Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Покупать, продавать, хранить: что делать с Bitcoin прямо сейчас Крипто, 14:34 Как перестать накапливать хлам РБК и Huawei, 14:27 Суд арестовал счета и имущество бывшего замглавы ПФР Общество, 14:23 В Генпрокуратуре назвали главное коррупционное нарушение чиновников Общество, 14:15 Владелец двух фирм счел случайным свое попадание в санкционный список США Общество, 14:14 Мартин Грен — РБК: «Государство не будет подсматривать за гражданами» Pro, 14:14 Корабль «Прогресс МС-13» вывели на орбиту Земли Общество, 14:11 Запашный заявил о желании «покрошить» матерящихся футбольных фанатов Спорт, 14:07 СК показал видео с подозреваемым в убийстве начальника ЦПЭ Ингушетии Общество, 14:02 Битва дизайнеров: делаем ремонт в квартире успешного холостяка РБК Стиль и Экспострой на Нахимовском, 13:57 Новый анализ старого исследования: за счет чего выросли акции Biogen Quote, 13:57 В Петербурге снова эвакуировали суды из-за сообщений о бомбах Общество, 13:56 Как защитить свой домен: шесть правил Pro, 13:56 Вестерн в космосе: почему нужно смотреть сериал «Мандалорец» Стиль, 13:54
Бизнес ,  
0 
Производитель колбас потребовал от «Дикси» 100 млн руб. за «лжемаркетинг»
Руководство мясного переработчика «Мортадель» требует от «Дикси» вернуть свыше 100 млн руб. за неоказанные маркетинговые услуги. На схожие проблемы жалуются и другие поставщики
Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

«Билет на самолет»

Производитель мясных изделий «Мортадель» требует от четвертого по величине ретейлера России — сети «Дикси» — 104 млн руб., которые компания заплатила ретейлеру за «лжемаркетинг». Об этом говорится в письме (есть у РБК), отправленном на имя генерального директора «Дикси» Сергея Белякова и подписанном вице-президентом компании «Мортадель» Эльвирой Агурбаш.

Например, 35,4 млн руб. «Дикси» потребовала за услугу «соблюдение стандартов продаж», а еще 21 млн руб. — за «проведение дегустации» в магазинах. При этом в обоих случаях сначала эти же суммы выставлялись в счет оплаты уже состоявшейся акции, проведение которой не было подтверждено кассовой отчетностью, говорится в письме. Оставшиеся 47,4 млн руб. стоила «фактически не оказанная услуга» по предоставлению данных о динамике продаж. Эту оплату ретейлер назвал «билетом на самолет», так как без нее поставщик будет «выведен с торговой полки сети», утверждает Эльвира Агурбаш в письме. По ее словам, таким образом «Дикси» вынудила «Мортадель» заплатить 81% от своего месячного оборота в сети, пригрозив расторжением договора. Сейчас поставки в «Дикси» занимают 40% в структуре продаж мясоперерабатывающей компании.

Всего, согласно письму, за три года (с 2014 по 2017 год) «Мортадель» заплатил «Дикси» около 579 млн руб. за маркетинг, премии, акции и прочие услуги. До 90% своих поставок «Мортадель» совершал​​ в «Дикси» по акции — со скидкой 30–50%. Между тем торговая наценка на продукцию достигает от 180 до 220%, отмечается в письме. Скидка производителя так и не дошла до потребителя, резюмирует Агурбаш в письме и просит Сергея Белякова «не отнимать» ее у покупателя.

Вопреки отношениям

Эльвира Агурбаш, являющаяся женой владельца «Мортаделя» Николая Агурбаша, подтвердила РБК подлинность письма. По ее словам, «Дикси» — не единственный ретейлер, с которыми у поставщиков возникают подобные проблемы. По ее словам, компания рассматривает возможность направить аналогичные письма и другим крупным игрокам рынка. Назвать их Агурбаш отказалась.

Представитель «Дикси» подтвердил получение письма. По его словам, изложенная в письме информация о торговой наценке не соответствует действительности. А длительные отношения сети с ООО «Фирма «Мортадель» всегда строились строго в рамках закона, на договорной основе, причем в документах стороны неоднократно подтверждали отсутствие претензий друг к другу. «Мы сожалеем, что в настоящий момент финансовое состояние компании «Мортадель», о котором коллеги сообщают в письме, заставляет ее действовать вопреки сложившимся отношениям», — заявил представитель «Дикси».

Николай Агурбаш. 2013 год (Фото: Валерий Левитин / РИА Новости)

«Мортадель» владеет свиноводческим комплексом на 50 тыс. голов и убойным заводом во Владимирской области, а также мясоперерабатывающим предприятием в Пушкинском районе Подмосковья. Его потенциальная мощность составляет 2,5 тыс. т продукции в месяц. Однако в настоящее время из-за отсутствия рынка сбыта предприятие загружено только на 20%, говорит Эльвира Агурбаш.

Скидка на закон

С 2017 года в силу вступили поправки в закон «О торговле», которые ограничили размер вознаграждения торговых сетей (ретро-бонуса)  — теперь оно не может превышать 5% от стоимости поставленного товара. Ранее ограничение было установлено на уровне 10% от стоимости партии.

Однако, по словам опрошенных РБК производителей, ретейлеры научились обходить новые правила. Причем скидки, которые они требуют сегодня от производителей, превышают сумму запрещенных ретро-бонусов, говорит управляющий фабрикой по производству тортов «Господарь» Сергей Сурмач.

Сегодня 90% маржи, получаемой с продажи молока, приходится на торговые сети и лишь 10% — на переработчика молока. Производитель сырого молока не получает ничего, говорится в докладе компании «Агробизнес» (есть в распоряжении РБК) для комитета АПК Госдумы. Производство сырого молока падает на 2% в год, поскольку «рост себестоимости на действующих комплексах не перекрывается ростом цены». Сети, напротив, демонстрируют рост на 20–30% в год, что дает им возможность «захватывать» рынок, жалуются авторы документа.

​Проблемы с соблюдением закона «О торговле» подтверждают и данные «Опоры России», которая опросила 1,5 тыс. поставщиков. Около 90% из них заявили, что в ходе переговоров торговые сети требуют предоставить им скидки на продукцию, мотивируя это отказом от ретро-бонуса. Согласно докладу «Опоры России», который есть у РБК, около 65% поставщиков заявили, что размер требуемой скидки составляет от 10 до 30% от суммы поставки. Поправки в закон «О торговле» так и не решили проблемы во взаимоотношениях производителей и сетей, которые по-прежнему злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке, делают вывод эксперты «Опоры России».

«Торговые наценки ретейлеров не регулируются», — сообщила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина в ответ на запрос РБК. Однако в случае получения жалоб на действия торговых сетей служба рассмотрит «возможность проведения проверки законности» их действий. В настоящий момент жалоб не поступало, заявила Урюкина.​

Магазин исследований: аналитика по теме "FMCG"