Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Бизнес⁠,
0

Производители заявили о подорожании газировки из-за утилизации отходов

Введение норматива по 100% утилизации отходов производства увеличит цену литра газировки и воды в магазинах более чем на 1 руб., предупреждают производители. Эксперты уверены, что повышение экосбора не решит проблему с экологией
Фото: Vincent Mundy / Bloomberg
Фото: Vincent Mundy / Bloomberg

Производители газировки и питьевой воды посчитали, насколько вырастет стоимость их продукции в случае, если государство увеличит норматив по утилизации товаров и упаковки до 100%. Свои оценки вице-премьеру Алексею Гордееву направили два объединения — Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (участники союза — Coca-Cola, PepsiCo, «Нарзан» и др.) и Союз производителей бутилированных вод («Чистая вода», «Шишкин лес», «Королевская вода» и др.). Копия их письма от 4 сентября есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил представитель одного из союзов.

По расчетам союзов, необходимость полной переработки товаров и упаковки увеличит совокупную нагрузку на индустрию на 13,57 млрд руб. Это означает, что в рознице литр напитков подорожает на 1,5–3,5% в зависимости от вида продукции (питьевая или минеральная вода, безалкогольные напитки).

В аппарат Алексея Гордеева письмо пока не поступало, уточнил его представитель. В Минприроды на запрос РБК на момент публикации не ответили.

Почему из-за переработки может подорожать газировка и какие товары должны утилизироваться — в материале РБК.

Какая инициатива беспокоит рынок

Поводом для обращения производителей безалкогольных напитков и воды к вице-премьеру стал обсуждаемый правительством вопрос о введении норматива по полной утилизации товаров и упаковки. В августе стало известно, что Гордеев поручил до середины 2020 года Минфину, Минпромторгу и Минэкономразвития рассмотреть эту инициативу Минприроды. По расчетам министерства, введение норматива по 100%-ной утилизации товаров и упаковки увеличит поступления от экологического сбора до 136 млрд руб. в год (для сравнения: в 2018 году это было 2,2 млрд руб.). В частности, экосбор по бумаге и картону должен принести 22 млрд руб., стекла — 14,4 млрд руб.

Предложение Минприроды поддержал Минпромторг, который ранее сам выступал с аналогичной идеей, но с оговоркой, что нормативы по утилизации должны расти постепенно. Против этого шага выступили производители потребительских товаров: увеличение нормативов по утилизации вынудит производителей продуктов пересмотреть цены, указывал исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.

Какие товары и как сейчас утилизируют

Сейчас производители и импортеры по закону («Об отходах производства и потребления») должны обеспечивать утилизацию части использованных товаров и упаковки. Перечень таких товаров утвержден правительством: всего их 54 группы (среди них в том числе постельное белье, одежда, резиновые шины, одежда, бумага и гофрокартон, бутылки и пластиковая упаковка). По каждой группе на 2018–2020 годы предусмотрены нормативы утилизации: например, в 2019 году должно быть переработано 35% гофрированной бумаги и тары из гофрокартона, 15% бумажной и картонной упаковки, 15% полимерной упаковки и 20% стеклянной упаковки.

Россия на треть увеличила ввоз пластикового мусора из-за границы
Экономика
Фото:Daniel Acker / Bloomberg

Вариантов переработки использованных товаров и упаковки в законе предусмотрено несколько. Производитель может сам организовать инфраструктуру по сбору и утилизации либо заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами. Чтобы обеспечить выполнение нормативов, производители и импортеры могут объединяться в союзы — например, за утилизацией использованных товаров и упаковки следит ассоциация «РусПРО».

Те, кто не обеспечивают утилизацию отходов сами, могут платить государству экологический сбор. Его размер рассчитывается по формуле, в которой учитывается масса выпущенного на рынок товара, норматив утилизации и установленная ставка сбора (например, для тонны стеклотары она составляет 2,5 тыс. руб.).

Насколько подорожает газировка

Сейчас все производители безалкогольных напитков и воды в рамках действующих нормативов платят за утилизацию около 3 млрд руб. в год — в расчете на один литр выпускаемой продукции это 23 коп., говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.

В случае увеличения нормативов только за утилизацию основной используемой тары и упаковки (это стеклянные бутылки, алюминиевые банки, гофрокартон, ПЭТ-бутылка) производители будут дополнительно уплачивать 7 млрд руб. в год, указано в письме союзов. За утилизацию остальных видов упаковки, которая применяется при обороте продукции и попадает под действие закона (палеты, стретч-пленка, комбинированные упаковочные материалы и т.д.), они должны будут дополнительно заплатить около 6,5 млрд руб. В результате стоимость литра выпускаемой продукции вырастет более чем на 1 руб.

Производители заявили о риске роста цен на продукты из-за новых штрафов
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Можно ли переработать все

Резкое повышение норматива утилизации вынудит производителей реализовывать механизм расширенной ответственности через уплату экологического сбора: переработать 100% товаров и упаковки в текущих условиях производители не смогут, поскольку в России еще не выстроена инфраструктура по раздельному сбору отходов и действует НДФЛ по большей части видов вторсырья, указывает Новиков. Производители просят вице-премьера увеличивать нормативы утилизации «постепенно и экономически обоснованно», а при индексации нормативов проводить обсуждения с бизнесом и отраслевыми объединениями.

Инициатива Минприроды усложнит жизнь компаниям и потребителям, но не принесет реального улучшения экологической обстановки, убежден партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Владимир Шафоростов. Сейчас в России существует огромный разрыв между количеством мусора и инфраструктурой его переработки: в стране физически не хватает мощностей, чтобы уничтожать или производить вторсырье из того, что поступает, говорит Шафоростов. Быстро создать качественную инфраструктуру и системный подход к сбору, сортировке и рециклингу невозможно, поэтому резкий рост потока дополнительных отходов может привести к обострению социальной обстановки и риску увеличения свалок. Растущие расходы по утилизации бизнес, скорее всего, переложит на потребителей, увеличив стоимость товаров, уверен эксперт. По его мнению, в первую очередь нужно решить вопрос инфраструктуры, а потом уже повышать нормативы утилизации.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Переработка мусора"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Как золото, наука и профориентация встретились в одном пространстве Тренды, 22:28
После атаки ВСУ около 5 тыс. жителей Курской области остались без света Политика, 22:28
МВД назвало причину гибели 12-летнего подростка в подмосковной Сходне Общество, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
«Фокус смещается на Восток»: Россия и международный рынок в 2025 году Радио, 21:30
Оптимизация в HoReCa: как сэкономить на обслуживании техники Отрасли, 21:28
The Guardian рассказала, как погранслужба США давит на детей-нелегалов Политика, 21:25
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Что такое высокотехнологичная медпомощь и как она устроена в России Город, 21:24
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Овечкин вошел в топ-20 игроков в истории по числу матчей в НХЛ Спорт, 21:20
Песков рассказал об отсутствии выходных у Путина в новогодние праздники Общество, 21:17
Дмитриев прибыл в Майами Политика, 21:09
Blue Origin провела суборбитальный туристический полет. Видео Общество, 21:08
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07