Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

«Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

Какими навыками должны овладеть летчики
«Аэрофлот» переходит на новую систему обучения пилотов
Новая система предполагает индивидуальный подход к тренировкам: пилот отрабатывает то, что не получается, а не то, что он уже умеет. Но для внедрения такого подхода всеми перевозчиками необходимо изменение законодательства
«Аэрофлот» AFLT ₽39,39 -1,35% Купить
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

«Аэрофлот» внедряет новую систему подготовки и переподготовки своих пилотов, основанную на стандарте Международной организации гражданской авиации (ICAO). Об этом рассказал в номере корпоративного журнала перевозчика Эдуард Советкин, заместитель гендиректора и летный директор компании.

Новый подход к обучению называется Evidence based training (EBT, обучение на основе анализа фактических данных) и базируется на принципе «компетентностного» обучения, описывает Советкин. Переход авиакомпаний на такой подход в подготовке ICAO анонсировала еще в 2013 году. «Классическая система подготовки на тренажере заключается в отработке определенных маневров, процедур и отказов систем самолета и не учитывает реальной необходимости такой подготовки для конкретного пилота. Новый подход ориентирован на разработку программы подготовки конкретного пилота, основанной на синтезе информации, например из полетных данных (инциденты и происшествия), аудиторских наблюдений, данных об обучении», — пояснил Советкин.

Как рассказал РБК источник в группе «Аэрофлот», компания уже первично протестировала всех пилотов для составления программ по новой системе. По данным отчета за 2022 год, на начало 2023-го в группе «Аэрофлот» работали 32,3 тыс. человек. Из них 12%, или 3,9 тыс. человек, — летный состав. В этом году компания приняла на работу девять молодых пилотов, в ближайшее время планирует взять еще 20, говорится в корпоративном журнале.

Гендиректор «Аэрофлота» исключил повышение стоимости билетов в 2023 году
Бизнес
Фото:Александр Поляков / Global Look Press

Чему и как учит новая система

Раньше тренажерные сессии всех пилотов в компании проходили по одинаковой схеме: в первый день шла отработка различных элементов, отказов и маневров, не связанных между собой. Тренажер запускался в момент «прямо на полосе или уже в воздухе», обыгрывался единичный отказ или событие, после его исполнения тренажер перезагружался, и шел переход к следующему отказу или событию; во второй день тренировок эти же процедуры повторялись «на зачет», рассказал РБК один из действующих пилотов «Аэрофлота». Весь летный состав отрабатывал одни и те же сценарии отказов.

Источник РБК в другой российской авиакомпании объяснил суть нового подхода так: «То, что пилот умеет хорошо, — на это он больше время не тратит, а что получается хуже — тренирует — переход от формальной проверки к постоянной тренировке».

Теперь навыки пилотирования будут проверять на предмет наличия у пилота восьми различных компетенций: применение процедур, коммуникация, автоматическое управление траекторией воздушного судна (ВС), ручное управление траекторией, лидерство и командная работа, устранение проблем и принятие решений, ситуационная осознанность и управление рабочей нагрузкой.

«Аэрофлот» урегулировал спор по четырем иностранным самолетам
Бизнес
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

Анализировать компетенции будут пилоты-инструкторы, которые задействованы в четырех этапах процесса анализа при тренировках: наблюдение (внимательно следит за работой экипажа и внешними факторами), ведение записей (для последующего обсуждения после тренировки), классификация (для понимания степени отклонения от стандартного уровня компетенции) и определение собственно уровня компетенции.

Кто еще использует новую систему

Планы по переходу на новый формат обучения ранее были также у других компаний группы «Аэрофлот» и у S7 Airlines, сообщил источник РБК. Как рассказал РБК президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, новый подход к обучению внедряется в авиакомпаниях уже около года и «он лучше старого»: ранее пилоты отрабатывали на тренажерах отказы, о которых были предупреждены, а теперь экипаж должен справиться «без анонса». Он называет это «очень хорошей практикой».

В S7 РБК сообщили, что начали изучение EBT еще в 2017 году, а с декабря 2022-го стали активно применять этот подход в подготовке экипажей. Но внедрение — это долгосрочный процесс, который происходит поэтапно: сначала обучили инструкторов и тренеров, далее разработали документы, программы и методические материалы для обучения пилотов и инструкторов, проводили занятия с пилотами, разработали систему оценок по компетенциям, наконец, создали и проводят тестирование программы.

Летный директор авиакомпании «Россия» Георгий Баринов сообщил РБК, что пока обучение пилотов компании проводится по классической системе. «Но наши специалисты входят в рабочую группу, которая совместно с представителями «Аэрофлота» разрабатывает и внедряет новые методы и практики, а также готовит изменения в федеральное законодательство. Пока из новой системы обучения мы используем только элементы оценки компетенций при проведении проверок летного состава», — отметил Баринов.

С внедрением новой методы действительно есть сложности, признает и Эдуард Советкин: они заключаются в стандартизации инструкторского состава и в отставании нормативной базы в России.

Как пояснил источник РБК в авиаотрасли, ограничения накладывают действующие федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации»: там заложено определенное количество часов на проверку общей квалификации, и приходится гонять тренажер ради отработки того, что пилот уже и так знает «идеально с закрытыми глазами».

В авиакомпании Smartavia РБК сообщили, что тоже внедряют новый подход к обучению. В системе EBT все компетенции рассматриваются в комплексе, и она позволяет развивать так называемые нетехнические навыки и подталкивает пилота к развитию, уточнил представитель перевозчика. Но в компании отметили, что нормативно-правовая база и сегодня позволяет оценивать пилотов согласно перечню компетенций и обращать внимание каждого конкретного пилота на улучшение индивидуальных навыков.

Существующая система подготовки летного состава уже включает в себя основные принципы предлагаемой системы EBT, но последняя выгодно дополняет действующую, считает директор по организации летной работы лоукостера «Победа» Александр Кравченко. По его словам, вопрос сейчас состоит в организации и реализации новой подготовки.

В Росавиации также рассказали РБК, что традиционный подход к подготовке авиаперсонала сконцентрирован на формировании знаний и умений без учета их применения в реальной ситуации. В то же время методология EBT не только поддерживает, но и повышает уровень безопасности полетов. «Этот подход ориентирован на развитие профессиональных качеств пилота — компетенций, а не только на запоминание шаблонов и упражнений», — сообщил начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев. В октябре в ведомстве по предложению «Аэрофлота» прошло очередное совещание по этому вопросу. Кроме специалистов агентства в нем участвовали представители Минтранса, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и российских авиакомпаний.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Компании
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 09:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 09:21
Дмитриев предложил российским компаниям нарастить обороты за счет Индии Бизнес, 10:24
Панарин стал восьмым россиянином в истории НХЛ, набравшим 900 очков Спорт, 10:14
Названы округа Москвы с наибольшим ростом цен на вторичное жилье Недвижимость, 10:07
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегиюПодписка на РБК, 10:06
Моди заявил о поддержке усилий для мира на Украине Политика, 10:06
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Что известно о мемориале «отца нации» Ганди в Дели, который посетил Путин Политика, 09:59
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Путина в Индии встретили с конным эскортом. Видео Политика, 09:56
Моди назвал важным событием встречу с Путиным Политика, 09:54
Ушаков раскрыл, сколько часов Путин и Моди говорили тет-а-тет Политика, 09:54
Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Образование, 09:48
В Нью-Дели начались переговоры Путина и Моди Политика, 09:46
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристовПодписка на РБК, 09:45
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33