Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Россияне в 2014 году купили на 1,5 млрд меньше пачек сигарет

Объем рынка сигарет в России в 2014 году снизился на 9,2%, до 310,6 млрд штук, или 15,53 млрд пачек, следует из отчетности компании Philip Morris. Это значит, что за год рынок «потерял» 1,429 пачек сигарет
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Падение ковбоя Мальборо

Снижение объемов табачного рынка PMI объясняет неблагоприятным воздействием роста ставок акциза, из-за чего стоимость сигарет серьезно выросла, а также слабой экономикой.

В 2014 году ставка табачного акциза в России выросла на 42%. Теперь она рассчитывается так: 800 руб. за тысячу штук плюс 8,5% от расчетной стоимости (она исчисляется исходя из максимальной розничной цены, но 8,5% не должны быть меньше 1,04 тыс. руб. за тысячу штук).

Продажи самой PMI упали меньше среднего значения по рынку: по данным компании, в 2014 году она поставила на рынок 84,9 млрд штук сигарет, что на 3,5% меньше, чем годом ранее.

Меньше других пострадал премиум-сегмент: падение спроса на главный бренд компании – Marlboro (-13,6%) – было частично компенсировано ростом продаж другого премиального бренда компании – Parliament, отгрузки которого выросли на 1,6%.

Падающий уже несколько лет в России спрос на Marlboro не спас даже перенос производства популярного Marlboro Lights с российской площадки под Петербургом в Германию. С марта 2014 года российским курильщикам предлагалось купить импортный продукт. Эксперты предполагали, что таким образом компания хотела остановить падение продаж этого бренда, сыграв на распространенном мнении, что импортные сигареты превосходят по качеству аналоги, выпущенные в России.

Больше остальных у PMI просел среднеценовой сегмент: отгрузки упали на 9,1%. Основной «вклад» здесь внесло резкое (-18,6%) падение продаж сигарет Chеsterfield.

В нише дешевых сигарет все осталось почти без изменений (их отгрузка снизилась на 1,4%). Падение спроса на Optima и «Cоюз Appolo» (на 16,3% и 8,5% соответственно) было компенсировано ростом продаж одного из лидеров сегмента – Bond Street (на 2,5%).

По данным PMI, которая ссылается на исследование Nielsen, доля компании​ на российском рынке выросла по итогам года на 1 п.п., до 27,1%. Самыми продаваемыми ее сигаретами остается Bond Street с долей 7,5% (1,16 млрд пачек).

Контрабанда наступает

Тяжелые для табачных компаний времена на российском рынке продолжатся, уверены в PMI. Компания прогнозирует, что в 2015 году рынок сигарет упадет еще на 8–10%. Крупнейшие конкуренты Philip Morris на российском рынке – JTI и БАТ – не стали официально комментировать этот прогноз. Но менеджер одной из крупных компаний говорит, что этот прогноз выглядит вполне правдоподобным.

Падение производства сигарет в 2014 году – продолжение негативного для отрасли тренда, который начался несколько лет назад. В 2013 году, по данным Росстата, производство сигарет в стране сократилось на 5,9%, до 390 млрд штук, или 19,5 млрд пачек. Потребление по итогам 2013 года (с учетом экспорта) составило 347 млрд сигарет, или 17,35 млрд пачек, подсчитали в JTI. Основные причины спада – рост нелегальной торговли и цен на сигареты на фоне «охлаждения» экономики России, говорил гендиректор PMI Андре Каланцопулос.

Доля нелегальной продукции на табачном рынке в 2014 году увеличилась более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%, продажи нелегальных сигарет составили 419 млн пачек, свидетельствуют данные исследования «БАТ Россия», проведенного совместно с TNS.

Большой поток контрабандной продукции связан со значительной разницей в розничной цене между сигаретами, продающимися легально, и продукцией, выпущенной в Казахстане и Белоруссии, где их стоимость значительно ниже. С учетом отсутствия границ внутри стран Таможенного союза разница в цене, а также отсутствие серьезных штрафов за торговлю нелегальными сигаретами делают этот бизнес крайне привлекательным.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Сигареты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 16:23
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 16:23
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Матч чемпионата Испании перенесли из-за ливней Спорт, 16:20
В Сиднее обнаружили взрывные устройства неподалеку от места стрельбы Общество, 16:15
Песков оценил свою вовлеченность в воспитание детей Общество, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Песков назвал заход «специалистов НАТО» на Украину триггером спецоперации Политика, 15:49
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Российским бобслеистам запретили общаться со СМИ на турнирах IBSF Спорт, 15:44
Джон Сина закончил карьеру в рестлинге поражением Спорт, 15:43
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
Около Афипского НПЗ в Краснодарском крае из-за обломков БПЛА возник пожар Политика, 15:39
ТАСС сообщил о контактах России и Израиля об Александровском подворье Политика, 15:32
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15