Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

РЖД зафиксировали рост числа недобросовестных заявок на перевозку грузов

РЖД заявили о потерях при майской погрузке по вине грузоотправителей. Речь идет об участившемся невыполнении заявок на перевозку со стороны клиентов перевозчика — согласованные объемы груза они не предъявляют к транспортировке
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

РЖД зафиксировали усугубление ситуации с так называемыми инфлированными заявками (подтвержденный запрос на перевозку, не подтвержденный фактической отправкой) грузоотправителей в мае, сообщил холдинг 4 июня. Ранее перевозчик характеризовал ее как «читерство» со стороны клиентов, влияющее на совокупные показатели погрузки в сети.

В апреле замгендиректора РЖД Михаил Глазков заявил, что недобросовестное выполнение заявок на перевозки грузовладельцами, а именно угольщиками в адрес портов Юга и Северо-Запада, — новый вызов для компании. «О чем идет речь? Когда грузоотправитель занимается так называемым читерством: перезаявляет объем груза, которого фактически нет», — пояснил топ-менеджер.

По итогам марта потери при погрузке из-за этого оценивались РЖД примерно в 4,5 млн т — это вес груза, который грузоотправители заявили к транспортировке, но не предоставили. В мае вследствие непредъявления грузов по уже согласованным заявкам они выросли до 24 млн т. Большая часть, 16,4 млн т, приходится на южное направление, еще 3,9 млн и 3,4 млн т — на восточное и западное соответственно.

В РЖД заявили о новом вызове из-за «читерства» с заявками на вывоз угля
Бизнес
Фото:Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press

Ситуация с инфлированными заявками приводит РЖД к прямым расходам, которые связаны с задействованием локомотивов и бригад машинистов, оказавшихся невостребованными. В марте на неосуществленные рейсы было выделено 72 тыс. порожних полувагонов — в итоге они попали в простой на путях общего пользования и ухудшили эксплуатационные показатели сети, пояснил Глазков.

«Компания продолжает открытый диалог с партнерами в поиске совместных решений для восполнения отставания в погрузке, возникающего в том числе из-за невыполнения некоторыми грузоотправителями своих обязательств», — заявили в РЖД.

Что происходит с погрузкой РЖД

С начала 2025 года погрузка на сети РЖД ежемесячно сокращается. За пять месяцев показатель упал на 7,3% к аналогичному периоду 2024 года, до 465,2 млн т, в частности в мае — на 9,4%, до 94,6 млн т. Потери из-за непредъявления грузов составили в мае около 25% — на столько погрузка могла бы быть выше, сказал РБК представитель РЖД.

В основном такая динамика объясняется существенным снижением перевозок стройматериалов (-19,4%), а также нефтепродуктов (-8,9%) из-за плановых ремонтов НПЗ и металлургических грузов на фоне снижения спроса на эту продукцию (на 29,1% сократились отправки черных металлов и на 40% — металлолома). Существенную долю в инфлированных заявках кроме угля занимают именно нефтеналивные и строительные грузы, пояснили в пресс-службе РЖД.

Рост конкуренции со стороны автомобильного транспорта также усилил негативный тренд по итогам мая, считают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). В условиях заметного снижения перевозок по железной дороге грузы частично переориентируют на автотранспорт, обеспечивая меньшее падение перевозок: за первый квартал 2025 года у автомобилистов оно зафиксировано на уровне 4,5% к аналогичному периоду предыдущего года, у железнодорожников — на уровне 6,1%, пояснил Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ.

Почему отправители не предъявляют грузы

Завышая объем заявок над фактическим предъявлением груза, некоторые отправители преследуют цель зарезервировать за собой провозные мощности железной дороги, полагают в РЖД. «Размер штрафа за неисполнение согласованной заявки не менялся 25 лет и не стимулирует их отказываться от этой практики, — сетует представитель компании. — РЖД неоднократно выходили с предложениями об увеличении штрафов как действенном инструменте борьбы с инфлированием заявок, но пока такие решения не приняты».

Грузовые перевозки РЖД в феврале достигли десятилетнего минимума
Бизнес
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

К непредъявлению грузов может приводить наличие «дополнительных фильтров» для заявок ГУ-12 (форма на перевозку грузов железнодорожным транспортом. — РБК), указывает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». К ним относятся динамическая модель загрузки инфраструктуры, которая предназначена для оценки возможностей и планирования грузоперевозок и при отсутствии достаточных возможностей может отклонить уже удовлетворенную заявку ГУ-12, а также суточный клиентский план погрузки (обеспечивает гарантированный прием согласованных к перевозке грузов) и технический план РЖД.

В некоторых случаях между согласованными заявками ГУ-12 и суточным клиентским планом погрузки может возникнуть расхождение и перевозка не осуществится: «ГУ-12 согласовано, а суточный клиентский план погрузки — нет, соответственно, заявку нужно подавать заново, если с РЖД не согласована альтернатива по направлениям или получателям», — пояснил Бурмистров. Есть и противоположная ситуация, когда РЖД готовы согласовать и транспортировать прописанный отправителем в заявке объем, но заявки ГУ-12 подаются «с запасом», и фактически клиент не может осуществить отгрузку.

«В текущих условиях из-за проблем с отправкой по уже согласованным заявкам из-за их несоответствия техническому плану РЖД компании зачастую подают заявки ГУ-12 несколько раз. Поэтому их дублирование в целом связано со спецификой текущей практики управления перевозочным процессом», — заключил эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 21:51
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 21:51
Глава Евросовета назвал условия для разморозки российских активов Политика, 21:57
Демократы показали новые снимки архива Эпштейна с Трампом и Клинтоном Политика, 21:50
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
FT раскрыла переписку экс-главы Wirecard о «пытающихся украсть говнюках» Политика, 21:23
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Главный тренер ПСЖ похвалил Сафонова после двух сухих матчей Спорт, 21:18
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
В Госдуме выступили против запрета скидок на маркетплейсах Общество, 21:06
ЕС принял решение о бессрочной заморозке активов России Политика, 20:58
Семь скелетонистов и две бобслеистки из России допущены к отбору на Игры Спорт, 20:57
Роскомнадзор заявил об отсутствии новых ограничений для Telegram Технологии и медиа, 20:51
Военная операция на Украине. Главное Политика, 20:43
Бельгия изменила решение по долгосрочной заморозке активов России Экономика, 20:40
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:39