Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Полиция задержала выгуливавшего собаку на Патриарших прудах мужчину Общество, 22:15 Правительство утвердило порядок помощи оставшимся за рубежом россиянам Общество, 22:14 В Москве разрешили работу магазинов оптики в период ограничений Общество, 22:02 Коби Брайанта включат в Зал славы баскетбола Спорт, 21:59 Спасатели обнаружили тело третьего погибшего при взрыве в Орехово-Зуево Общество, 21:36 Бывший тренер ЦСКА назвал кошмаром чемпионат Белоруссии по футболу Спорт, 21:33 В Москве умерли еще два заразившихся коронавирусом пациента Общество, 21:14 Третий тест Дибалы на коронавирус оказался положительным Спорт, 21:11 Мэр Москвы определил уполномоченных штрафовать юрлиц из-за вируса Общество, 20:54 Кокорин сообщил об интересе со стороны «Челси» Спорт, 20:34 Сокуров попросил главу СПЧ помочь «брошенным» за рубежом россиянам Общество, 20:29 Петербург получил ₽3,5 млрд на оснащение коек из-за вируса Общество, 20:22 Собянин обязал работников предприятий соблюдать дистанцию в 1,5 м Общество, 20:16 Китай поставит в Россию 80 млн масок в ближайший месяц Общество, 19:58
Бизнес ,  
0 

Средний класс в России начал ощущать действие продуктовых санкций

Более половины типичных представителей российского среднего класса, потребительское поведение которых изучает периодическое исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова», ощутили на себе последствия введения эмбарго на отдельные группы продуктов питания. Список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию в течение года, включает товары из США, Канады, Евросоюза, Норвегии и Австралии – мясо, рыбу, молоко, колбасы, овощи, фрукты, орехи и др.
Фото: Lori

«Ивановы» – 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющим отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян.

В III квартале 2014 года 52% представителей российского среднего класса заметили либо повышение цен, либо дефицит продуктов, сообщают исследователи. Из-за дороговизны и пустых полок в некоторых магазинах российские потребители пересмотрели свою привычную продуктовую корзину.

Как пояснил один из авторов исследования аналитик «Сбербанк CIB» Артур Галимов, потребители ищут более дешевую замену привычным продуктам в той же товарной группе, не всегда равнозначную. «Если яблоки, появившиеся на полках после введения запрета, выросли в цене, потребители могут переключиться на бананы», – говорит аналитик. Так же «Ивановы» снижают потребление продуктов из категорий, вошедших в санкционный список, принятый российским правительством. 

Респонденты исследования отметили, что наиболее существенный рост цен они заметили на мясо и рыбу (10,8% и 10,6% соответственно), фрукты (7,1%), молочные продукты (6,6%) и овощи (5,4%). О том, что мясо и рыба вызывают наибольшее количество проблем с точки зрения оперативной замены поставщиков и сдерживания цен, ранее признавали и сами продовольственные сети. К примеру, смена логистических путей для завоза рыбной продукции привела к дефициту продукта и росту закупочных цен. Оптовая цена охлажденной рыбы для германского ретейлера Globus выросла на 35-40%. Рекордсменом роста в цене стало мясо птицы из-за дефицита свиного шпига еще в начале года – чтобы компенсировать дефицит сырья, производители колбас и сосисок начали закупать курятину.

При этом в конце сентября опрошенные РБК ретейлеры заявляли, что смогли наполнить полки аналогичной продукцией по большинству утраченных товарных позиций: продукция заменена или российскими аналогами, или импортом из стран, не попавших под российские санкции.

Менее остальных связанные с санкциями изменения в сфере потребления отметили лояльные покупатели «Магнита»: 53% опрошенных клиентов этой сети не заметили никаких изменений, тогда как в других сетях публичных ретейлеров более половины постоянных покупателей (54-58%) заявили о том, что ощутили перемены последних месяцев. Постоянные покупатели «Магнита» оказались в меньшинстве и среди тех, кто обратил внимание на исчезновение с полок каких-либо привычных товаров: таких в этой сети оказалось лишь 10%.

Впрочем, ретейлеры пока не отметили каких-то значимых для себя трендов в потребительском поведении клиентов. «Мы не отмечаем тенденции к экономии или к явному замещению покупок на дешевые аналоги. В магазинах положительная динамика продаж, количество товаров в одной покупке и средняя цена единицы товара также не показывают тренда к снижению», – рассказала РБК  директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина.

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"