Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Прибыль российских операторов электричек упала в пять раз

Лидер рынка закончил год с рекордным убытком
Прибыль пригородных железнодорожных компаний в России в 2022 году упала более чем в 5 раз
Совокупная прибыль операторов электричек в 2022 году упала в пять раз. Основные причины — снижение субсидий и рост себестоимости перевозок. Дальнейшее развитие компаний связано с ростом пассажиропотока в городских агломерациях
РЖД RU000A0JXN05 ₽1 000,2 +0,02% Купить
РЖД RU000A0ZZ9R4 ₽10 312 +0,16% Купить
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Суммарная чистая прибыль железнодорожных пригородных пассажирских компаний по итогам 2022 года упала в 5,1 раза, до 1,31 млрд руб. Их выручка выросла на 12,3%, до 103,6 млрд руб., достигнув максимального уровня за последние пять лет. Это следует из отчетности компаний по РСБУ, которую проанализировал РБК.

Перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении занимаются 26 основных компаний: 25 операторов — на сети РЖД, один — в Крыму.

Прибыль российских операторов электричек упала в пять раз

Крупнейший оператор электричек — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК; по данным СПАРК, среди бенефициаров действующие и бывшие топ-менеджеры «Трансмашхолдинга») — получил в 2022 году убыток почти 503 млн руб. против прибыли 4,5 млрд руб. годом ранее. Кроме ЦППК убыточными оказались еще четыре предприятия: Южная пригородная пассажирская компания («дочка» «Гранд Сервис Экспресса», работает в Крыму;  -98,53 млн руб.), Пермская пригородная компания (-49,3 млн руб.), «Кузбасс-Пригород» (-9,1 млн руб.) и «Волгоградтранспригород» (-4,4 млн руб.).

Почему упала прибыль

В прошлом году в пригородном сообщении РЖД компании перевезли почти 1,03 млрд пассажиров (+6,8% к 2021-му), из них на долю ЦППК пришлось примерно 53% — более 541 млн (+4,1%). Если рассматривать отдельно 24 пригородные компании, в капитале которых есть доля РЖД (все, кроме ЦППК и Южной пригородной пассажирской компании), то их общая прибыль снизилась на 13%, отметил представитель монополии.

Убыток ЦППК по итогам первой половины 2022 года был еще больше — 4,344 млрд руб. Такой результат представитель компании объяснил меньшим объемом полученных субсидий. В 2021-м этот оператор и другие пригородные перевозчики получили субсидии от федеральных властей для компенсации расходов на аренду электропоездов в 2020 году в разгар пандемии в России. Правительство выделило пригородным компаниям 5,8 млрд руб., напоминает представитель РЖД. Из отчетности ЦППК следует, что в 2022 году оператор рассчитывал на субсидии от Госрегулирования тарифов и компенсаций недополученных доходов за перевозки на Московских центральных диаметрах (МЦД) на 28,4 млрд руб., но получил только 44% от этой суммы.

Партнер Strategy Partners Александр Постников заметил, что на финансовые результаты оказывает влияние также необходимость обновлять парк и запускать новые маршруты. Обновление подвижного состава — один из основных элементов развития пригородного железнодорожного сообщения, отмечает представитель РЖД (в 2022-м компания приобрела почти 500 вагонов). «Но дорогостоящий финансовый лизинг не покрывается доходностью от операционной деятельности. Например, у ЦППК проценты к уплате выросли на 1,1 млрд. руб. по сравнению с 2021 годом», — замечает Постников. РБК направил запрос в пресс-службу ЦППК.

Крупнейший оператор электричек в России увеличил убытки в четыре раза
Бизнес
Фото:Василий Кузьмиченок / ТАСС

Южная ППК также оказалась в убытках из-за промедления с необходимым тарифным регулированием ставок на текущий и капитальный ремонт рельсовых автобусов РА-3, сказал представитель оператора. Эти расходы не были включены в экономически обоснованный тариф 2022 года, из-за чего компания недополучила субсидию в размере 150 млн руб. Тарификация услуг, связанных с арендой подвижного состава для пригородных перевозок, осуществляется на основании приказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС), выпущенного в 2018 году. Но до сих пор тарифы на ремонт не утверждены, замечает собеседник. Убытки Южной ППК связаны еще и с отсутствием компенсации потерь в доходах на сумму 697,8 млн руб. со стороны Республики Крым и Севастополя, утверждает представитель оператора. РБК направил запросы в пресс-службы их администраций.

Как Южная ППК спорила с ФАС

В 2022 году Южная ППК обращалась в ФАС с ходатайством о пересмотре решения, установленного органом тарифного регулирования Республики Крым, но затраты на ремонт рельсовых автобусов РА-3 не были признаны экономически обоснованными, сообщили в пресс-службе ФАС. Там пояснили, что оператор арендует этот подвижной состав у «Крымских железных дорог», но заявка последних об установке ставок аренды потребовала обоснования и дорабатывалась до марта 2023 года. «Скорректированные до экономически обоснованного уровня ставки для новых видов и серий подвижного состава отражены в проекте приказа ФАС, который будет принят в установленном порядке», — резюмировали в пресс-службе ведомства.

Общее снижение прибыльности пригородных пассажирских компаний также связано с ростом себестоимости перевозок в среднем на 10–15% из-за увеличения расходов на обслуживание подвижного состава и оплату персонала, отметил эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Игорь Голубничий. Издержки операторов действительно выросли, подтверждает Алексей Сафронов, заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок: «Наиболее очевидными факторами роста издержек стали последствия санкций, вызвавшие удорожание большинства комплектующих, а также рост процентных ставок по кредитам».

Другая причина падения прибыли — отсутствие индексации тарифов или индексация меньше уровня инфляции, считает Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе. Например, в Московской области стоимость проезда в одной зоне была в 2022 году повышена только в октябре и лишь на 7% при годовой инфляции 11,94%. В Москве в прошлом году ее вообще не индексировали, а повысили только в январе 2023-го, отметил Янков.

Какие перспективы

По данным РЖД, в январе—апреле этого года объем перевозок пригородными поездами вырос год к году на 8,6%, до 330 млн пассажиров. По прогнозам АКРА, в 2023-м рост составит 1–3%, так как основное восстановление уже произошло в 2022 году, говорит Голубничий. Он ожидает умеренного увеличения прибыли перевозчиков из-за низкого инфляционного давления по сравнению с прошлым годом, что дает больше возможностей повысить операционную эффективность. Но в последующие годы долговая нагрузка перевозчиков, вызванная обновлением парка, будет расти, предполагает управляющий партнер отраслевого агентства Rollingstock Александр Поликарпов.

Глава ГТЛК заявил о необходимости закупить 5 тыс. вагонов электричек
Бизнес
Фото:Артем Житенев / ТАСС

Возможности роста рынка ограничены, так как он давно сформировался, отмечает старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. Среди растущих надо отметить МЦД в Москве, которые продолжат «раскатываться» и повлияют на результат ЦППК, указывает он. Однако реализация проектов по интеграции железнодорожного транспорта в городскую среду является драйвером развития территорий, напоминает представитель РЖД. Запуск проектов «Городская электричка» в 17 городах дает пассажирам единое навигационное и тарифное пространство, комфорт и «бесшовность» поездки. Наиболее успешно этот проект сейчас реализован в Перми, но и там есть возможность дальнейшего роста, утверждает председатель Общероссийского объединения пассажиров и член Общественной палаты Илья Зотов.

Поддержка пригородного железнодорожного комплекса должна быть увязана с планами по развитию городского общественного транспорта и дорог дальнего следования, отмечает Поликарпов. Но пока пригородные компании слабо вовлечены в транспортное планирование уровня города или агломерации, указывает директор центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин.

Чтобы пригородное железнодорожное сообщение развивалось, необходимо сохранить в полном объеме господдержку таких перевозок в регулируемом сегменте, подчеркивает представитель РЖД. Регионы должны субсидировать в полном объеме потери в доходах из-за регулирования тарифов. «Законодательство в том виде, как сейчас, — нулевая ставка по НДС, льготный тариф на инфраструктуру, другие меры, направленные на поддержание безубыточности пассажирских пригородных компаний, — работает вполне эффективно», — полагает Маргарита Кривчикова, директор управления по работе с крупнейшими клиентами в сфере железных дорог и недвижимости «Сбербанк Лизинга». Но важно, чтобы эти условия продлевались и в будущем, замечает она. Пригородные перевозки во всем мире убыточны, для поддержания уровня обслуживания и развития пригородного комплекса необходима государственная поддержка и долгосрочные контракты между регионом и перевозчиком, отмечает Поликарпов.

В пресс-службе Минфина отказались от комментариев. РБК направил запросы представителям Минтранса и Минэкономразвития.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Компании
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Ученые впервые с 2003-го повысили до максимума оценку магнитной бури Общество, 03:42
Мишустин призвал пересмотреть количество бюджетных мест в вузах Политика, 03:05
Умер «один из самых успешных инвесторов всех времен» Джим Саймонс Бизнес, 02:55
Старовойт сообщил о двух перехваченных дронах в поселке в Курской области Политика, 02:55
Чехия объявила в розыск россиянина за организацию взрывов во Врбетице Политика, 02:32
Гладков сообщил о восьми раненых после атак в направлении Белгорода Политика, 01:58
Госдеп одобрил срочную продажу Германии трех HIMARS для Украины Политика, 01:49
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
США увидели подготовку к наступлению на Харьков на фоне слов Зеленского Политика, 01:05
Пасечник сообщил, что нефтебазу в Ровеньках атаковали ракетами ATACMS Политика, 01:03
В Харькове произошли взрывы Политика, 00:40
Джокович получил удар бутылкой по голове на «Мастерсе» в Риме Спорт, 00:19
Путин наградил орденом Дружбы молдавского депутата Марину Таубер Политика, 00:12
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 00:03
Ученые предупредили о начале мощнейшей за 20 лет магнитной бури Общество, 10 мая, 23:49