Перейти к основному контенту
Город ,  
0 
Эксклюзив

Общественный транспорт Москвы нарастил убытки до рекордных ₽46 млрд

Убыток общественного транспорта Москвы в 2021 году вырос почти втрое, до ₽46 млрд
Суммарный чистый убыток московского метро и «Мосгортранса» в 2021 году вырос почти втрое. Дептранс столицы называет такой результат «бумажным» и связанным с «огромным приростом инфраструктуры» за последние годы
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Чистый убыток Московского метрополитена по итогам 2021 года составил 29,5 млрд руб., у «Мосгортранса», который управляет наземным транспортом столицы, — 16,9 млрд руб., указано в их отчетах по РСБУ.

По сравнению с 2020 годом убыток Московского метрополитена вырос в 2,1 раза, «Мосгортранса» — в 5,1 раза.

Оба предприятия — ключевые по перевозке пассажиров в Москве. Их суммарная выручка в 2021 году составила почти 183 млрд руб. (рост на 9,2%). Это рекордные показатели за четыре последних года: в 2018–2021 годах общественный транспорт столицы также был убыточным.

Почему общественный транспорт нарастил убытки

«Основная часть убытков носит «бумажный» характер», — объяснили РБК в пресс-службе дептранса (метрополитен и «Мосгортранс» находятся в его ведении). Убытки метро вызваны «огромным приростом инфраструктуры»: с 2011 года были введены в эксплуатацию четыре новые линии и 100 станций. Вся новая инфраструктура поступает на баланс Московского метрополитена. «Новая линия — это актив с очень высокой стоимостью, появляется большая амортизация», — отметили в пресс-службе.

Сеть метрополитена прирастает новыми километрами линий и станциями каждый год, растут постоянные затраты, не связанные с объемами перевозок (содержание тоннельных сооружений, электроснабжение, водоотведение и т.д.), говорил ранее РБК заместитель директора по развитию городского транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Евгений Алексеев. Поэтому увеличение расходов метрополитена не сопровождается ростом доходов и даже при обычном уровне пассажиропотока метрополитен без субсидий не может быть прибыльным, замечал он.

Другой ключевой причиной убытков, отразившихся в бухгалтерской отчетности Московского метрополитена и «Мосгортранса» за 2020 год (13,9 млрд руб. и 3,3 млрд руб. соответственно), Алексеев называл ограничения из-за пандемии коронавируса и снижение пассажиропотока. Но основной тенденцией 2021 года стало постепенное восстановление пассажиропотока общественного транспорта, сообщала пресс-служба дептранса со ссылкой на вице-мэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова. В прошлом году пассажиропоток метрополитена (с учетом Московского центрального кольца) вырос на 22% по сравнению с 2020 годом и составил почти 2 млрд человек (без учета трамваев). Трафик «Мосгортранса» увеличился на 8% и превысил 750 млн пассажиров.

Проблема большинства государственных унитарных предприятий, к которым относятся Московский метрополитен и «Мосгортранс», в достаточно «раздутой системе управления» и «не совсем прозрачных финансовых потоках», говорит и.о. директора Института экономики и финансов Государственного университета управления Галина Сорокина. Она обратила внимание на то, что в 2021 году управленческие расходы метрополитена выросли на 12,3%, до 9,4 млрд руб.

Общественный транспорт в Москве из-за ситуации с пробками и парковочными местами занимает «почти монопольное положение», поэтому внутренние расходы на транспортные услуги «значительно завышаются», считает Сорокина. «Ограниченное влияние конкуренции оказывает негативное влияние на адекватное формирование сметы и требования к сокращению расходов. В результате на первый план выходит обоснование целесообразности расходов, а не управление финансовыми потоками как таковыми», — указывает она.

Полученные убытки не влияют на платежеспособность предприятий, поскольку включают в себя сумму начисленной амортизации, учтенной в отчете о финансовых результатах «Мосгортранса» и Московского метрополитена, парируют в пресс-службе дептранса. Там подчеркнули, что фактические показатели находятся в пределах, согласованных московскими властями, и позволяют предприятиям выполнять все свои обязательства.

Московское метро лишилось в пандемию ₽26 млрд платежей за перевозки
Бизнес
Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

Другие ключевые предприятия общественного транспорта, обслуживающие Московский регион, закончили 2021 год с чистой прибылью. Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), перевозящая пассажиров в том числе по московским центральным диаметрам, заработала 2,8 млрд руб., «Мострансавто» — 1,3 млрд руб., «Аэроэкспресс» — 799 млн руб., Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТ ППК) — 192 млн руб. По итогам 2020 года все они были убыточными.

МТ ППК получила прибыль «за счет частичного восстановления пассажиропотока после пандемии и благодаря реализованным российским правительством мерам антикризисной поддержки бизнеса», сообщил РБК пресс-секретарь компании Александр Долгих. В 2021 году пассажиры совершили 53,2 млн поездок (рост на 20%) на ее пригородных поездах.

На доходы «Аэроэкспресса» также повлияли восстановление пассажиропотока, оптимизация операционных расходов и увеличение доходов от автобусных перевозок, отметили в пресс-службе компании. Поезда и экспресс-автобусы компании в прошлом году перевезли 8,9 млн пассажиров (рост на 66%). В пресс-службе «Мострансавто» не ответили на вопросы РБК. Представитель ЦППК отказался от комментариев.

Прибыльность городского транспорта — это не цель, заключают в пресс-службе дептранса. «Основная наша задача — это обеспечивать комфорт пассажиров, сохранять рабочие места. Сейчас в метро и «Мосгортрансе» трудятся более 100 тыс. человек, и есть планы по увеличению штата сотрудников», — добавили там.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 21 мая
EUR ЦБ: 98,58 (-0,19)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
Курс доллара на 21 мая
USD ЦБ: 90,65 (-0,33)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
Мосбиржа и ЦБ задумались о создании индекса инсайдеров Инвестиции, 10:26
МЧС выпустило экстренное предупреждение из-за грозы в Москве Общество, 10:24
В Тебризе началась церемония прощания с президентом Ирана Политика, 10:21
НХЛ третий год подряд запретила игрокам привозить Кубок Стэнли в Россию Спорт, 10:20
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 10:19
Акции Whoosh упали на рекомендации совета директоров не платить дивиденды Инвестиции, 10:15
Курс биткоина поднялся выше $71 тыс. Крипто, 10:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как новый тип батарей из Китая может начать революцию в мире смартфонов Pro, 10:03
Росреестр отметил резкий рост спроса на вторичное жилье в Москве Недвижимость, 09:57
Шесть россиян вышли в полуфинал Кубка Стэнли Спорт, 09:45
Работа с мигрантами — сигнал для налоговой. Кому грозят доначисления Pro, 09:40
Глава МИД Германии в пятый раз приехала в Киев Политика, 09:37
К бывшему помощнику экс-депутата Рашкина пришли с обысками Политика, 09:33
Türkiye узнала, что главы МИД не должно было быть на борту с Раиси Политика, 09:26