Арабский франчайзи Carrefour может открыть магазины в России
Из Дубая в Казань
Встреча исполнительного директора дубайской Majid Al Futtaim Retail (MAFR) Франка Витека и премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова состоялась во вторник, 12 мая, сообщила пресс-служба правительства республики. В частности, они обсуждали совместные проекты, связанные со строительством и арендой помещений в сфере торговли и услуг. MAFR рассматривает возможность открытия в Казани своей сети гипермаркетов. «Мы представлены в 13 странах мира и теперь хотим закрепиться в России», — цитирует пресс-служба Витека.
Руководитель пресс-службы президента Татарстана Андрей Кузьмин уточнил РБК, что планы MAFR в деталях не обсуждались. Представители MAFR не ответили на запрос.
Семейная компания Majid Al Futtaim управляет одной из крупнейших на Ближнем Востоке продовольственных сетей — все магазины работают под брендом французской компании Carrefour SA, сотрудничество началось еще в 1995 году. В 2013-м Majid Al Futtaim выкупила у Carrefour за €530 млн 25% акций компании Majid Al Futtaim Hypermarkets, став в результате ее единственным владельцем. Одновременно с этим срок действия выданной MAFR эксклюзивной франшизы был продлен до 2025 года, а территория действия франшизы была значительно расширена. На сегодня она включает в себя 38 стран Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и СНГ, в том числе и Россию. К концу 2014 года MAFR принадлежало 69 супермаркетов и 58 гипермаркетов Carrefour в 12 странах — ОАЭ, Омане, Пакистане, Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Ираке, Грузии, Египте, Иордании, Кувейте и Ливане.
В 2014-м выручка MAFR выросла на 11%, до более чем $5,6 млрд. Основной владелец Majid Al Futtaim Маджид Аль Футтаим занимает 230-е место в списке миллиардеров Forbes с состоянием $6,4 млрд.
В пресс-службе головной компании Carrefour сообщили, что «не комментируют слухи» о повторном выходе на российский рынок.
Прокуроры прошлись по магазинам
Итоги проверки
Генпрокуратура отчиталась о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере ценообразования в магазинах компаний розничной сетевой торговли. Как говорится в сообщении на сайте ведомства, в ряде случаев были установлены факты нарушений, которые оказали влияние на рост цен на продукты. Прокуроры проверяли исполнение законов крупными оптовыми компаниями и производителями продовольствия, действия которых оказывают влияние на рост цен в розничной торговле. На основании материалов прокурорских проверок территориальные органы ФАС России возбудили дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынках сахара, мяса птицы, свинины, хлеба, яйца куриного.
Где завышали цены
Региональные прокуратуры проверяли сетевые магазины на предмет спекуляций с 20 по 23 января по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки. Четких инструкций, какие именно нарушения искать, у проверяющих не было. В Самарской области сотрудники прокуратуры сравнили цены августа и декабря 2014 года и обнаружили, что капуста, огурцы и перец подорожали на 353, 544 и 654% соответственно. По результатам проверки прокуроры обратились в местное управление Федеральной антимонопольной службы.
К административной ответственности также были привлечены виновные в нарушении порядка ценообразования на продукцию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на детское питание. Какие именно компании виновны в сговоре, не уточняется. В Татарстане и Удмуртии правоохранительные органы заподозрили компании в ценовом сговоре. В сетях Удмуртии — «Ижтрейдинг», «Вкусный дом» и других — почти одновременно значительно поднялись цены на яйца, сахар, гречневую крупу, капусту и прочие продукты, установили тогда проверяющие.
Всеобщая заморозка
В начале марта российские ретейлеры заморозили цены на корзину из социально значимых товаров на два месяца. С соответствующей инициативой выступила Ассоциация компаний розничной торговли. Ее поддержали торговые сети «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash & Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси», «O’кей», «Глобус», «Билла», Selgros, «Вестер» и «Утконос». Программа была одобрена Федеральной антимонопольной службой.
В апреле несколько российских ретейлеров решили продлить программу заморозки цен на социально значимые продукты. В частности, о таком намерении сообщили представители «Ашана», «О’кей» и Selgros.
По данным Росстата на апрель 2015 года, годовая инфляция в России составила 16,4%, на март — 16,9%.
Вторая попытка
Российские ретейлеры ждали прихода Carrefour, второй по величине розничной компании в мире после Walmart, с конца 1990-х годов. В 2009-м французы, наконец, добрались до России и сразу стали договариваться о покупке местного игрока — «Седьмого континента». С основным владельцем сети было подписано соглашение о намерении выкупить у него 75% акций «Седьмого континента» и более 95% компании «Мкапитал», на которую была записана недвижимость.
В июне того же года Carrefour самостоятельно запустила свой первый гипермаркет в Москве — в торговом центре «Филион», инвестировав в него €8 млн, позже открылся магазин в Краснодаре. Компания также подписала предварительные контракты на открытие еще двух точек — в липецком торгцентре «Европа» и московском «Ривер-молле». Но эти магазины так и не открылись, не была завершена и сделка с «Седьмым континентом».
Неожиданно для всех, в октябре 2009-го, Carrefour капитулировала — компания объявила о решении продать активы в России и уйти с рынка. Такое решение французы объяснили отсутствием в среднесрочной перспективе возможностей для существенного органического роста или каких-либо поглощений, позволивших бы Carrefour выйти в число лидеров российского ретейла.
Спустя два года источники на российском рынке недвижимости рассказывали РБК, что именно Majid Al Futtaim хотела бы возобновить операции Carrefour в России. «Представители этой компании из ОАЭ не раз приезжали на встречу с отечественными девелоперами, обсуждался вопрос открытия Carrefour в России через франшизу», — говорил один из собеседников РБК.
Гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что новая попытка Carrefour будет не более успешной: Татарстан отличается низким уровнем проникновения современных форматов торговли, слишком сильными местными поставщиками, специфическими вкусами потребителей. По выручке и количеству точек там, по данным «InfoLine-Аналитики», на 1 января 2015 года лидировал краснодарский «Магнит» с 329 точками. Также там представлены X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), Metro C&C, Auchan и местный игрок — группа «Эссен». «Возникает вопрос, что сейчас Carrefour может предложить рынку. В сегменте гипермаркетов сильнейшие игроки — «Лента» и «Магнит». Неизвестно, есть ли у Majid Al Futtaim достаточно компетенции для получения земельных участков, потому что, если Carrefour захочет стать арендатором действующих торгцентров, сеть столкнется с сильнейшей конкуренцией», — говорит эксперт.