Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Автодилеры зафиксировали избыток китайских машин на складах

Как это скажется на их стоимости
У российских автодилеров началось затоваривание складов китайскими машинами
Запас нераспроданных китайских автомобилей у российских дилеров достиг 175 тыс. машин, сообщили в «Автостате». Но переизбыток предложения вряд ли приведет к существенному снижению цен, отмечают дилеры
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

О том, что у автодилеров и дистрибьюторов стали накапливаться китайские машины на складах в России, рассказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов на конференции консалтинговой компании «Автобосс» в Москве, посвященной китайскому автопрому в России.

Сколько китайских машин

По данным «Автостата», по итогам десяти месяцев этого года продажи китайских марок в России составили 406,5 тыс. автомобилей, увеличившись в 4,8 раза к аналогичному периоду 2022 года. Вместе с тем за этот же период было собрано на автозаводах («Автотор», Haval) 153,4 тыс. машин (рост в 3,8 раза год к году) и завезено в страну 428,5 тыс. китайских автомобилей (рост в 6,6 раза). Таким образом, запасы составляют примерно 175 тыс. автомобилей.

«По 2022 году был дефицит, машин не хватало. Сейчас мы видим, что начиная практически с лета этого года уровень продаж стал меньше, чем суммарно поставки (импорт) и производство. Это то, что накапливается на складах дистрибьюторов и дилеров», — отметил Сергей Удалов. Эксперт считает, что в ближайшие месяцы будет активная конкуренция за то, чтобы реализовывать стоки и найти покупателей.

Минпромторг составил список автомобилей для чиновников
Общество

Кроме того, прогнозируют в «Автостате», если сейчас рынок зафиксировался на уровне продаж 110 тыс. авто в месяц, то в январе-феврале 2024 года ожидается спад. На ситуацию, отметил Удалов, влияет ряд факторов — повышение ключевой ставки, снижение объемов кредитования, а также летнее повышение утильсбора: «В ближайшие месяц-три, особенно если ставка ЦБ будет поднята еще раз, будет спад продаж. Декабрь еще будет чуть выше ноября, это традиционно сильный месяц для продаж, а в январе-феврале продажи пойдут вниз».

Вместе с тем данные, представленные руководителем «Автомаркетолога» Олегом Мосеевым, свидетельствуют о планах китайских компаний в 2024 году продать в России 1,2 млн легковых автомобилей. Только Chery собирается реализовать на рынке 200 тыс. авто за год, Changan — 180 тыс., Haval — 150 тыс., Geely — 110 тыс. В этом году китайские компании, по его оценке, совокупно продадут 530 тыс. машин. Вместе с тем, по самому оптимистичному прогнозу «Автостата», общие продажи новых автомобилей в следующем году составят 1,48 млн (по базовому же сценарию — 1,3 млн). Эти прогнозы включают и российские марки Lada, «УАЗ», «Москвич». «Спрос охлаждается, потому что кредитные ставки запредельные. 1,2 млн [китайских автомобилей] нереально продать. Представьте, если добавить сюда еще АвтоВАЗ, «УАЗ» и еще какие-то локализованные марки. У меня только один вопрос — откуда деньги? Накопленный «мешок» на стоках дилеров уже существенный. А представьте, если вы это все сюда привезете, отгрузите дилерам», — высказался Олег Мосеев на конференции.

Сколько всего машин продается

По данным «Автостата», за десять месяцев года авторынок России вырос на 60% к прошлому году, до 839 тыс. проданных автомобилей. Из топ-25 наиболее продаваемых автомобилей в стране 16 — это китайские бренды. Их доля выросла с 38% в январе до 58% в ноябре, отметили в «Автостате». В феврале 2022 года китайские бренды занимали лишь 9%.

Повлияет ли избыток на цены

Весь год цены на автомобили росли, причем как на российские (+3% год к году), так и на импортные, сообщил «Автостат». В сентябре-октябре средневзвешенная цена на легковой автомобиль остановилась на уровне 3 млн руб.: 1,2 млн руб. — за российский, 3,4 млн руб. — за китайский. «При этом китайские в основном представлены в сегменте от 2,5 млн до 3,5 млн руб. Сегмент от 1 млн до 2,5 млн руб. практически пустой», — сообщил Сергей Удалов.

Число люксовых автомобилей в России выросло, несмотря на санкции
Экономика
Фото:Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

В пресс-службе ВТБ указали на высокие объемы импорта из КНР, которые сформировали определенные излишки авто китайских марок. «Поставки автомобилей из-за границы имеют достаточно длинный цикл, а их объемы были нацелены на иные, более значительные запросы потребителей». В банке считают, что такая ситуация может в перспективе привести к снижению цен и запуску более выгодных условий покупки как со стороны дилеров, так и производителей и дистрибьюторов. «Усиление тренда по корректировке стоимости авто, по нашей оценке, может произойти в первом квартале следующего года, что будет связано со стремлением дилеров как можно скорее реализовать поставки уходящего года», — сообщили в пресс-службе ВТБ.

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин сомневается, что цены снизятся существенно. «Производитель вместе с дилером могут дать скидку максимум 10–15%, это порядка 300 тыс. руб. То есть все равно цена с 3 млн до 2 млн руб. не упадет за счет этой скидки. Машина все равно бюджетной не станет», — отмечает Подщеколдин.

Эксперт указывает, что на ситуацию повлияла сложившаяся конструкция себестоимости импортного автомобиля: «В Китае все эти машины стоят в два раза дешевле. У нас же в цену входят, например, доставка автомобиля (в среднем доставка до Москвы обходится в 250 тыс. руб. на автомобиль), утильсбор, который даже на маленький автомобиль составляет 300 тыс. руб. (авто в возрасте до трех лет с объемом двигателя 1–2 л. — РБК), ГЛОНАСС, установка которого обходится в 40–50 тыс. руб. То есть около 1 млн руб. — это только всевозможные сборы с автомобиля», — объяснил Подщеколдин.

По его словам, «дорогим» импорт стал из-за политики государства. «От кого мы защищаем свой рынок, который составляет 400 тыс. автомобилей (производство. — РБК)? Неверно выстроена конструкция поддержки импорта, ее нужно менять. И нужно привлекать китайцев к сборке на территории России. Сборка сейчас тоже практически не поддерживается, то есть почти одинаковые размеры пошлин что для ввозимого готового автомобиля, что для собранного здесь». В Минпромторге на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Сами автодилеры спокойнее относятся к сформировавшимся товарным запасам. Илья Петров, директор розничных продаж автодилера «Авилон», отмечает, что имеющиеся на складах объемы не являются критичными. «Небольшие стоки не приносят видимого ущерба и оправдывают свое нахождение на складе маржинальностью», — сообщил он РБК. Снижения цен на новые автомобили именно на этом фоне ожидать не стоит, отмечает Петров: «Предпосылок для их удешевления в отрасли пока в целом не наблюдается. Ценообразование зависит от ряда других факторов и в особенности — от курса валют по отношению к рублю. Данный фактор продолжит влиять на цены в 2024 году».

Основная причина формирования излишков — высокая ключевая ставка ЦБ, при которой кредиты и лизинг перестают работать, соглашается и генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский. «Дилеры — заложники ситуации и могут снижать цены только в рамках своей доходности либо пускаться в распродажи, несмотря на убытки по этим сделкам. В какие-то моменты это необходимо и позволяет оздоровить баланс, но если эта ситуация имеет накопительный эффект и будет продолжаться, то вся отрасль может перестать функционировать должным образом», —заявил Ольховский. При этом он верит в заявленные планы правительства стимулировать новых иностранных партнеров-производителей «релокировать» свои производства в Россию. Весной этого года «Автодом» закрыл сделку по покупке подмосковного завода ушедшего из России Mercedes-Benz. Изначально сообщалось, что холдинг перезапустит производство на заводе этим летом; затем планы скорректировались на конец 2023 года. Сейчас завод не перезапущен.

Мантуров подтвердил согласие властей на продажу завода VW в Калуге
Бизнес
Фото:Михаил Фомичев / РИА Новости

Гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич ожидает даже две волны повышения цен — в декабре и «традиционное повышение в начале нового года». «Декабрьская корректировка курса рубля приведет к повышению стоимости новых поставок автомобилей наравне с уже ставшим традиционным повышением стоимости в начале каждого нового года. Поэтому для потенциальных покупателей сейчас открыто «окно возможностей» до конца декабря. Но я бы не стал откладывать покупку в ожидании еще более лучшего предложения», — говорит он. Текущий рост товарных запасов автомобилей, по мнению Терлюкевича, был вызван ожиданиями высоких продаж в ноябре-декабре — этот период традиционно является «высоким» сезоном в продажах. Но повышение ставки Центробанка в октябре охладило спрос, добавляет он.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что запасы в 175 тыс. новых автомобилей дилеры распродадут за 1,5–2 месяца. «В нормальной рыночной ситуации дилеры формируют запасы даже на один-три месяца вперед. Текущий запас вполне нормальный», — отмечает эксперт. Относительно цен дилеры будут принимать решение исходя из своей экономической целесообразности; но чтобы они начали снижаться, должен укрепиться рубль, снизиться ставки по кредитам, отмечает и Бабанский.

Рост «излишков», например сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, — это всегда отток финансирования, на который идут для формирования необходимого уровня запасов для поддержания непрерывного операционного бизнес-цикла, а также для удовлетворения непрогнозируемых скачков спроса на продукцию, считает Олег Моргунов, эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА. Продажи с августа сохраняются на высоких уровнях, поэтому запасы сформировались не в результате падения спроса, отмечает эксперт. Что касается цен, то дилеры крайне неохотно идут на их снижение и, вероятнее, будут снижать объемы новых заказов в 2024 году, добавил Моргунов.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Володин оценил результаты закрытия КПП Финляндии на границе с Россией Политика, 10:56
В Тюменской области река Ишим поднялась до рекордного уровня Общество, 10:33
Как «кампусная интифада» перекинулась с США на Европу Политика, 10:30
Reuters узнал о визите Илона Маска в Китай Технологии и медиа, 10:16
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог Pro, 10:16
The Telegraph узнала о планах Британии догнать Россию и США Политика, 10:12
Директор Московского зоопарка: «Животные, как люди, ищут внимания» Стиль, 10:09
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством Pro, 10:04
5 сериалов на выходные: «Горький 53», «Детективы с того света» и другие Life, 10:00
Очередное дерби для «Спартака» и «Зенит» — «Динамо». Интриги тура РПЛ Спорт, 10:00
На музыкантов «Коррозии металла» составили протоколы из-за «мерча» Общество, 09:56
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали Pro, 09:44
Два человека пострадали из-за взрыва гранаты в подъезде дома в Киеве Общество, 09:38
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти Pro, 09:20