Лента новостей
Премьер-министр Японии прибыл в Москву на переговоры с Путиным 19:04, Политика Теннисист Медведев проиграл Джоковичу в четвертом круге Australian Open 19:03, Спорт Чубайс признал «победу» Захаровой в споре о причинах бедности россиян 18:45, Общество Финский дизайн: Алвар Аалто и его поиск идеальной формы 18:45, Совместный проект Зеленский пойдет на выборы президента Украины от «Слуги народа» 18:31, Политика «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» решили объединиться 18:24, Бизнес В МЧС опровергли обрушение крыши склада в порту в Петербурге 18:21, Общество Электросамокат и моноколесо: каким будет транспорт будущего 18:15, РБК и «Ингосстрах» Петербург расторг все контракты с «Метростроем» 18:14, Бизнес Шипулин подтвердил планы участвовать в довыборах в Госдуму 18:14, Политика «Нафтогаз» назвал условие снижения суммы иска к «Газпрому» до $2 млрд 18:07, Бизнес Сенатор от Калифорнии решила выдвинуться в президенты США 17:59, Политика РФС сохранил первоначальную дату кубкового матча «Ростова» и «Краснодара» 17:54, Спорт Эксперты подсчитали пострадавших от задержки и отмены авиарейсов россиян 17:50, Общество Это никому не нужно: как вывести барбершоп в Красноярске на окупаемость 17:47, РБК и «Билайн» Бизнес BlaBlaCar анонсировал переход на идентификацию пользователей по паспорту 17:46, Общество Что будет с Bitcoin 17:46, Крипто Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров 17:45, Бизнес Цена переобучения одного предпенсионера выросла на 20 тыс. руб. 17:44, Экономика Куда приводят мечты: как Вика Газинская стала модным дизайнером 17:43, РБК и Samsung Юбилеи вокруг выставки: хроника часового салона SIHH-2019 17:43, Стиль МВФ сократил прогноз по росту российской экономики 17:34, Экономика При взрыве в Афганистане погибли более сотни сотрудников спецслужб 17:28, Общество В Венесуэле подавили мятеж вооруженных гвардейцев 17:25, Политика Узнайте о способностях искусственного интеллекта с Артемом Голдманом 17:20, РБК и Lexus Альфа-банк и «Тинькофф» увидели черты госмонополии в зарплатных проектах 17:17, Финансы Сервисы каршеринга раскритиковали идею оснастить машины скрытыми камерами 17:08, Бизнес Лилиан Паскье переизбрали на пост председателя ПАСЕ 17:06, Политика
«Роснефть» выбрала рельсы: почему компанию не устроила труба «Транснефти»
Бизнес, 09 янв, 17:50
0
«Роснефть» выбрала рельсы: почему компанию не устроила труба «Транснефти»
«Роснефть» заключила контракт на поставку сырья на Комсомольский НПЗ по железной дороге, хотя «Транснефть» построила к нему трубу за 47 млрд руб. Отвод до сих пор не введен в строй, а компании не могут согласовать тариф
Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Железная дорога вместо трубы

Комсомольский НПЗ «Роснефти» (перерабатывает 8 млн т нефти в год) заключил договор на поставку 3 млн т нефти по железной дороге со станции Уяр на полгода — до конца первого полугодия 2019 года. Об этом РБК рассказал советник президента «Транснефти» (для этого НПЗ компания построила отвод от магистрального трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан) Игорь Демин. Это подтвердили собеседник, близкий к одной из структур «Роснефти», и источник в Уярском пункте налива нефти (Уярский ПНН), который принадлежит группе ЕСН Григория Березкина.

По словам второго источника, у терминала был заключен ​прямой контракт с заводом «Роснефти», без участия РЖД, он заканчивается в начале июля 2019 года.

Представители «Роснефти» и РЖД отказались от комментариев. Представители Уярского ПНН и ЕСН были недоступны для ком​ментариев.

«Транснефть» начала прокладывать 293-километровый нефтепровод-отвод от ВСТО к Комсомольскому НПЗ, который с 2006 года получает нефть по железной дороге через станцию Уяр (еще часть сырья поставляется по трубопроводу с месторождений на Сахалине), в феврале 2016 года. Стоимость строительства составила 47 млрд руб. Изначально его планировалось завершить в декабре 2017 года, затем сроки перенесли на полгода — на май 2018 года.

Собеседники РБК называют разные причины того, что «Роснефть» предпочла железную дорогу трубе, но отмечают, что отвод до сих пор не введен в строй.

По данным «Транснефти», комплексные опробования системы измерения качества и количества нефти для ее приема в отвод с ВСТО прошли в конце 2018 года с замечаниями, до устранения которых ввод трубопровода в строй невозможен. Основное из них — расхождение количества учтенной нефти, отображаемой в отчетах, и фактическим количеством нефти (за два часа работы расхождение по прокачке составило 180 т), сообщала пресс-служба «Транснефти» 29 декабря. Нарушения, по данным компании, должны были исправить подрядчики Комсомольского НПЗ.

«Замечания по опробованию отвода от ВСТО учтены и будут устранены в срок», — сказал РБК источник в одной из структур «Роснефти». Он называет основной причиной задержки ввода новой трубы в строй отсутствие договоренности с «Транснефтью» о тарифе на прокачку. По его словам, контракт с Уяром заключен, чтобы гарантированно поставить нефть на завод. «Неизвестно, когда «Транснефть» согласует ввод трубы», — отмечает он. Собеседник РБК добавляет, что поставки через Уяр длятся много лет, «они надежные и понятные с точки зрения тарифообразования».

Фото: РИА Новости

Выиграть время

Убытки «Транснефти» на содержание готового к работе отвода (включая отчисления на амортизацию) в 2018 году составили около 1,5 млрд руб., говорил президент «Транснефти» Николай Токарев 6 декабря 2018 года. Он сказал, что компания потребует от «Роснефти» покрыть эти расходы. По его словам, часть замечаний для ввода трубы не учтена и «остается открытой тема тарифа, потому что мы не приемлем подходы «Роснефти». Тогда Токарев пояснял, что убытки будут расти и от снижения прокачки нефти по сравнению с планом — максимальная прокачка по отводу должна была составить 8 млн т, чтобы полностью обеспечить завод сырьем. Но в 2019 году по этому отводу будет поставлено не более 4 млн т, а запланированные 8 млн т — «за далеким горизонтом 2020 года», отмечал он.

Демин утверждает, что железнодорожный маршрут обходится дороже, чем поставки по трубе. Тариф для перевалки нефти с Самотлорского месторождения через Анжеро-Судженск на Уяр составляет 688 руб. за тонну, прокачка от Уяра до станции Дземги (Комсомольский НПЗ) — еще 3155 руб. за тонну, в сумме — 3843,8 руб. за тонну, указывает он, отмечая, что прокачка по трубе с использованием нового отвода обошлась бы «Роснефти» в 3548,11 руб. за тонну.

Разница в текущем варианте тарифов выглядит незначительной: «Роснефть» за полгода переплатит около 888 млн руб. за поставку 3 млн т нефти через Уяр, подсчитал аналитик АКРА Василий Танурков. Это связано со скидкой, которую нефтяная компания получает при поставке сырья по железной дороге, в 2018 году она составила около 4 млрд руб., утверждает Демин. Представители «Роснефти» и РЖД это не комментируют.

Предоставление скидок со стороны РЖД и Уяра оправданно для удержания клиента, парирует Танурков. Решение «Роснефти» заключить новый договор с Уярским ПНН он объясняет стремлением выиграть время «для торга с «Транснефтью» о снижении тарифа на прокачку нефти по трубе».

Спорные моменты

Самый громкий спор «Роснефти» и «Транснефти» возник в конце 2016 года: тогда нефтяная компания отказалась продлевать контракт с транспортной монополией и через суд потребовала пересмотреть методику расчетов остатков нефти и нефтепродуктов в трубопроводах. В иске «Роснефти» говорилось, что ежегодно «Транснефть» могла присваивать до 0,7 млн т нефти в виде технических издержек (сопоставимо с объемами годовой добычи крупного месторождения). Стороны жаловались в ФАС, председателю Верховного суда и премьеру Дмитрию Медведеву. Но в итоге «Роснефть» отозвала свой иск и подписала контракт на прежних условиях. Глава «Транснефти» год назад также возмущался нейтральной реакцией «Роснефти» на решение ФАС снизить тариф на прокачку нефти «Роснефти» для Казахстана на 16,7% на фоне повышения тарифа для «Роснефти» в 2,5 раза на казахстанской территории. Свои потери от снижения тарифа «Транснефть» тогда оценивала в 1,1 млрд руб. в год. Кроме того, «Транснефть» противостоит желанию «Роснефти» получить право владения магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, которые сейчас есть только у транспортной монополии.