажем, не хотят попасть под санкции из-за сотрудничества с Россией». Кроме того, несмотря на то что некоторых китайских автопроизводителей привлекает Россия, наш рынок для них пока не является приоритетным из-за малых по меркам Китая объемов продаж. Когда популярность китайских машин и отношение населения к ним изменится в лучшую сторону, то разговоры о локализации станут более актуальными, отмечает эксперт.

Выборы в местные советы Англии завершились поражением правящей партии

МВД России объявило в розыск Зеленского и Порошенко

В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

На Западе признали, что Россия приспособилась к экономическому давлению извне

НАТО в рамках учений отрабатывает коалиционные действия против России

Появились новые кадры последствий снегопада в Екатеринбурге. Видео

Джинн из бутылки, Apple и будущее Berkshire. Что сказал Баффет акционерам?


Задержанные после сожжения Нового завета извинились на видео

В Госдуме предложили смягчить требования к тонировке передних стекол

В какой банк положить деньги: топ-10 вкладов в мае 2024-го

«Газпром» получил убыток в 2023 году. Будут ли дивиденды?

В России ускорилось снижение цен на вторичное жилье. Таблица городов

«Продавай в мае и уходи». Сработает ли эта биржевая поговорка в 2024 году?

Бывший министр финансов Задорнов рассказал о тромбозе в российской экономике

Синоптики раскрыли причины «языка холода» в России

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
В Воронежской области объявили опасность атаки дронов Политика, 00:37
В Запорожье прозвучали взрывы Политика, 00:31
Власти назвали причину смерти трех пропавших в Мексике серферов Общество, 00:21
В Сумах прозвучал взрыв Политика, 00:16
В России за год открылось рекордное количество универмагов Бизнес, 00:01
Экспорт мазута и нафты из России в апреле упал до антирекорда Бизнес, 00:01
Глава Rheinmetall пообещал передать Украине «сотни тысяч» снарядов Политика, 05 мая, 23:41
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Встречающей военных девочке из ДНР подарили щенка по поручению Путина Политика, 05 мая, 23:36
Спасатели оценили пожар на заводе Diehl фразой «что может гореть, сгорит» Общество, 05 мая, 23:27
В Мадриде прошла акция «Бессмертный полк» Общество, 05 мая, 22:54
В Нигере сообщили о поставках военной техники и гумпомощи из России Политика, 05 мая, 22:46
Какие страны обгоняют Китай по росту закупки досок из России Экономика, 05 мая, 22:40
Андрей Рублев выиграл турнир серии «Мастерс» в Мадриде Спорт, 05 мая, 22:32
В российском МИДе заявили, что Макрон «дышит пещерной русофобией» Политика, 05 мая, 22:14