Лента новостей
Мэр Екатеринбурга предложил не вычеркивать сквер из опроса о храме Общество, 13:48 Серебряный призер Олимпиады-2018 перейдет в российский хоккейный клуб Спорт, 13:36 Приватбанк подал иск к Коломойскому в американский суд Бизнес, 13:33 ЦБ назвал реальной цель снизить ставки по ипотеке до 8% Финансы, 13:30 Бизнес победителей: как создать позитивную среду в бетонных джунглях РБК и ВТБ, 13:21 Следствие нашло наркотики в квартире экс-министра Абызова Общество, 13:20 Маск пошел в суд из-за тендера на замену российских двигателей РД-180 Бизнес, 13:12 В Пакистане провели испытания баллистической ракеты «Шахин-2» Политика, 13:10 Зять Рыболовлева попробует стать президентом Уругвая Политика, 13:07 Синоптики предупредили москвичей о грозе и ливне Общество, 13:03 Brand Analytics назвала самых популярных российских хоккеистов в соцмедиа Спорт, 13:00 Renault представила новый кроссовер Arkana для России Авто, 13:00 Шкатулка Сатоши: что происходит с криптовалютами в мире Крипто, 13:00 Cамоокупаемость бизнеса: советы владельца сыроварни «Русский пармезан» 12:57
Бизнес ,  
0 
Игры банкротов: почему закрываются детские магазины «Бегемот»
Московский кредитный банк намерен обанкротить торговую сеть «Бегемот», которая еще два года назад была одной из крупнейших в стране. Новый менеджмент банка решил не заниматься развитием непрофильных активов, говорят источники РБК
Фото: gippomarket / VK

Московский кредитный банк (МКБ) сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о признании банкротом ООО «Торговая сеть «Бегемот», которое управляет одноименной сетью детских товаров. Сообщение опубликовано 26 декабря 2018 года, заявление о банкротстве может быть подано в арбитражный суд через 15 дней после публикации намерения.

В пресс-службе МКБ отказались от комментариев относительно ситуации с торговой сетью. В торговой сети на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Что происходит с некогда одной из крупнейших сетей детских товаров — разбирался РБК.

Почему у сети возникли проблемы

Группа компаний «Гранд Тойз» была основана в 1998 году Сергеем Киселевым из Тольятти. Сначала она занималась оптовой продажей игрушек, а в 2005 году в Пензе был открыт первый гипермаркет сети в формате cash and carry, закупаться в нем могли как розничные покупатели, так и владельцы магазинов. Структура МКБ вошла в капитал компании в 2012 году — владельцем восьмипроцентной доли в компании стал созданный банком инвестфонд Hi Capital. По итогам 2011 года выручка компании составила 5,5 млрд руб. ($187 млн по среднему курсу за год). По состоянию на август 2017 года сеть включала 413 мультибрендовых магазинов, в ассортименте которых были представлены игрушки, товары для спорта, отдыха и детского творчества. По состоянию на август 2016 года по количеству фирменных магазинов, торгующих игрушками, сеть занимала второе место, уступая только лидеру рынка — сети «Детский мир». Подавляющее число магазинов (примерно 90%) торговой сети приходилось на франчайзинговые торговые точки, которые развиваются под брендом «Бегемотик».

Но в ноябре стало известно, что ретейлер закрывает магазины в Казани, Астрахани, Брянске, Владикавказе, Йошкар-Оле, Омске, Самаре, Саранске, Тюмени, Курске, Нижнем Новгороде и Ярославле. Несколькими месяцами ранее, в середине июля, «временно» закрылся интернет-магазин и перестало работать мобильное приложение. РБК не удалось связаться с компанией по телефону, указанному на сайте.

По словам источника РБК, близкого к компании, проблемы у сети начались после прихода в МКБ нового топ-менеджмента из «дочки» «Роснефти», Всероссийского банка развития регионов (ВБРР), осенью 2017 года. Новые руководители банка не захотели заниматься развитием непрофильных активов, говорит собеседник РБК.

Ситуацию с банкротством сети пыталась урегулировать Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ). По словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, у сети были не очень большие долги и существовала возможность их выплатить, а поставщики были готовы работать с компанией и дальше. Также, говорит она, были претенденты на покупку ретейлера.

Юрлицо ООО «Торговая сеть «Бегемот» было зарегистрировано в июне 2017 года, на него, по словам источника РБК, оформлены основные активы компании, включая недвижимость в собственности. За 2018 год это юрлицо выступило ответчиком по 31 иску общей суммой 166 млн руб. Выручка юрлица за 2017 год, согласно данным СПАРК, составила 863,42 млн руб., а чистая прибыль — 3,39 млн руб. Головная компания, «Фаберленд холдинг лтд», зарегистрирована на Маршалловых островах.

В октябре прошлого года МКБ подал в суд на другое юрлицо, относящееся к торговой сети, — ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот». Иск связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам займа и кредита, сумма претензий составила 3,8 млн руб. Разбирательство назначено на 31 января 2019 года. Выручка этого юрлица, существующего с 2007 года, снизилась по итогам 2017 года на 17%, до 6,07 млрд руб., а чистый убыток составил 1,6 млн руб. против прибыли в размере 1 млн годом ранее. Головная компания этого юрлица, «Корвелиано трейдинг лимитед», ​зарегистрирована на Британских Виргинских островах. По словам источника РБК, основным владельцем всех компаний, управляющих торговой сетью, является сам МКБ. В банке от комментариев на эту тему также отказались.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Что может дать банкротство

Согласно данным СПАРК, суммарная стоимость активов юрлица «Торговая сеть «Бегемот» — 1,19 млрд руб. Его кредиторская задолженность составляет 1,18 млрд руб.

По данным Антонины Цицулиной, среди активов в собственности группы есть недвижимость в торговых центрах, производственная компания, интеллектуальная собственность, склады, оборудование и товарные остатки. У собственников была возможность продать компанию по стоимости, равной сумме долга, но они не хотели проводить сделку без прибыли, говорит она.

Что происходит с детскими магазинами

По данным АИДТ, объем рынка детских товаров в 2018 году составил 780 млрд руб., доля игрушек в общей структуре продаж — 24%. Рост по сравнению с предыдущим годом не превысил 2,5%, рассказали РБК в ассоциации.

Продажи детских товаров показывали падение в кризис, несмотря на то что этот сегмент обычно устойчив к рецессиям из-за привычки россиян не экономить на детях, отмечается в исследовании РБК «Потребительское поведение покупателей детских товаров 2017». В условиях ценовой конкуренции в кризисные годы выигрывали крупные федеральные сети, которые были в силах диктовать поставщикам свои условия, говорится в исследовании. Возросла важность демографического фактора: ожидаемое в ближайшее десятилетие постоянное падение рождаемости будет влиять на рынок детских товаров и в особенности на рынок товаров для новорожденных, заключают аналитики РБК.