Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

На рынке сервисов бронирования отелей в России сменился лидер

«Яндекс Путешествия» обогнал Ostrovok по бронированиям этим летом
«Яндекс Путешествия» обогнал Ostrovok.ru среди российских сервисов аренды отелей: летом через него делал бронь каждый шестой гость, который искал жилье онлайн. Но чаще всего гости бронируют номера напрямую на сайтах отелей
Яндекс YDEX ₽2 664,6 -2,27% Купить
Airbnb ABNB $141,62 -0,41% Купить
Booking BKNG $3 141,21 -0,11% Купить
Фото: Agung Parameswara / Getty Images
Фото: Agung Parameswara / Getty Images

Сервис онлайн-бронирования «Яндекс Путешествия» стал лидером среди агрегаторов для поиска гостиниц летом 2023 года, обогнав по доле Ostrovok.ru, следует из данных платформы для гостиничного бизнеса TravelLine, с которыми ознакомился РБК.

Как считали

Единая платформа для онлайн-продаж и управления отелем TravelLine оценивала долю бронирований в подключенных к системе средствах размещения в июне—августе 2023 и 2022 годов. В статистике учитывались как прямые бронирования с сайтов гостиниц через модуль бронирования TravelLine, так и бронирования, сделанные в этих гостиницах через ОТА (Online travel agencies — сервисы онлайн-бронирования отелей). К платформе подключено более 12 тыс. объектов размещения как в России, так и за рубежом (количество подключенных к системе именно российских отелей представитель TravelLine не уточнил, сославшись на коммерческую информацию). Всего в России, по данным Росстата, в 2022 году насчитывалось 29,5 тыс. коллективных средств размещения.

Власти обсудят ограничение аренды туристического жилья через агрегаторы
Бизнес
Фото:Bignai / Shutterstock

За год сервис «Яндекс Путешествия» практически вдвое увеличил свою долю по бронированиям — с 8,1% прошлым летом до 15% за июнь—август 2023-го. Таким образом, агрегатор обошел лидировавший в прошлом году сервис Ostrovok.ru (его доля снизилась до 14,5% год к году). В пятерке самых популярных сервисов для поиска туристического жилья этим летом также оказались: входящий в группу «Академсервис» Acase.ru (его доля составила 4,4%), входящий в МТС Travel сервис Bronevik.com (4,4%) и замыкающий пятерку Zabroniryi.ru с долей 3,9%. В прошлом году на пятом месте был сервис для планирования путешествий OneTwoTrip с долей бронирования 2,2%, но в этом году он опустился на седьмую строчку с показателем 1,8%.

Впрочем, основная часть отдыхающих, бронирующих отели онлайн, после ухода из России сервиса Booking.com (по данным TravelLine, до марта 2022 года на его долю приходилось 57% броней) снимают жилье напрямую у гостиниц и отелей. По итогам трех летних месяцев 2023 года напрямую на сайтах отелей совершали брони 44,3% пользователей, хотя это и меньше, чем год назад (49,3%).

С выводом о смене лидера на рынке онлайн-бронирования туристического жилья согласны вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Вадим Прасов и гендиректор турагентства «Свой ТС» Сергей Войтович. Причины перестановок в рейтинге Прасов считает очевидными: в отличие от Ostorovok.ru, сервис «Яндекса» — это часть экосистемы, поэтому возможностей для продвижения и для получения потенциальных клиентов с точки зрения бронирований у «Яндекс Путешествий» больше. Прасов допускает, что после ухода Booking.com сервисы для организаций путешествий у «Яндекса» не сразу оказались удобны для пользователей, поэтому первое время его опережали другие игроки. Так, компания только в конце февраля 2023 года запустила свое мобильное приложение для поиска авиабилетов и бронирования отелей — аналог Booking.com и Aviasales. «Это рынок, и то, что кто-то кого-то обгоняет, абсолютно нормальная история», — заключил Прасов.

Где россияне бронируют отели после ухода Booking и Airbnb. Инфографика
Бизнес
Фото:Лев Федосеев / ТАСС

Что говорят сервисы

Двукратный рост доли бронирований сервиса директор «Яндекс Путешествий» Евгений Абрамзон объясняет несколькими причинами: создание мобильного приложения по бронированию отелей и авиабилетов в феврале 2022 года, запуск собственной платформы для отельеров, 10-процентный кешбэк баллами «Яндекс Плюс» для оплаты на других сервисах «Яндекса», промо и увеличение числа российских отелей, подключенных к платформе «Яндекс Путешествия», в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом. «Еще с конца 2022 года мы сфокусировались на объектах, которые будут востребованы именно в летний сезон, например в Краснодарском крае, Самарской и Ленинградской областях», — пояснил Абрамзон.

В пресс-службе сервиса Ostrovok.ru обращают внимание, что статистика TravelLine формируется на основе данных от 12 тыс. отелей, которые с ним работают, тогда как рынок туристических средств размещения гораздо больше. «Наш сервис продает в России более 92 тыс. объектов, и помимо TravelLine мы работаем еще с 17 менеджерами каналов, данные каждого из которых покрывают лишь часть рынка», — объясняет пресс-секретарь сервиса Анита Гусич. По ее словам, значительная доля объектов предпочитает работать не с посредниками, а подключаться и работать напрямую через экстранет (портал для подключения объектов размещения) Ostrovok.ru. «В целом для любой отрасли конкуренция это хорошо, главное, чтобы она была честной и добросовестной», — добавила Гусич.

Как российские отельеры боролись с Booking.com

В 2022 году структура рынка аренды туристического жилья в России претерпела существенные изменения после ухода из России крупнейших сервисов онлайн-бронирования туристического жилья. По данным Федеральной антимонопольной службы, нидерландский сервис Booking.com занимал доминирующее положение на рынке с долей около 80%. Конкурент TravelLine — система управления гостиницами, отелями, хостелами и апартаментами Bnovo (охватывает около 15 тыс. объектов размещения в 40 странах) оценивала, что Booking.com в конце 2021 года занимал 77,5% рынка онлайн-бронирований туристического жилья. Доля прямых бронирований через сайты отелей составляла тогда всего 9,3%, на третьем месте была американская онлайн-площадка для бронирования апартаментов Airbnb — на ее долю приходилось 3,3%.

Глава Booking в России — РБК: «Мы не против участвовать в обелении рынка»
Бизнес
Алексей Матушкин

В марте 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине, сервис Booking.com приостановил работу в России в связи с «возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране», заявлял тогда представитель компании. Сервис перестал находить варианты размещения в России, но возможность найти и забронировать отель за рубежом у россиян осталась. Также в начале марта 2022 года работу на территории России и Белоруссии приостановил Airbnb, а также запретил пользователям этих государств пользоваться своими услугами в других странах.

Отечественные туроператоры на протяжении нескольких лет боролись с доминирующим положением Booking.com. В 2018 году сервис даже предложили запретить на территории России: проработать такой вопрос по инициативе Войтовича поручало тогда Ростуризму Минкультуры, но ограничений за этим не последовало. Эксперты туротрасли также предлагали принять аналогичные меры к другим зарубежным сервисам по бронированию жилья — TripAdviser и Airbnb, для того чтобы «освободить поле для продвижения отечественных альтернативных проектов». Ввести ограничение предлагалось на бронирование через Booking.com только российских гостиниц для клиентов, находящихся внутри страны, и не должно было распространяться на бронирование за границей, пояснял тогда Войтович. Прямые продажи для отелей выгоднее, отмечала тогда Светлана Астафьева, гендиректор управляющей компании «Туррис» (среди активов — четыре отеля в Петербурге, Крыму и Финляндии), но оговаривалась, что самостоятельно заполнить гостиницы круглый год своими силами не удается.

Доминирующее положение сервиса и условия, на которых Booking.com заключал договоры с российскими отелями, привели к разбирательству с ФАС. В 2019 году общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» пожаловались в ФАС на то, что Booking.com навязывает отелям условие о паритете цен: даже если клиент бронирует напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем тот сдается на Booking.com. В результате разбирательства в августе 2021 года ведомство признало компанию виновной в злоупотреблении доминирующим положением и назначило оборотный штраф. В ноябре 2021 года Booking.com по решению суда прекратил практику паритета цен в России, а в апреле 2022 года, уже после приостановки деятельности на российском рынке, выплатил в бюджет назначенный ФАС штраф 1,3 млрд руб.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Туризм"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24