Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

РЖД внедрят роботов-носильщиков для работы на вокзалах

На вокзалах Московского региона могут появиться роботы-носильщики
РЖД собираются внедрить роботов-носильщиков для перемещения багажа пассажиров весом до 30 кг. Тестирование первых 50 роботов пройдет на московских вокзалах
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

РЖД рассчитывают внедрить роботов-носильщиков для помощи пассажирам с крупногабаритным багажом на вокзалах. Профильные структуры холдинга — дирекция железнодорожных вокзалов и Центр инновационного развития — начали сбор заявок на «лучшее инновационное решение», которое позволит испытать автоматизированных помощников на вокзалах Московской железной дороги, следует из опубликованных документов перевозчика. Создать и протестировать планируется 50 роботов.

Как сообщили РБК в пресс-службе РЖД, объем инвестиций, направленный на реализацию проекта робота-носильщика, будет определен после согласования итогового предложения по разработке и внедрению технологии, а также будет зависеть от стоимости конкретного образца. Это же касается и количества вокзалов, которые будут включены в программу.

Предложения на разработку РЖД рассчитывают собрать до конца декабря.

Что будет делать робот-носильщик

Согласно описанию проекта, робот-носильщик «должен следовать за пользователем», ориентируясь на идущего перед ним человека с помощью датчиков и компьютерного зрения. Благодаря «безлюдной» технологии услугу по перемещению багажа можно будет получать быстрее и дешевле, устройство позволит отказаться от использования человеческого труда, когда вес и объем багажа слишком велики. Пассажиры смогут самостоятельно вызывать робота и оплачивать его работу в мобильном приложении. Ожидается, что максимальная нагрузка устройства должна составлять 30 кг, оно будет самостоятельно заряжаться и возвращаться на «базу».

Минцифры анонсировало битвы роботов с искусственным интеллектом
Технологии и медиа
Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

По состоянию на ноябрь этого года услуги носильщиков на пассажирских станциях РЖД стоят от 320 до 440 руб., а за дополнительные 750 руб. сотрудник может, например, переместить багаж между Ярославским, Ленинградским и Казанским вокзалами, такие данные размещены на сайте холдинга.

С внедрением автоматизированной системы стоимость услуги может снизиться до 100–200 руб., считает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Но, по его мнению, в ближайшие годы робот не сможет заменить человека в этой услуге: «Носильщик выполняет важные функции — например, если речь идет о помощи пожилым людям, то вытащить из багажника автомобиля ручную кладь, погрузить ее на тележку, транспортировать до вагона, взять в руки и разместить в багажном отделении вагона».

По мнению Олега Кивокурцева, директора по развитию Promobot, внедрение роботов-носильщиков на вокзалах позволит сократить затраты РЖД на наем и обучение сотрудников, уменьшит время ожидания пассажиров при погрузке и выгрузке багажа. Стоимость разработки 50 роботов он оценил не менее чем в 60 млн руб.: эти средства пойдут на оплату труда команды специалистов по компьютерному зрению, мехатронике и другим инженерам, а также на создание нескольких прототипов.

Проект предполагает создание сложной системы навигации, которая потребует разработки оптических, ультразвуковых и глобальных систем позиционирования, системы следования за пассажиром. К тому же роботы должны работать и в помещении, и в открытом пространстве. «Стоимость одной единицы может составить от 1 млн руб., и это по оптимистичным оценкам. Если учесть использование сразу трех систем датчиков, включая лазерные лидары, то стоимость может превысить 2 млн руб.», — считает эксперт.

Где еще были роботы в РЖД

В период пандемии COVID-19 РЖД тестировали робота-дезинфектора российского производства стоимостью 300 тыс. руб. для работы на вокзалах Дальнего Востока. Устройство VeDroid Foton было создано инженерами Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета и апробировано в нескольких организациях Якутска.

Робот-дезинфектор должен был проводить ежедневную очистку воздуха при помощи двух рециркуляторов — ультрафиолетовых ламп в металлическом коробе, внизу которых установлен вентилятор. В разработке также использовались технологии 3D-моделирования, распознавания препятствий в режиме онлайн и ряд других решений.

Где используются роботы

Сейчас автономные мобильные роботы (AMR; autonomous mobile robots) и автоматически управляемые тележки (AGV; automatic guided vehicle) используются на транспорте и логистике по всему миру: с их помощью транспортируют и сортируют продукцию на производственных и распределительных объектах. Роботы используют камеры видеонаблюдения, бортовые датчики и карты объектов, интегрированные с программным обеспечением для управления складом, для выполнения различных операций, таких как перемещение сырья и готовых товаров внутри производства.

Отличие между AMR и AGV состоит в том, что первые работают по принципу естественной навигации — это когда устройство «изучает» пространство вокруг, запоминает свое местоположение и планирует путь от одной путевой точки до другой. AGV же перемещается по заранее установленным маршрутам. Если устройство столкнется с препятствием, оно остановится на месте, а AMR способен перестроиться самостоятельно.

Согласно прогнозу консалтинговой компании Grand View Research, в период с 2022 по 2030 год годовой темп роста рынка AMR составит 15,5%, а AGV — 9,7%. Рост рынка объясняется увеличением спроса на автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ в различных отраслях.

Пандемия COVID-19 спровоцировала значительный дефицит рабочей силы и нарушение цепей поставок и логистики в целом из-за введенных ограничений, указывают эксперты Grand View Research. Однако внедрение AMR и AGV помогло некоторым предприятиям продолжать поддерживать работу с минимальным участием сотрудников во время карантина.

Автоматизированные помощники пользуются популярностью и в клиентских сервисах. Так, в 2018 году голландская авиакомпания KLM Royal Dutch Airlines представила робота-носильщика Care-E. Устройство может не только помочь с транспортировкой багажа, но и проводить пассажира до выхода на посадку. Тестирование Care-E проводилось в международных аэропортах Нью-Йорка и Сан-Франциско.

Аналогичная разработка была и у итальянской компании Piaggio, которая создала робота-носильщика Gita — круглого двухколесного грузового робота высотой 66 см с отсеком для вещей. Gita рассчитан на перевозку 18 кг и скорость 35 км/ч, что сопоставимо со скоростью велосипедиста.

AMR в клиентском сервисе в России — проект «Яндекс.Ровер» — полуметровый робот-курьер для перевозки небольших грузов, который вмещает в себя до 20 кг. «Яндекс» начал его разработку летом 2019 года, а затем тестировал устройство в своей штаб-квартире. Робот полностью автономен: сам планирует свой маршрут, объезжает препятствия и пропускает пешеходов и животных. Он способен ездить по городским тротуарам со скоростью около 5 км/ч, работать и летом, и зимой, выполняя заказы в разных погодных условиях.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Кремль выступил за дальнейшие контакты Баку и Еревана Политика, 12:49
DARS разместил второй выпуск облигационного займа Пресс-релиз, 12:47
Песков назвал последствия санкций против российского СПГ для Европы Политика, 12:35
Акции владельца Snapchat взлетели на 27% вопреки убытку в $305 млн Инвестиции, 12:29
BWF продлила отстранение Национальной федерации бадминтона России Спорт, 12:29
Синоптики рассказали о самой теплой апрельской ночи в Москве Общество, 12:25
Совет директоров КХЛ назвал состав участников следующего сезона Спорт, 12:24
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Летевший из Финляндии в Эстонию самолет вернулся обратно из-за помех GPS Общество, 12:22
Кремль ответил на материал Welt о причине отказа Киева от мира в Стамбуле Политика, 12:19
В России снизились цены на «параллельные» машины. Список Авто, 12:18
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис Pro, 12:18
Следователи в Армении завели дело об участии военных в протестах Политика, 12:17
В Москве задержали подростка из-за призывов к пропаганде терроризма Общество, 12:12
Арина Аверина объяснила отказ от участия в Олимпиаде Спорт, 12:03